ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-3097/18 от 26.03.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 марта 2019 года

Дело №

А05-3097/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью
«РН-Архангельскнефтепродукт» ФИО1 (доверенность от 12.02.2019) и ФИО2 (доверенность от 12.02.2019), от Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО3 (доверенность                     от 09.01.2019),

рассмотрев 19.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью                                                    «РН-Архангельскнефтепродукт» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2018 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу № А05-3097/2018,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт», место нахождения: 163530, <...>, ОГРН <***>,                            ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, проспект Московский, дом 19, литера У, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), о признании недействительным предписания от 30.01.2018 № 4/16К-1 (далее – Предписание от 30.01.2018).

Решением суда первой инстанции от 05.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2018 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» без удовлетворения; производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «РН-Северо-Запад» прекращено и государственная пошлина, уплаченная по платежному поручению от 24.08.2018 № 17379 за рассмотрение данной жалобы возвращена. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить, предписание Управления от 30.01.2018 № 4/16К-1 признать недействительным. В части прекращения производства по апелляционной жалобе  общества с ограниченной ответственностью                      «РН-Северо-Запад» и возврате госпошлины постановление апелляционного суда не обжалуется.

Определением заместителя председателя суда округа от 19.03.2019  ввиду нахождения в отпуске судьи, ранее участвовавшего в рассмотрении настоящей кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                    АПК РФ) судья Алешкевич О.А. заменен судьей Мунтян Л.Б. Судебное разбирательство произведено с самого начала.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа от 18.12.2017 № 788В в период с 26.12.2017 по 31.01.2018 Управлением проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества по исполнению предписания от 25.01.2017 № 4/18К, в том числе на предмет соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза (далее - ТР ТС 013/2011, Технический регламент).

По результатам проверки составлен акт от 30.01.2018 №4/16К (далее – акт от 30.01.2018).

Согласно акту от 30.01.2018 первичная проверка была проведена в связи с обращением гражданина  о ненадлежащем качестве автомобильного бензина марки АИ-95-К5, поступающего с Котласской нефтебазы, принадлежащей Обществу (пункт 1.3 акта от 30.01.2018; далее - нефтебаза). По результатам первичной проверки были установлены нарушения, в том числе «на партии топлива (04.12.2016 и 18.12.2016) выдавались паспорта продукции, не содержащие фактических результатов испытаний, подтверждающих соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента; в период с 02.11.2016 осуществлялся выпуск в обращение топлива с нарушением ТР ТС 013/2011 в части несоблюдения требований по подтверждению соответствия как предусмотрено Техническим регламентом; не соблюдаются требования пункта 6.1 ТР ТС 013/2011 - перед выпуском в обращение не оформляется декларация соответствия» (пункт 1.4 акта от 30.01.2018). В целях устранения данных нарушений Обществу выдано предписание от 25.01.2017             № 4/18К.

В ходе проведения внеплановой проверки на предмет выполнения указанного предписания Управлением установлено, что в период  с 01.11.2017 по 25.12.2017 автомобильный бензин марки АИ-95-К5 поступал в резервуары   нефтебазы с завода ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» несколькими партиями и сливался в резервуар № 18 (партии топлива, поступившие 07.11.2017, 22.11.2017, 11.12.2017, 20.12.2017) и в резервуар № 51 (партии топлива, поступившие 01.11.2017, 11.11.2017, 13.11.2017, 28.11.2017, 15.12.2017, 19.12.2017). При этом в результате слива каждой поступающей партии топлива на остаток топлива в резервуаре нефтебазы на каждую вновь образованную партию топлива после проведенных исследований нефтебазой оформлялся паспорт, сопровождающий каждую выпускаемую в обращение партию топлива, что в полной мере соответствует требованиям пункта 4.13 Технического регламента (пункт 2.5 акта от 30.01.2018).

В паспорте, оформляемом нефтебазой, указывается информация о декларации завода-изготовителя - ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» - ТС № RU Д-RU. НХ10.В.02018.

Управление полагая, что паспорт на партию продукции, оформляемый нефтебазой, не соответствует требованиям пункта 3.1 Технического регламента, поскольку соответствие продукции не подтверждено так, как это определено статьей 6 Технического регламента, - в форме декларирования соответствия (т.е. само Общество должно было оформить декларацию о соответствии), сделало вывод о не выполнении предписания в части устранения нарушений требований пункта 3.1 статьи 3 и пункта 6.1 статьи 6 Технического регламента.

На основании акта от 30.01.2018 Обществу выдано предписание от той же даты, согласно которому Обществом «выпускается в обращение топливо (период с 01.11.2017) соответствие которого не подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента; перед выпуском топлива в обращение не проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента в форме декларирования соответствия», что не соответствует пункту 3.1 статьи 3 и пункту 6.1 статьи 6 Технического регламента. Обществу предписано устранить нарушения обязательных требований Технического регламента в срок до 30.04.2018.

Общество, не согласившись с указанным предписанием, оспорило его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции счел, что Общество в данном случае, как лицо, осуществляющее реализацию топлива от своего имени и ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента, в силу статьи 2 ТР ТС 013/2011 является изготовителем, в связи с чем сделал вывод о законности оспариваемого предписания и в удовлетворении заявления отказал.

Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.  

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

Пунктом 1 статьи 20 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации (пункт 3 названной статьи).

В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза (ТС) от 18.10.2011 № 826 утвержден Технический регламент, который распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.

В соответствии со статьей 2 Технического регламента под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю (абзац третий пункта 2.1), а под обращением топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение (абзац девятый пункта 2.1).

Согласно абзацу пятому пункта 2.1 статьи 2 ТР ТС 013/2011 под изготовителем понимается юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента.

