АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 декабря 2021 года | Дело № | А05-151/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В., рассмотрев 13.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу № А05-151/2021, у с т а н о в и л: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоКомпания, адрес: 164010, Архангельская обл., Коношский р-н, раб. <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), 22 002,13 руб. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2019 год, 52,99 руб. пеней, начисленных за период с 26.12.2020 по 11.01.2021, с последующим их начислением по день фактической уплаты долга. Решением суда от 20.05.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021, заявленные требования оставлены без удовлетворения. В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя кассационной жалобы, при расчете субсидии Общество неправомерно использовало норматив на холодное водоснабжение в размере 3,258 куб.м/чел., утвержденный постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 29.08.2012 № 43-пн «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее - Постановление № 43‑пн) и не соответствующий фактической степени благоустройства домов, а также норматив на водоотведение, рассчитанный для домов с централизованным горячим водоснабжением, ваннами, водопроводом и канализацией, за вычетом норматива на горячее водоснабжение. Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство и Общество 12.02.2019 заключили договор № 58-В (далее - Договор) о предоставлении из областного бюджета в 2019 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципального образования «Коношское», в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» (2014 - 2020 годы)». Согласно пункту 3.2.1 Договора в качестве базовых величин для расчета размера субсидии принимаются, в том числе, объемы питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, реализованные получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 306). По результатам проведенной плановой камеральной проверки Общества по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2019 год, Министерство 30.11.2020 составило акт № 203/06-06/110 и направило Обществу требование от 08.12.2020 № 203/06-06/9405 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии в размере 22 001,13 руб. (2 860,21 руб. - за водоснабжение, 19 141,92 руб. - за водоотведение). Основанием для направления указанного требования послужили выводы Министерства о завышении Обществом объемов холодной воды на 2 389,763 куб.м и услуг водоотведения на 2 321,499 куб. м. при расчете субсидии. Министерство установило, что при определении объема услуг водоснабжения населению, проживающему в домах по адресу: Октябрьский пр., <...>; Советская ул., <...> а; Западная ул., д. 16 б, Общество необоснованно применяло норматив на холодное водоснабжение в размере 3,258 куб. м/чел., установленный для многоквартирных и жилых домов с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами, водопроводом и канализацией, поскольку в названных домах централизованное горячее водоснабжение отсутствовало. При определении объемов услуг по водоотведению населению, проживающему в домах со степенью благоустройства «многоквартирные и жилые дома с водопроводом, канализацией и ваннами» по этим же адресам, Общество необоснованно применяло норматив на водоотведение в размере 3,258 куб. м/чел., равный нормативу на холодное водоснабжение для многоквартирных и жилых домов с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами, водопроводом и канализацией. Оставление Обществом без удовлетворения требования о возврате в областной бюджет необоснованно полученных средств субсидии послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, отказали в удовлетворении заявленных требований. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего. В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ). Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп (далее - Постановление № 487-пп) утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению. В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ). Суды установили, что в спорный период Общество оказывало услуги по холодному водоснабжению и водоотведению населению и потребителям, приравненных к населению, на территории муниципального образования «Коношское». Объемы холодной воды и услуг водоотведения, поставленные населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период. Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Договоров, Порядка, статьями 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», закона Архангельской области от 26.09.2014 № 168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», Постановления № 306, Постановления № 43-пн, постановлением Министерства от 09.12.2020 № 180-пн «О внесении изменений в постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 29.08.2012 № 43-пн», а также правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, суды пришли к выводу о правомерности использования Обществом при расчете средств названной субсидии за спорный период нормативов водоснабжения и водоотведения, установленных Постановлением № 43-пн. Суды исходили из того, что постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2018 № 81-в/11 «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые Обществом на территории муниципального образования «Коношское» муниципального образования «Коношский муниципальный район» тарифы на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, установлены Обществу ниже, чем соответствующие тарифы для прочих потребителей. Нормативы на услуги водоснабжения и водоотведения для многоквартирных и жилых домов без централизованного горячего водоснабжения, оборудованных ваннами, в установленном законом порядке не утверждены. При этом использованный Обществом норматив на водоснабжение и водоотведение меньше соответствующих нормативов, установленных Постановлением № 43‑пн. Представленные в материалы дела документы подтверждают заявленные Обществом объемы водоснабжения и водоотведения в спорный период. С учетом изложенного суды правомерно признали недействительным оспариваемые требования Министерства. Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Приведенные Министерством доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства. Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу № А05-151/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.В. Лущаев | |||
Судьи | Е.Н. Александрова С.В. Соколова | |||