ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
22 мая 2018 года | г. Вологда | Дело № А05-15238/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено мая 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от АО «АЦБК» ФИО1 по доверенности от 29.12.2017 № 7-11юр, от Архангельской таможни ФИО2 по доверенности от 14.08.2017 № Д-241,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Архангельский Целлюлозно-Бумажный Комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2018 года по делу № А05-15238/2017 (судья Ипаев С.Г.),
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Архангельский Целлюлозно-Бумажный Комбинат» (ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446; место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1; далее – общество, АО «АЦБК») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (ОГРН 1022900540871, ИНН 2901065254; место нахождения: 163045, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 138; далее – таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2017 № 10203000-260/2017, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2018 года по делу № А05-15238/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО «АЦБК» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на самостоятельное и добровольное направление в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения,
Таможня в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности 25.04.2017 в виде электронного документа подана статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20170425110738147, регистрационным номером 10203000/250417/С323654 (далее - статистическая форма), отражающая совершение операций, подлежащих статистическому учету в апреле 2017 года, в рамках реализации договора от 15.11.2016 № 551, заключенного АО «АЦБК» (Россия) с ОУ «МЕРКОЛЕК» (74114, Эстония, Маарду, Вана Нарва МНТ.18).
Поставка осуществлялась грузополучателю обособленному подразделению «ТОО ИНТЕР МУЛЬТИ СЕРВИС (ИМС)» (111111, Казахстан, <...>) в соответствии со счетом-фактурой от 21.04.2017 № 4400005797.
В представленной статистической форме оформлено два товара:
- товар № 1 «Бумага и картон немелованные прочие, массой 1 м2 150г или менее» код ТН ВЭД ЕАЭС 4805910000 (вес нетто – 14 467 кг, стоимость товара – 1608,96 доллара США);
- товар № 2 «Бумага и картон немелованные прочие, массой 1м2 более 150 г, но менее 225 г», код ТН ВЭД ЕАЭС 4805920000 (вес нетто – 3330 кг, стоимость товара – 6785,52 доллара США).
Поскольку таможней выявлен низкий индекс стоимости по указанному выше товару № 1, то ответчик письмом от 20.06.2017 № 13-04-13/06287 уведомил общество о постановке статистической формы за апрель 2017 года на контроль по причине низкого индекса стоимости товара и запросил подтверждающие документы.
В связи с этим 21.06.2017 статистическая форма с системным номером ED20170425110738147, регистрационным номером 10203000/250417/С323654, аннулирована АО «АЦБК» и взамен подана статистическая форма с системным номером ED20170621113019515, регистрационным номером 10203000/210617/С515709, в которой у товара № 1 «Бумага и картон немелованные прочие, массой 1м2 150 г или менее», код ТН ВЭД ЕАЭС 4805910000 в графе 13 «Стоимость товара» стоимость 1608,96 доллара США исправлена на 6785,52 долларовСША, в графе 14 «Статистическая стоимость в долларах США» 1608,96 долларов США исправлена на 6785,52 долларов США, в графе17 «Статистическая стоимость в рублях» 90 771,89 руб. исправлена на 382 815,29 руб.; товара № 2 «Бумага и картон немелованные прочие, массой 1м2 более 150 г, но менее 225 г» код ТН ВЭД ЕАЭС 4805920000 в графе 13 «Стоимость товара» 6785,52 долларов США исправлена на 1608,96 долларов США, в графе 14 «Статистическая стоимость в долларах США» 6785,52 долларов США исправлена на 1608,96 долларов США, в графе 17 «Статистическая стоимость в рублях» на 382 815,29 руб. исправлена 90 771,89 руб.;
Кроме того, обществом в адрес таможни направлены дополнительные документы согласно запросу.
В ходе проверки представленной документации установлено, что согласно счету - фактуре (инвойсу) от 21.04.2017 № 4400005797:
- по коду товара ТН ВЭД ЕАЭС 4805910000 стоимость товара составляет 6785,52 долларов США (товар № 1 статистической формы). В статистической форме № 10203000/250417/С323654 по данному коду неверно указана стоимость товара в графе 13 «Стоимость товара», в графе 14 «Статистическая стоимость в долларов США», где стоимость указана 1608,96 долларов США, а также в графе 17 «Статистическая стоимость в рублях», где указана стоимость 90 771,89 руб. - пересчет стоимости товара в рубли исходя из указанной стоимости товара 1608,96 долларов США по установленному Центральным банком Российской Федерации курсу доллара США к рублю на 21.04.2017 (курс составлял 56,4165 руб.);
- по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4805920000 стоимость товара составляет 1608, 96 долларов США (товар № 2 статистической формы). В статистической форме № 10203000/250417/С323654 по данному коду неверно указана стоимость товара в графе 13 «Стоимость товара», в графе 14 «Статистическая стоимость в долларов США», где стоимость указана 6785,52 долларов США, а также в графе 17 «Статистическая стоимость в рублях», где указана стоимость 382815,29 руб. - пересчет стоимости товара в рубли исходя из указанной стоимости товара 6785,52 долларов США по установленному Центральным банком Российской Федерации курсу доллара США к рублю на 21.04.2017 (курс составлял 56,4165 руб.).
