ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-3594/19 от 12.02.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 февраля 2020 года

Дело №

А05-3594/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,

при участии от сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Прогресс» ФИО1 (доверенность от 09.04.2019),

рассмотрев 06.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Прогресс» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу № А05-3594/2019,

у с т а н о в и л:

Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу «Прогресс», адрес: 165150, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Кооператив), о взыскании 20 120 640 руб. гранта, предоставленного по соглашению о предоставлении и использовании гранта для развития материально-технической базы от 27.06.2016 № 01-35/276.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее – Контрольно-счетная палата).

Решением Арбитражного суда Архангельской области суда от 31.07.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019, с Кооператива в пользу Министерства взыскано 20 120 640 руб. средств гранта, кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 123 603 руб. государственной пошлины.

В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 31.07.2019 и постановление от 10.10.2019, принять по делу новый судебный акт – об отказе в иске. Податель жалобы считает, что вывод судебных инстанций о том, что решение конкурсной комиссией принято на основании недостоверных сведений, допустимыми доказательствами не подтвержден. В свою очередь, ответчик подтвердил факт оплаты Кооперативом стоимости приобретенного оборудования, техники, а также выполнение условий заключенного соглашения о предоставлении гранта. Перечисление полученных от индивидуального предпринимателя ФИО2 денежных средств в качестве займа без их зачисления на счет неделимого фонда Кооператива само по себе не свидетельствует о неисполнении обязательства по софинансированию. Поскольку на дату предъявления требования о возврате средств гранта указанное обязательство выполнено Кооперативом в полном объеме, нарушение срока его выполнения не может служить основанием для удовлетворения требования о возврате гранта.

В возражениях на кассационную жалобу Министерство и Контрольно-счетная палата просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы кассационной жалобы.

Министерство и Контрольно-счетная палата о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 – 2021 годы постановлением правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждено Положение о порядке предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее – Положение), действовавшее до принятия постановления правительства Архангельской области от 07.02.2017 № 52-пп.

Кооператив 22.06.2016 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении гранта сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы от 24.06.2016 № 4 и распоряжением Министерства от 24.06.2016 № 287-р Кооператив признан победителем конкурсного отбора, с ним заключено соглашение о предоставлении и использовании гранта для развития материально-технической базы от 27.06.2016 № 01-35/276.

По условиям соглашения Министерство перечисляет денежные средства в виде гранта в размере 20 120 640 руб. на расчетный счет Кооператива (пункты 1.1, 2.1.1 соглашения); средства гранта используются в срок, установленный Положением и планом расходов (пункт 1.2 соглашения); грант используется исключительно в соответствии с планом расходов, допускается приобретение товаров, оплата услуг или выполнение работ по ценам, ниже установленных в плане расходов. В случае приобретения товаров, оплаты услуг или выполненных работ по ценам, ниже установленных в плане расходов, оставшаяся часть неизрасходованных средств гранта подлежит возврату в областной и федеральный бюджеты (пункт 1.3 соглашения); грант предоставляется на условиях долевого софинансирования из федерального, областного бюджетов и подлежит возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Положением и настоящим соглашением (пункт 1.4 соглашения).

В свою очередь, Кооператив принял на себя обязательства: направить собственные средства со счета неделимого фонда в размере не менее 40% затрат по всем платежам материально-технической базы (пункт 2.3.1 соглашения); реализовать проект по развитию материально технической базы Кооператива и использовать грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными планом расходов (пункт 2.3.2 соглашения); использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления на счет неделимого фонда и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие материально-технической базы Кооператива (пункт 2.3.3 соглашения); включить в неделимый фонд Кооператива имущество, приобретенное с использованием гранта (пункт 2.3.4 соглашения); создать не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн.руб. гранта в году его получения (пункт 2.3.6 соглашения); обеспечить прирост реализации молока, собранного у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1% в год (пункт 2.3.7 соглашения); осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта (пункт 2.3.8 соглашения).

В соответствии с планом расходов гранта бюджетные средства выделены и должны быть использованы на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов (линия убоя КРС, полуавтоматический запайщик лотков, линия для приема и подготовки к реализации плодовоовощной продукции, платформенные напольные весы), на приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов вагонов, контейнеров.

Во исполнение обязательств Министерством на счет Кооператива в кредитной организации перечислен грант в сумме 20 120 640 руб., что подтверждается платежными поручениями от 28.06.2016 № 699473, от 08.07.2016 № 802020 и 804341.

Контрольно-счетной палатой на основании распоряжения от 22.11.2018 № 42-р совместно с правоохранительными органами Архангельской области проведена проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения Кооперативом требований подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Положения и соглашения:

- Кооператив не соответствовал условиям получения гранта; не соблюдены требования пункта 3 Положения в части условия о том, что получателями грантов являются сельскохозяйственные потребительские (перерабатывающие и сбытовые) кооперативы, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов; не соблюдены требования подпункта 6 пункта 11 и пункта 23 Положения в части наличия денежных средств на счете неделимого фонда Кооператива; выписки с банковского счета, предоставленные Кооперативом, содержат недостоверные сведения о наличии денежных средств на счете неделимого фонда;

- бизнес-проект по развитию материально-технической базы не реализован;

- грант в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленные Положением и соглашением, не использован; часть гранта направлена не по целевому назначению; не исполнено обязательство по направлению собственных средств со счета неделимого фонда Кооператива, открытого в кредитной организации, в размере не менее 40% затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, софинансируемых за счет средств гранта;

- не исполнено обязательство по созданию не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн. руб. гранта в году его получения.

По результатам проверки Контрольно-счетная палата направила в адрес Министерства представление от 15.02.2019 № 01-02/188 о необходимости принятия мер к возврату в областной бюджет 20 120 640 руб. гранта, предоставленного Кооперативу.

Во исполнение представления Министерство направило в адрес Кооператива требование от 25.02.2019 № 2015-01/872 о возврате гранта в течение 15 дней со дня предъявления требования.

В связи с неисполнением Кооперативом названного требования Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой и апелляционной инстанции, признав обоснованными выводы органа финансового контроля о несоответствии Кооператива условиям предоставления, а также о нарушении ответчиком условий соглашения, удовлетворили исковые требования. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В абзаце пятом статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9.8 Порядка предоставления субсидии на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области (приложение 12 к Закону Архангельской области от 18.12.2015 № 375-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год»), в случае выявления Министерством нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования.

С учетом приведенных нормативных положений суды обоснованно отклонили доводы ответчика о том, что несоответствие Кооператива условиям предоставления гранта не может являться основанием для требования о полном его возврате. Как верно отметили суды, несоответствие получателя гранта требованиям, предъявляемым к претендентам на получение гранта, следует рассматривать как нарушение им условий предоставления государственной финансовой помощи.

Порядок и условия предоставления грантов сельскохозяйственным кооперативам для развития материально-технической базы в 2016 году регламентировались Положением и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 623 (далее – Правила № 623).

В соответствии с требованиями Положения и Правил № 623 получателями грантов являются сельскохозяйственные потребительские (перерабатывающие и сбытовые) кооперативы, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительские общества, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Правилами № 623 определено, что грант на развитие материально-технической базы - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива на развитие материально-технической базы, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных государственной программой, в целях развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации сельскохозяйственной потребительской кооперации (подпункт «в» пункта 3).

Размер гранта на развитие материально-технической базы, предоставляемого конкретному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств сельскохозяйственного потребительского кооператива, внесенных на счет неделимого фонда, и плана расходов сельскохозяйственного потребительского кооператива в целях, указанных в подпункте «б» пункта 3 Правил (пункт 3 Правил № 623).

