ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-1834/2023 от 18.01.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 января 2024 года

Дело №

А05-1834/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 января 2024 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Куприяновой Е.В.,

при участии от акционерного общества «Северное речное пароходство» ФИО1 (доверенность от 23.06.2023), от общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» ФИО2 (доверенность от 02.06.2023),

рассмотрев 18.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу № А05-1834/2023,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Северное речное пароходство», адрес: 163069,             <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень», адрес: 625016,            <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания), о взыскании 3 147 628 руб. штрафа за простой судов при погрузке и разгрузке грузов, предусмотренного договором перевозки от 28.09.2022    № ДОГ-2809/22-2 (далее – Договор).

Решением суда от 07.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2023, иск удовлетворен в части взыскания с Компании в пользу Общества 2 929 474 руб. 58 коп. штрафа, в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами, Общество (исполнитель) и Компания (заказчик) 28.09.2022 заключили Договор, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в летнюю навигацию 2022 года по перевозке грузов водным транспортом по маршруту:              п. Салмановское (Утреннее НГКМ) - п. Сабетта (Няруй-Яха), п. Собетта (НяруйЯха) - п. Лабытнанги, Салмановское (Утреннее НГКМ) - п. Ямбург, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги на условиях Договора.

Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Договора исполнитель обязался принять груз к перевозке и осуществить перевозку собственным флотом.

Заказчик в свою очередь обязался своевременно предоставить груз к перевозке, при этом погрузка в районе порта причала п. Салмановское, а также с использованием крановой механизации Сабетта осуществляется силами и средствами заказчика. Норма погрузки в пункте Салмановское (Утреннее НГКМ) и      п. Сабетта (Няруй-Яха) - 24 часа за баржу пр.942М/пр.81108 с момента извещения о прибытии на рейд до момента подписания транспортных документов. Сверх указанного времени заказчик уплачивает штраф за сверхнормативный простой по ставкам, установленным в пункте 5.4 Договора.

Пунктом 5.4 Договора предусмотрено, что штраф за простой судна под загрузкой или выгрузкой не по вине исполнителя оплачивается заказчиком по следующим ставкам, которые в час составляют: 2003 руб. для барж проекта 81108, 942М, 942В, 942 и ФИН 1000/800; 15 806 руб. для буксировщиков проекта Р-33Б.

По утверждению истца, при перевозке груза по маршруту п. Салмановское (Утреннее НГКМ) - п. Сабетта (Няруй-Яха) имел место простой баржи Б-2555 при погрузке в п. Салмановское в период с 15.10.2022 по 16.10.2022, а также простой в ожидании морского проекта в период с 16.10.2022 по 19.10.2022. Причиной простоя стало отсутствие у заказчика проекта морской перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза, затребованного службой капитана морского порта Салмановское НГКМ.

По расчету истца размер штрафа за простой составил 2 706 968 руб.

Также при перевозке груза по маршруту п. Сабетта (Няруй-Яха) - п. Лабытнанги имел место простой баржи МП-501 под погрузкой в п. Сабетта в период с 30.09.2022 по 06.10.2022, а также простой под разгрузкой в п. Лабытнанги в период с 14.10.2022 по 19.10.2022 ввиду того, что груз не был укрупнен, сортирован и имел нарушение целостности упаковки, что привело к невозможности использования при выгрузке средств механизации, и, следовательно, превышению нормативных сроков выгрузки грузов и простою судна исполнителя в п. Сабетта и п. Лабытнанги.

По расчету истца за период простоя с 30.09.2022 по 06.10.2022 и с 14.10.2022 по 19.10.2022 штраф составил 440 660 руб.

Претензией от 18.11.2022 Общество потребовало у Компании возместить штраф за простой судов в размере 3 147 628 руб.

Компания в письме от 25.11.2022 выразила несогласие с начислением штрафа, ссылаясь на то, что обязательства по Договору исполнены заказчиком надлежащим образом, а простой возник по независящим от заказчика причинам.

Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды удовлетворили заявленные исковые требования частично.

Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В статье 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (пункт 2 статьи 117 КТМ РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 КТМ РФ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах, начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза (пункт 2 статьи 130 КТМ РФ).

В силу пункта 1 статьи 131 КТМ РФ по окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время); при отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени (пункт 2 статьи 131 КТМ РФ).

В силу статьи 132 КТМ РФ размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту

Условиями Договора предусмотрены размер демереджа, а также порядок расчета сталийного времени (пункты 2.2.2, 5.4 Договора).

Согласно пункту 1 статьи 162 КТМ РФ получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза.

Как следует из пункта 1 статьи 129 КТМ РФ, при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания.

Согласно пункту 2 статьи 129 КТМ РФ день и час подачи указанного в пункте 1 названной статьи уведомления определяются соглашением сторон, при отсутствии соглашения обычаями данного порта.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Пунктом 2.2.2 Договора установлено, что норма погрузки в пункте Салмановское и в пункте Сабетта составляет 24 часа за баржу с момента извещения о прибытии судна на рейд до момента подписания транспортных документов. Из нормативного времени на погрузку исключается время вынужденного простоя баржи по метеорологическим условиям, при которых невозможна погрузка, но не более 24 часов.

Штраф за сверхнормативный простой судна под загрузкой или выгрузкой не по вине исполнителя оплачивается заказчиком по следующим ставкам, которые в час составляют: 2003 руб. для барж проекта 81108, 942М, 942В, 942 и ФИН 1000/800;      15 806 руб. для буксировщиков проекта Р-33Б (пункт 5.4 Договора).

 Согласно актам погрузки № СЛМ-СБТ 16/10/2022, № СЛМ-СБТ3 16/10/22,        № СЛМ-СБТ2 16/10/22 судно Б-2555 прибыло на рейд под погрузку в п. Салмановское 11.10.2022 в 01 час 00 мин.

Погрузка начата 15.10.2022 в 18 час 50 мин, погрузка окончена 16.10.2022 в     06 час 00 мин.

Разрешение на выход судна из порта получено 19.10.2022 в 09 час 00 мин.

Согласно таймшиту общее время стоянки в п. Салмановское составило          200 час, из них: по причинам, не зависящим от клиента - 24 часа по метеоусловиям, 24 часа - нормативное время погрузки. Простой по вине ответчика составил 152 час., из них 77 часов в ожидании погрузки и 75 часов - ожидание оформления морской перевозки и получения разрешения на выход из порта.

Акты погрузки № СЛМ-СБТ 16/10/2022, № СЛМ-СБТ3 16/10/22, № ФИО3 16/10/22 подписаны со стороны ответчика без возражений и замечаний.

Поскольку вина исполнителя судами не установлена, штраф по пунктом 5.4 Договора взыскан с заказчика.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки материалов дела.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, выражают несогласие ее подателя с принятыми по делу судебными актами, но не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, процессуальных нарушений не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу № А05-1834/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Г. Власова

Судьи

В.В. Дмитриев

Е.В. Куприянова