ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-2933/17 от 25.01.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 января 2018 года

Дело №

А05-2933/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2018 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,

рассмотрев 25.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Советских космонавтов, 52, корпус 1» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу                 № А05-2933/2017,

у с т а н о в и л:

Товарищество собственников жилья «Советских космонавтов, 52,        корпус 1», место нахождения: 163000, г. Архангельск, проспект Советских космонавтов, д. 52, корп. 1, кв. 24, ОГРН 1072900000931, ИНН 2901164400 (далее – Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», место нахождения:  163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 1, оф. 402, ОГРН 1132900001574, ИНН 2901991858 (далее – Фонд), об обязании ответчика перечислить из фонда капитального ремонта на специальные счета, открытые в ПАО «Росбанк», денежные средства в отношении домов, расположенных по адресу: г. Архангельск, проспект Советских космонавтов, д. 52 и д. 52, корп. 1, а также передать все имеющиеся документы и информацию по начисленным и уплаченным взносам на капитальный ремонт в отношении спорных домов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования «Город Архангельск», место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И.Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991, и муниципальное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр», место нахождения: 163000, г. Архангельск, Театральный пер., д. 7, ОГРН 1022900514350, ИНН 2901073431.

Решением суда первой инстанции от 06.07.2017 (судья Низовцева А.М.), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.10.2017, Товариществу в иске отказано.

В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Товарищество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит изменить постановление апелляционного суда от 24.10.2017, исключив из мотивировочной части постановления вывод, касающийся определения срока вступления в силу решений собственников помещений многоквартирных домов об изменении способа формирования фонда капитального ремонта с даты представления полного пакета документов, подтверждающих принятие и реализацию собственниками решений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (08.12.2016).

Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что срок вступления в силу решений собственников помещений многоквартирных домов об изменении способа формирования фонда капитального ремонта исчисляется с даты представления региональному оператору полного пакета документов, в том числе документов об открытии специальных счетов. Как считает податель жалобы, действующий закон связывает срок вступления в силу решения собственников с датой направления такого решения региональному оператору, а не с моментом уведомления регионального оператора об открытии специального счета. Податель жалобы указывает, что собственники помещений многоквартирных домов не обязаны уведомлять регионального оператора об открытии специальных счетов, данная информация представляется в орган государственного жилищного надзора.

Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Законность постановления апелляционного суда от 24.10.2017 проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлениями Мэрии    г. Архангельска от 17.11.2014 № 965 и от 16.02.2015 № 131 жилые дома, расположенные по адресу: г. Архангельск, проспект Советских космонавтов,      д. 52 и д. 52, корп. 1, включены в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора.

Общим собранием собственников указанных домов 04.04.2016 приняты решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и о формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах, открытых для каждого дома в Архангельском отделении ПАО «Росбанк». Указанные решения направлены в адрес Фонда и получены им 11.04.2016, что подтверждается входящими отметками на сопроводительных письмах.

 В связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта Товарищество 08.12.2016 уведомило Фонд о необходимости перечислить средства фонда капитального ремонта на специальные счета и предоставило реквизиты таких счетов.

В ответ Фонд направил в адрес Товарищества письмо, в котором указал, что действия по переводу денежных средств на специальные счета будут совершены Фондом после вступления в силу решений собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (далее – Закон Архангельской области № 701-41-ОЗ) вступают в силу через 1,5 года после их направления региональному оператору, то есть 09.06.2018.

Полагая, что с учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 10-П, предписание Закона Архангельской области № 701-41-ОЗ относительно          1,5- летнего срока вступления в силу решений собственников не должно применяться, Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Фонда в течение 5-ти дней после вступления в законную силу судебного решения перечислить средства фонда капитального ремонта в отношении спорных домов на специальные счета и передать истцу все имеющиеся документы и информацию по начисленным и уплаченным взносам.

Суд первой инстанции отказал Товариществу в удовлетворении иска, признав, что с учетом подлежащего применению к спорным правоотношениям пункта 5 статьи 18 Закона Архангельской области № 701-41-ОЗ, предусматривающего 1,5-летний срок вступления в силу решения собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, на момент вынесения судебного решения оформленные протоколами от 04.04.2016 решения собственников не вступили в силу.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, указав в мотивировочной части постановления, что срок вступления в силу решений собственников следует исчислять с момента предоставления региональному оператору полного пакета документов (включая сведения об открытых специальных счетах), подтверждающего принятие и реализацию собственниками решений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, то есть с 09.06.2018.

В кассационной инстанции постановление апелляционного суда обжалуется только в части отраженных в мотивировочной части выводов, касающихся определения даты вступления в силу решений общего собрания собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для изменения мотивировочной части постановления апелляционного суда, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, собственники помещений спорных многоквартирных домов в установленный срок решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не приняли, поэтому средства фонда капитального ремонта, полученные от жителей спорных домов, перечислялись на общий счет регионального оператора.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 5 статьи 173 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Пунктом 5 статьи 18 Закона Архангельской области № 701-41-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 1,5 годапосле направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения направляется региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.

В пункте 9.4 Рекомендаций к порядку организации взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также к содержанию регламента взаимоотношений с собственниками помещений, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2016 № 41/пр, разъяснено, что решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть направлено региональному оператору в течение пяти рабочих дней после его принятия с приложением подтверждающих признание такого решения реализованным документов, установленных в части 5 статьи 170 ЖК РФ.

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.

При этом если владельцем специального счета выбрано лицо, управляющее многоквартирным домом, такое лицо должно открыть специальный счет и направить региональному оператору копии направленных в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ (копия уведомления органа государственного жилищного надзора о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете,  копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, оформленного в соответствии с требованиями, установленными в части 1 статьи 46 ЖК РФ, и по перечню вопросов, указанных в части 4 статьи 170 ЖК РФ, копия справки банка об открытии специального счета).

Требование о необходимости представления с решением собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта документов, подтверждающих реализацию этого решения (включая сведения об открытых специальных счетах), обусловлено тем, что в соответствии с Порядком передачи документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта многоквартирных домов, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта, утвержденным постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 02.03.2016 № 5-п, на Фонд возложена обязанность в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу решения собственников передать владельцу специального счета документы и информацию, перечисленные в пункте 3 Порядка.

Как следует из материалов дела, решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, открытых для каждого дома в Архангельском отделении ПАО «Росбанк», приняты собственниками 04.04.2016. Однако, документы, подтверждающие реализацию этих решений (информация об открытии специальных счетов и их реквизиты) направлены Фонду только 08.12.2016.

Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что решения собственников помещений спорных многоквартирных домов об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступят в законную силу по истечении 1,5 лет с даты предоставления Фонду документов, подтверждающих их реализацию,то есть 09.06.2018.

В связи с этим основания для изменения мотивировочной части постановления апелляционного суда от 24.10.2017 и удовлетворения кассационной жалобы Товарищества отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 по делу № А05-2933/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Советских космонавтов, 52, корпус 1» - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Боглачева

Судьи

Е.О. Матлина

 Е.А. Михайловская