В силу пункта 4 Правил № 623 грант на развитие материально-технической базы должен быть использован в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет сельскохозяйственного потребительского кооператива.

В случае использования гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативом на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, или с нарушением сроков соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Положения для получения гранта заявитель в целях подтверждения соответствия условиям конкурса представляет в Министерство среди прочих следующие документы:

- бизнес-план - документ по развитию кооператива (составляется не менее чем на 5 лет, первый год - ежемесячно), определяющий состав, содержание, производственные процессы и данные об экономической, бюджетной и социальной эффективности (оценка затрат и результатов, эффективность использования, окупаемость вложений по проекту), технологии, способах, сроках и особенностях реализации мероприятий по проекту, по направлениям деятельности, определенной программой;

- выписку из банковского счета кооператива, подтверждающую наличие денежных средств на счете неделимого фонда кооператива в размере не менее 10% от затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, указанных в представленном плане расходов, заверенную кредитной организацией.

Как указано в приложенном к заявлению Кооператива на предоставление гранта плане расходов, сумма заявленных затрат составляет 33 534 400 руб. При этом Кооператив вместе с заявкой на участие в конкурсе в подтверждение наличия собственных средств на счете неделимого фонда представил в Министерство заверенные выписки из банковского счета организации.

В то же время, исследовав карточку счета 51 за май 2016 - октябрь 2018 и выписку из лицевого счета <***> Кооператива за 2016 год с 13.05.2016 по 30.12.2016, представленные ответчиком в ходе проверки, суды установили, что по состоянию на 21.06.2016 на счете Кооператива остаток денежных средств составлял всего 9 499 руб. 75 коп., что составляет 0,03% от суммы заявленных расходов на развитие материально-технической базы Кооператива
(33 534 400 руб.).

При таком положении суды пришли к правильному выводу о том, что Кооператив не соответствовал условиям получения гранта ввиду несоблюдения условия о наличии денежных средств на счете Кооператива в целях выполнения условия софинансирования.

Ссылки подателя жалобы на отсутствие в деле выписки из банковского счета, представленной Кооперативом в Министерство при обращении за получением гранта, выводы судебных инстанций не опровергают, поскольку имеющаяся в материалах дела выписка из лицевого счета <***> Кооператива свидетельствует о недостаточности по состоянию на 21.06.2016 остатка денежных средств для соответствия условиям получения гранта, а иное Кооперативом в ходе судебного разбирательства документально не подтверждено.

В соответствии с пунктом 23 Положения для заключения соглашения получатель гранта должен представить в Министерство выписку из банковского счета Кооператива, подтверждающую наличие денежных средств на счете неделимого фонда Кооператива в размере не менее 40% от затрат по всем платежам на развитие материально-технической. Соответственно, при сумме заявленных затрат 
33 534 400 руб. Кооператив для заключения соглашения должен был подтвердить наличие денежных средств на счете неделимого фонда в размере 13 413 760 руб.

В данном случае на дату подписания соглашения Кооператив представил в Министерство заверенную выписку банковского счета за период с 27.06.2016 по 27.06.2016, в которой отражен исходящий остаток/пассив/ в размере
13 450 667 руб. 25 коп.

Вместе с тем из материалов дела следует и ответчиком не опровергнуто, что по состоянию на 27.06.2016 на счете Кооператива остаток денежных средств составлял всего 91 499 руб. 75 коп. или 0,3% от суммы заявленных расходов на развитие материально-технической базы Кооператива.

С учетом изложенного суды обоснованно признали, что Кооператив представил недостоверные данные о наличии денежных средств на его счете, не соответствовал условиям участия в конкурсе на получение гранта, а также условиям заключения соглашения.

Исключение в дальнейшем из подпункта 5 пункта 172 Положения требования о предоставлении документов, подтверждающих наличие собственных средств на расчетном счете заявителя, не свидетельствует об отсутствии в действиях Кооператива нарушений на момент подачи заявки и заключения соглашения и не является основанием для отказа в удовлетворении настоящего иска.

