ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-1823/19 от 25.12.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 декабря 2019 года

Дело №

А05-1823/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,

при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Архангельской области «Северодвинский родильный дом» ФИО1 (доверенность от 17.12.2019),

рассмотрев 23.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Архангельской области «Северодвинский родильный дом» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу № А05-1823/2019, 

у с т а н о в и л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения  Архангельской области «Северодвинский родильный дом», адрес: 164500, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Роддом), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Фонд), от 15.11.2018 № 12/67 использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 15.11.2018 № 12/67 с сообщением о результатах рассмотрения разногласий от 29.11.2018 № 4218/01-17 в части признания нецелевыми 41 751 руб.  расходов на обучение по программе ординатуры за счет средств ОМС, а также признании незаконным требования о перечислении указанной суммы на лицевой счет Фонда вместе со штрафом в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств.

Решением суда от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Роддом, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, обучение по программе ординатуры может быть оплачено за счет за счет средств ОМС; суды не дали оценку формулировке, содержащейся в Тарифном соглашении о том, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включаются расходы на оплату услуг по обучению на курсах подготовки специалистов. По мнению Роддома, ординатура является курсом подготовки специалистов и как вид обучения, упомянутый в Тарифном соглашении, может быть оплачен за средств ОМС. 

В отзыве на кассационную жалобу Фонд, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

До начала судебного заседания от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Неявка  представителя Фонда в судебное заседание не является препятствием для  рассмотрения кассационной жалобы.

В судебном заседании представитель Роддома поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой проверки Роддома по вопросу использования средств за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, направленных на реализацию территориальной программы ОМС, Фонд выявил нарушения раздела 8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 № 533-пп, раздела 3 Тарифного соглашения в сфере ОМС Архангельской области на 2017 год и на плановый 2018 и 2019 годов, а также расходование 41 751 руб. на обучение по программе ординатуры, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, что является нецелевым использованием средств ОМС.

По данному факту Фонд 15.11.2018 составил акт проверки № 12/67.

Не согласившись  с выводами, изложенными в указанном акте проверки, Роддом 20.11.2018 направил Фонду возражения № 1166.

Поскольку возражения на акт проверки не приняты Фондом во внимание, Роддом обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы, связанные с получением высшего образования за счет средств ОМС, отказали в удовлетворении заявленных требований.

 Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального  закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ). 

В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС» (далее - Положение № 73).

В соответствии с пунктом 15 Положения № 73 проверке в составе прочего подлежат направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС (пункт 17 Положения) и соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС (пункт 16 Положения).

Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.

Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016                            № 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016                         № 533-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Территориальная программа).

Территориальной программой установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.

Разделом VIII Территориальной программы на 2017 год, разделом III Тарифного соглашения на 2017 год установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Согласно таблице 1 раздела III Тарифного соглашения на 2017 год расходы на оплату прочих услуг включают экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы медицинской организации на оплату услуг, необходимых медицинской организации для оказания медицинской помощи, по договорам на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, в том числе расходы на оплату услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225, в том числе услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.

Частью 1 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования: образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона № 273-ФЗ образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), образовательные программы высшего образования (в том числе программы ординатуры) относятся к основным профессиональным образовательным программам.

Программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ отнесены к дополнительным профессиональным программам.

Таким образом, программы ординатуры относятся к образовательным программам высшего образования и не являются курсами повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.

Суды установили, что в проверяемом периоде Роддомом произведено расходование 41 751 руб. средств ОМС  на оплату обучения ФИО2 по образовательной программе высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации) в ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология» по контракту от 21.08.2017 № 2017081 ЗК, заключенному с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Северный государственный медицинский университете» Министерства здравоохранения Российской Федерации. При этом в проверяемый период ФИО2 не состояла в штате Роддома, трудовой договор с ней не был заключен.

Поскольку данный вид расходов не относится к подстатье 226 «Прочие услуги», структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы, связанные с получением высшего образования за счет средств ОМС, нормы действующего законодательства, в том числе осуществляющего правовое регулирование ОМС, не содержат положений о том, что профессиональное образование (высшее, включая обучение в ординатуре) должно оплачиваться за счет средств ОМС, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата Роддомом 41 751 руб. на обучение по программе ординатуры за счет средств ОМС является их нецелевым использованием.

Довод кассационной жалобы о том, что в структуру тарифа включены расходы на оплату услуг, необходимых медицинской организации для оказания медицинской помощи, в том числе расходы по подготовке специалистов, был предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил надлежащую правовую оценку.

Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.

Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу № А05-1823/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения  Архангельской области «Северодвинский родильный дом» - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева