АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 мая 2021 года | Дело № | А05-2993/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., рассмотрев 19.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СельЭнерго» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу № А05-2993/2020, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «СельЭнерго», адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «СельЭнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление) об оспаривании постановления от 02.03.2020 № 39-6719-493/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде 20 000 руб. штрафа. Решением суда от 12.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2021, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды, применяя положения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - Правила № 229), пришли к ошибочным выводам, поскольку вменяемые Обществу нарушения должным образом не зафиксированы. Кроме того, указывает на отсутствие оснований для проведения проверки. Полагает, что проверка проведена с грубыми нарушениями положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Представители Общества и Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с 14.11.2019 по 15.11.2019 Управлением на основании распоряжения от 11.11.2019 № 58-6716/Рк проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью проверки фактов, указанных в представлении должностного лица Управления от 07.11.2019 № 58-172/ПВН, вынесенного по итогам предварительного рассмотрения обращения граждан, проживающих в <...>, с жалобой на неисправность эксплуатируемой Обществом линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, расположенной у домов № 5, 7, 9, 11 по улице 7-го Съезда Советов. В жалобе указывалось на существенное загнивание деревянных опор линии электропередачи, провисание неизолированных проводов, перехлест проводов с телефонным кабелем. Проведение проверки согласовано с прокуратурой Архангельской области (решение от 11.11.2019). По итогам проверки составлен акт от 15.11.2019 № 58-6719-7209/А, в котором зафиксировано, что на воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-72ф. «7-го Съезда Советов»: 1) не проведен капитальный ремонт на воздушных линиях с деревянными опорами, который должен производиться не реже 1 раза в 6 лет; 2) наблюдается отклонение опор вдоль оси сверх допустимых норм; 3) имеется перехлест неизолированных проводов воздушной линии электропередачи с кабелем линии связи на изоляторе опоры № 8, в пролетах по горизонтали между соседними промежуточными опорами № 9, 8, № 8, 7; 4) на опоры № 6 и 7 воздушной линии электропередачи не нанесены требуемые знаки: порядковый номер опоры, номер воздушной линии или ее условное обозначение, ширина охранной зоны воздушной линии и телефон владельца воздушной линии. Обществу выдано предписание об устранении указанных нарушений от 15.11.2019 № 58-6719-3149/ПР (в настоящем деле не оспаривается). По выявленным фактам Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.12.2019 № 58-6719-5094/ПТ по статье 9.11 КоАП РФ, а 02.03.2020 вынесено постановление № 39-6719-493/ПС, которым ООО «СельЭнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения согласно означенной квалификации; ему назначено административное наказание в виде 20 000 руб. штрафа. Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности Управлением состава вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 210, 211 АПК РФ). В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективной стороной правонарушения является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Субъектом правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность по соблюдению указанных выше правил. Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее- Закон № 35 ФЗ) предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии, потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Оспариваемым постановлением Общество (как субъект, поименованный в статье 3 Закона № 35-ФЗ) привлечено к административной ответственности за несоблюдение положений пунктов 5.7.1, 5.7.5, 5.7.8, 5.7.12, 5.7.18 Правил № 229. В соответствии с пунктом 5.7.1 Правил № 229 при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. Как указано в пункте 5.7.5 этих же Правил, при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа. При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии. Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ. При этом согласно пункту 8.2.3 Типовой инструкции по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-98, утвержденной РАО «ЕЭС России» 19.05.1998, отклонение одностоечных опор ВЛ от вертикальной оси не должно превышать: 15 см - при приемке в эксплуатацию вновь построенной ВЛ, а также после ремонта или реконструкции; 30 см - в процессе эксплуатации. В силу пункта 2.4.72 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей ЛС и ЛПВ в пролете пересечения при наибольшей стреле провеса провода ВЛ должно быть: от СИП и изолированных проводов - не менее 1 м; от неизолированных проводов - не менее 1,25 м. Пунктами 2.4.7, 2.5.23 тех же Правил № 187, определено, что на опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ. На опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки: порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах. Организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов (пункт 5.7.12 Правил № 229). Согласно пункту 5.7.18 Правил № 229 капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами - не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами - не реже 1 раза в 6 лет. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил (пункт 5.7.8 Правил № 229). Событие правонарушения подтверждается актом проверки от 15.11.2019 № 58-6719-7209/А и протоколом об административном правонарушении от 16.12.2019 № 58-6719-5094/ПТ, в которых зафиксировано, что в нарушение Правил № 229 Обществом не проведен капитальный ремонт на воздушной линии с деревянными опорами, который должен производиться не реже 1 раза в 6 лет (пункт 5.7.18), наблюдается отклонение опор вдоль оси сверх допустимых норм (пункты 5.7.1, 5.7.5) и имеется перехлест неизолированных проводов воздушной линии электропередачи с кабелем линии связи на изоляторе опоры № 8, в пролетах по горизонтали между соседними промежуточными опорами № 9, 8 и № 8, 7 (пункты 5.7.1 и 5.7.8), не обеспечено содержание в исправном состоянии постоянных знаков на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов, поскольку на опоры № 6 и № 7 воздушной линии электропередачи не нанесены требуемые знаки: порядковый номер опоры, номер воздушной линии или ее условное обозначение, ширина охранной зоны воздушной линии и телефон владельца воздушной линии (пункт 5.7.12). Вывод судов о наличии события и состава вмененного Обществу правонарушения основаны на требованиях статей 1.5, 2.1, 9.11 КоАП РФ, критериях виновности юридического лица как коллективного субъекта права, обладающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка. При установлении и оценке вины суды удостоверились в том, что именно Общество не исполнило возложенные на него Правилами № 229 обязанности. Объективных причин для признания Общества (как профессионального и сильного субъекта в рамках исследованных правоотношений) невиновным, у судов не имелось; несоблюдение Обществом означенных Правил связано с непринятием им всех разумных и адекватных мер по своевременному капитальному ремонту воздушных линий электропередач и опор под ними по мере его необходимости, т.е. исходя из степени износа оборудования (т.к. поименованная в Правилах оговорка «не реже» не ограничивает их количество). Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, в том числе нарушений административным органом положений Закона № 294-ФЗ, судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Суды удостоверились в том, что проверка проведена в присутствии представителя Общества (заместителя начальника по производственным вопросам электрических сетей южного района ФИО1); Общество представило возражения от 09.12.2019 № 433 на предписание и ходатайствовало о составлении протокола об административном правонарушении без участия своего представителя; материалы дела об административном правонарушении рассмотрены и постановление от 02.03.2020 № 39-6719-493/ПС вынесено в присутствии уполномоченного представителя Общества, а сама проверка согласована с органами прокуратуры. Оценив все обстоятельства в совокупности, суды констатировали отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку никаких исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено. Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иная их оценка подателем жалобы не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не согласуется со значимыми обстоятельствами, зафиксированными в акте от 15.11.2019 № 58-6719-7209/А, составленного в присутствии представителя Общества. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу № А05-2993/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СельЭнерго»- без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | О.А. Алешкевич А.Г. Кудин | |||