АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 февраля 2020 года | Дело № | А05-2012/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С., рассмотрев 19.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Козьминское» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу № А05-2012/2019, у с т а н о в и л: администрация муниципального образования «Козьминское», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 165787, Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к контрольно-счетной палате Архангельской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1, (далее - КСП) о признании незаконными действий по проведению камеральной проверки, предъявлению представления от 29.12.2018 № 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326, а также о признании недействительными и отмене акта камеральной проверки законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское» Ленского района» от 10.08.2018, представления от 29.12.2018 № 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее - министерство), финансовый отдел администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165780, <...>; далее - финансовый отдел), администрация муниципального образования «Ленский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165780, <...>; далее - администрация района). Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019 года в части требования о признании недействительным и отмене акта камеральной проверки законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское» Ленского района» от 10.08.2018 производство по делу прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 указанное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования полностью. По мнению подателя жалобы, контрольно-счетная палата Архангельской области не вправе проводить проверки использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, на основании плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности КСП на 2018 год и распоряжения председателя КСП от 29.01.2018 № 6-р в связи с обращением Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области от 19.12.2017 КСП проведено контрольное мероприятие «Адресная программа Архангельской области «Переселений граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». Объектами контроля являлись администрации муниципальных образований по списку согласно приложению 1 к распоряжению от 29.01.2018 № 6-р, в том числе муниципальное образование «Ленский муниципальный район» и муниципальное образование «Козьминское». В рамках названного контрольного мероприятия в период с 04.07.2018 по 10.08.2018 проведена камеральная проверка законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» муниципальным образованием «Козьминское» Ленского района», по итогам которой составлен акт от 10.08.2018. По итогам проверки КСП внесла главе муниципального образования «Козьминское» Ленского района представление от 29.12.2018 № 01-02/1332. В результате проверки КСП пришла к выводу, что при переселении граждан в рамках мероприятий адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы», утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп (далее - Программа № 173-пп), администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп. (из них 4 485 538 руб. 50 коп. средств фонда, 5 057 767 руб. 58 коп. средств областного бюджета), выразившееся в направлении средств бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ), Программой № 173-пп, а также заключенным министерством и муниципальным образованием «Козьминское» договором о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства от 29.07.2013 № 8ФП-1-13. Так, в нарушение положений пункта 3 статьи 2, части 13 статьи 20 Закона № 185-ФЗ, разделов I, V Программы № 173-пп администрацией осуществлены действия по приобретению квартир для переселения граждан, не проживавших в аварийных помещениях и подлежащих расселению по Программе. До получения указанных квартир граждане были зарегистрированы (проживали) в жилых домах, не включенных в Программу № 173-пп. На основании пункта 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ), статьи 18 Закона Архангельской области от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» (далее - Закон N 288-22-ОЗ) КСП в своем представлении указала на необходимость в срок до 16.02.2019 включительно рассмотреть информацию об указанных в представлении недостатках и нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принять меры к устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принять меры по пресечению, предупреждению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части соблюдения требований БК РФ о необходимости целевого и эффективного использования бюджетных средств, обеспечить соблюдение положений Закона № 185-ФЗ, Программы № 173-пп и договора № 8ФП-1-13. В представлении обозначена необходимость информирования КСП в срок не позднее 20.02.2019 о результатах выполнения представления, а также содержится указание на то, что неисполнение в установленный срок данного представления влечет административную ответственность, предусмотренную частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В целях устранения выявленных в ходе названной проверки бюджетных нарушений КСП также направила в финансовый отдел уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 № 01-02/1326, в котором предложила применить бюджетные меры принуждения в отношении муниципального образования «Козьминское» на общую сумму 9 543 306 руб. 08 коп. Администрация, посчитав, что у КСП не имелось полномочий на проведение камеральной проверки, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным и отмене акта камеральной проверки от 10.08.2018, в удовлетворении остальной части требований отказал. Апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям. Согласно части 2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 названной статьи. В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ контроль за использованием средств фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. В силу части 1.2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ проверку использования средств фонда в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. В целях предоставления средств фонда утверждена названная выше Программа № 173-пп. На основании с раздела VI Программы № 173-пп источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства фонда. Участниками Программы № 173-пп являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной Программы. Программа № 173-пп реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: 1) строительство многоквартирных домов; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений об обязании муниципальных образований предоставить жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со статьями 157, 265, 268.1 БК РФ, Законом № 6-ФЗ, Законом № 288-22-ОЗ КСП осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области. Таким образом, правильным является вывод судов обеих инстанций о том, что оспариваемая заявителем камеральная проверка проведена КСП при наличии у нее соответствующих полномочий. Позиция подателя жалобы об ином основана на ошибочном толковании правовых норм. Органы местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, участвующего в Программе № 173-пп, осуществляют, в частности, представление в министерство заявки на участие в Программе, перечня аварийных многоквартирных домов, документов о признании домов аварийными и подлежащими сносу, информации о планируемом переселении граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах. В целях реализации указанной Программы министерством и муниципальным образованием «Козьминское» заключен договор от 29.07.2013 № 8ФП-1-13, которым определены права и обязанности сторон при реализации Закона № 185-ФЗ по расходованию средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утвержденных в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В силу пунктов 2.3.2, 2.3.6 договора муниципальное образование «Козьминское» обязалось обеспечить реализацию мероприятий региональной адресной программы на территории муниципального образования в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, эффективно использовать средства фонда, средства областного и местного бюджетов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с их целевым назначением и законодательством Российской Федерации. В данном случае при проведении камеральной проверки КСП установила, что администрацией в нарушение пункта 3 статьи 2, части 13 статьи 20 Закона № 185-ФЗ, разделов I, V Программы № 173-пп, предоставлены гражданам, не проживавшим в аварийных домах, включенных в Программу № 173-пп, и не являвшимся нанимателями или членами семьи нанимателя помещений в таких домах, жилые помещения, приобретенные за счет средств Программы в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп., из которых 4 485 538 руб. 50 коп. - средства фонда, 5 057 767 руб. 58 коп. - средства областного бюджета. Данные обстоятельства послужили основанием для вывода КСП о нецелевом использование бюджетных средств. Доводов в опровержение данного вывода в кассационной жалобе не приведено. С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права. При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу № А05-2012/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Козьминское» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.Р. Журавлева | |||
Судьи | Е.Н. Александрова Е.С. Васильева | |||