В силу абзаца 10 пункта 2 Приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе под изготовителем понимается юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе иностранный изготовитель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие требованиям технических регламентов Союза.

При этом в абзаце пятнадцатом пункта 2.1 статьи 2 ТР ТС 013/2011   содержится определение понятия «продавец», согласно которому продавцом является  юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС.

В пункте 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011 установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать, в том числе, наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.

Согласно пункту 3.1 статьи 3 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 6 «Подтверждение соответствия»                ТР ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в статье 6 и описанным в приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Таким образом, из приведенных положений следует, что декларирование соответствия это процедура совершаемая определенным субъектом (изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером) перед выпуском конкретного топлива в обращение. 

Как установлено Управлением и судами двух инстанций в паспорте качества продукции, оформляемого нефтебазой на каждую вновь образованную партию топлива (резервуары № 18 и № 51) в отношении автомобильного бензина марки АИ-95-К5, поступавшего с завода ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» в период с 01.11.2017 по 25.12.2017 указывалась информация о декларации завода-изготовителя - ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» - ТС № RU Д-RU. НХ10.В.02018.

Согласно пункту 4.5 «Правил технической эксплуатации нефтебаз», утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232 (далее – Правила № 232), поступающий на нефтебазу или отпускаемый с нефтебазы, должен сопровождаться паспортом качества на партию нефтепродуктов, заполненным в объеме требований нормативного документа, и информацией об обязательной сертификации (декларации) для нефтепродуктов, если они подлежат обязательной сертификации.

 Согласно пункту 4.6 Правил № 232 любое количество нефтепродукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве, рекомендуется называть изготовленной партией.

Одноименный продукт независимо от количества, поставленный по единому товарно-транспортному документу и сопровождаемый одним паспортом качества, поступивший на нефтебазу, рекомендуется называть поступившей партией. После слива нефтепродукта в резервуар на остатки одноименного нефтепродукта количество нефтепродукта в партии считается как сумма остатка и поступившего продукта. Паспорт качества на такую партию выписывается лабораторией нефтебазы после проведения анализов контрольной пробы, взятой из резервуара нефтебазы.

В нашем случае согласно акту проверки от 26.12.2017 (пункт 2.3) подтвержден факт поставки топлива бензин автомобильный неэтилированный марки АИ-95-К5 по ГОСТ 32513-2013 с ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» на нефтебазу партиями, на каждую из которых заводом оформлен отдельный паспорт (перевозка наливных грузов повагонной отправкой) в период с 31.10.2017 по 18.12.2017. При этом в результате слива каждой партии топлива на остаток топлива в резервуары нефтебазы на каждую вновь образованную партию топлива после проведенных исследований нефтебазой оформлялся паспорт.

Управление и суды полагая, что в данном случае после смешивания разных партий и хранения на нефтебазе получается продукт с иными показателями сделали вывод о том, что Общество является изготовителем и о необходимости подтверждения соответствия топлива в форме самостоятельного декларирования соответствия.

Данный вывод суд кассационной инстанции находит ошибочным.

В соответствии с ГОСТ Р 53229-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 № 743-ст (далее - ГОСТ Р 53229-2008) паспорт продукции - документ, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции) на каждую партию продукции каждой марки (автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута) при ее обороте.

Стандарт устанавливает правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута (далее - нефтепродукты), схемы сертификации и декларирования соответствия указанной продукции, порядок и процедуры проведения сертификации и декларирования.

В силу пункта 4.5 ГОСТ Р 53229-2008 обязательное подтверждение соответствия автомобильного бензина и дизельного топлива в случае, если продукция произведена путем смешивания нефтепродуктов, в том числе с добавлением присадок различного происхождения, осуществляют органы по сертификации по заявке изготовителя в форме обязательной сертификации с проведением испытаний образца продукции и инспекционного контроля сертифицированной продукции.

При этом под производством нефтепродуктов понимается совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенных для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов (пункт 12а «Общие понятия» ГОСТа 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения», в редакции постановления Госстандарта Российской Федерации от 16.01.2001 № 15-ст).

Таким образом, с учетом буквального толкования приведенных положений, положений Закона № 184-ФЗ, Технического регламента и Правил № 232 обязательное подтверждение соответствия продукции (бензина), в том числе получаемых посредством смешивания нефтепродуктов, должно осуществляться только на стадии их производства и только лицом, осуществляющим такое производство, то есть его изготовителем, выпускающим указанную продукцию в обращение.

Оформление паспорта качества после смешивания разных партий одноименного нефтепродукта, находящихся в обращении, является нормативно предусмотренной обязанностью нефтебазы. Однако данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для вывода об изготовлении топлива и соответственно о возникновении у Общества, как изготовителя, обязанности по подтверждению соответствия топлива в форме декларирования соответствия.

В отсутствие доказательств осуществления производства топлива Обществом (производство других марок топлив посредством смешения топлив разных марок или добавления присадок и других компонентов по утвержденной технологии) вывод судов о том, что оно является изготовителем топлива суд кассационной инстанции находит не обоснованным.  

В нашем случае судами установлено, что в оформляемых Обществом паспортах качества имелись сведения о декларации соответствия завода-изготовителя.   

Таким образом, в данном случае с учетом установленных обстоятельств у Управления отсутствовали законные основания для выдачи предписания. Вывод судов о том, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя основан на неправильном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанции, но при этом им неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ судебные акты отменить и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 в обжалуемой части по делу № А05-3097/2018 отменить.

Предписание Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.01.2018 № 4/16К-1 признать недействительным.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

 И.О. Подвальный