В связи с выявленным нарушением таможней 12.10.2017 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, а 26.10.2017 вынесено постановление № 10203000-260/2017 по делу об административном правонарушении, которым ООО «АЦБК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись этим постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещении товаров.
Исходя из части 3 статьи 104 Закона № 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу третьему пункта 5 названных Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 5 Правил).
Абзац первый пункта 7 Правил предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы; представление в таможенный орган статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».
В соответствии с пунктом 4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 525 (далее - Единая методология).
Пунктом 3.2 Единой методологии установлено, что исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, предоставляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств-членов Таможенного союза при взаимной торговле. Учет импорта и экспорта товаров в статистике взаимной торговли производится: при импорте - на дату поступления товара на склад, при экспорте - на дату отгрузки товара со склада.
Пунктом 10.2 Единой методологии определено, что одним из основных показателей, применяемых для формирования статистики взаимной торговли, является в том числе, статистическая стоимость товара (в долларах США, национальной валюте).
Пунктом 11.1 Единой методологии предусмотрено, что статистическая стоимость товара - стоимость товара, выраженная в долларах США, приведенная к единому базису цен (для экспортируемых товаров - по типу цен ФОБ, импортируемых - по типу цен СИФ). Пересчет стоимости в доллары США осуществляется по курсу, установленному национальным (центральным) банком государства-члена Таможенного союза, в статистике взаимной торговли - на дату поступления товара на склад при импорте, на дату отгрузки товара со склада при экспорте.
В соответствии с пунктом 9 Правил заявители, допустившие факты представления недостоверных сведений, в том числе при обнаружении этих фактов самими заявителями, представляют в таможенный орган новую статистическую форму и заявление об аннулировании статистической формы (далее - заявление), в котором должны быть указаны системный номер аннулируемой статистической формы, перечень вносимых изменений, обоснование для внесения изменений и необходимые пояснения. Заявление об аннулировании подается в таможенный орган в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения факт заявления недостоверных сведений.
Каждая статистическая форма учета носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о перемещаемых товарах.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, в статистической форме с системным номером ED20170425110738147, регистрационным номером 10203000/250417/С323654, заполненной обществом и представленной в таможенный орган 25.04.2017, выявлены недостоверные сведения в стоимости товара.
Общество ссылается на наличие основания для применения нормы, содержащейся в пункте 2 примечания к статье 19.7.13 КоАП РФ, согласно которой в случае добровольного представления юридическим лицом в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании этой статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой статистической формы учета перемещения товаров, содержащей достоверные сведения, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления заявления об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров и регистрации новой статистической формы учета перемещения товаров, таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом, предметом по которому являются сведения о товарах, указанные в заявлении об аннулировании статистической формы учета перемещения товаров.
Вместе с тем в материалах дела усматривается, и из пояснений представителя таможни следует, что письмо от 20.06.2017 № 13-04-13/06287 о выявленных несоответствиях таможенным органом направлено обществу по электронной почте 20.06.2017 в 17 час 08 мин, что подтверждается электронным сообщением о доставке письма обществу. Названное письмо получено 21.06.2017 обществом и на бумажном носителе.
Новая статистическая форма с системным номером ED20170621113019515, регистрационным номером 10203000/210617/С515709, подана обществом 21.06.2017, то есть после получения информации от таможенного органа.
Тот факт, что на момент направления новой статистической формы таможни обществом было получено письмо таможни от 20.06.2017 № 13-04-13/06287, свидетельствует и направление обществом 21.06.2017 в таможенный орган дополнительно запрошенных ответчиком документов (письмо от 21.06.2017 № 34/618).
В связи с этим оснований для освобождения заявителя от административной ответственности по заявленному им основанию не усматривается.
Нормами части 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 настоящего Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Судом первой инстанции не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих исполнению требований законодательства к порядку заполнения статистической формы учета перемещения товаров, общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных соответствующим законодательством; не предприняло своевременно все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, в связи с чем правомерен вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доказательства того, что общество было лишено возможности не допустить нарушения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюдены.
Нарушений таможенным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, имеющих существенный характер, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемой категории дел, определенный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не нарушен.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Наказание назначено таможней в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Выводы суда, изложенные в решении от 07.02.2018, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2018 года по делу № А05-15238/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Архангельский Целлюлозно-Бумажный Комбинат» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.Н. Осокина |