Суды установили, что согласно отчету о полном использовании средств субсидии (подписан 02.01.2018) Кооперативом приобретено 6 единиц техники и оборудования (линия убоя КРС; полуавтоматический запайщик лотков; линия для приема и подготовки к реализации плодовоовощной продукции; платформенные напольные весы; электрический вилочный погрузчик; рефрижератор) на общую сумму
33 820 800 руб., в том числе расходы за счет гранта составили 20 120 640 руб., за счет заемных средств на сумму 13 700 160 руб. Фактический срок расходования средств гранта – сентябрь 2016 года, июнь – декабрь 2017 года.

Вместе с тем по результатам анализа выписок по лицевому счету
№ <***> и банковских документов Контрольно-счетная палата пришла к выводу о том, что средства гранта перечислялись Кооперативом предпринимателю ФИО2: 82 000 руб. в погашение займа, поступившего на счет Кооператива 24.06.2016; 13 850 000 руб. - по 31 договору процентного займа, заключенному в период с 29.06.2016 по 08.12.2016, из них 26.12.2016 возвращено
500 000 руб. (договор займа от 03.08.2016 № 10; проценты за пользование на счет Кооператива в 2016 году не поступали). Кроме того, на депозит в банке внесены денежные средства в сумме 5 500 000 руб., из них 500 000 руб. на срок с 15.07.2016 по 29.07.2016 (получено процентов на сумму 1 447 руб. 81 коп.); 5 000 000 руб. на срок с 29.07.2016 по 05.08.2016 (получено процентов на сумму 7 258 руб. 20 коп.).

Установив данные обстоятельства, суды правомерно признали, что в нарушение требований пункта 1.3 и приложения 1 к соглашению бюджетные денежные средства, поступившие на счет Кооператива, перечислены предпринимателю ФИО2 по договорам и внесены на депозит в банке, всего на общую сумму 19 350 000 руб.

Суды также приняли во внимание, что постановлением контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области от 31.01.2018 № 1/18 по факту предоставления средств гранта на условиях займа предпринимателю ФИО2 Кооператив привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ за нарушение получателями субсидий условий их предоставления.

При таких обстоятельствах суды сочли доказанным нецелевое расходование Кооперативом средств гранта на общую сумму 19 350 000 руб.

По условиям соглашения Кооператив обязался создать не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн.руб. гранта в году его получения, то есть не менее 12 новых постоянных мест в 2016 году.

Данные условия Кооперативом не выполнены, о чем свидетельствуют исследованные судами сведения СЗВ-М, копии трудовых книжек, оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (карточка счета 70 за май 2016 - октябрь 2018 года). Суды пришли к выводу о том, что условие соглашения о создании 12 рабочих мест согласно сведениям СЗВ-М реализовано Кооперативом только в 2018 году, что подателем жалобы также не опровергнуто.

В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения Кооператив обязался направить собственные средства со счета неделимого фонда в размере не менее 40% затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы.

Суды установили, что в нарушение указанного условия Кооператив не направлял собственные средства в сумме 13 536 320 руб. со счета неделимого фонда Кооператива, поскольку расчеты за линию убоя, линию для приема и подготовке к реализации плодовоовощной продукции, запайщик и весы в основном проведены через предпринимателя ФИО2 (в погашение обязательств по договорам займа).

Подтверждаются материалами дела и выводы судов о невыполнении Кооперативом требований пунктов 2.3.3 и 2.3.9 соглашения.

При установленных обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно сочли, что Кооператив не соответствовал условиям предоставления гранта, а также нарушил условия расходования средств гранта, в связи с чем правомерно удовлетворили требования Министерства о взыскании 20 120 640 руб. гранта.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 – 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ), состязательности арбитражного процесса (статья 9 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы Кооператива отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 по делу № А05-3594/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Прогресс» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

С.В. Лущаев

Ю.А. Родин