АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 марта 2019 года | Дело № | А05-4304/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., рассмотрев 06.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.08.2018 (судья Шапран Е.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу № А05-4304/2018, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Поморский лесной технопарк», место нахождения: 163020, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), о взыскании 12 778 296 руб. 51 коп. в возмещение расходов по договорам на выполнение лесоустроительных работ, заключенным с федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» (далее – Учреждение), от 08.06.2015 и от 31.07.2015 в отношении лесных участков, предоставленных Обществу по договорам аренды от 30.10.2014 № 1734, от 10.11.2014 № 1735 для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, место нахождения: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Агентство). В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Определением суда от 06.02.2019 в соответствии со статьей 158 АПК РФ, рассмотрение кассационной жалобы отложено на 06.03.2019. Рассмотрение дела продолжено тем же составом суда. В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества возражал против ее удовлетворения. Агентство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило. Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 30.10.2014 № 1734, от 10.11.2014 № 1735 сроком на 49 лет. В соответствии с пунктами 1.1 договоров арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор - принять в аренду лесные участки площадью 19 112 га в Плесецком лесничестве Плесецкого района Архангельской области и площадью 61 818 га в Коношском лесничестве Коношского района Архангельской области. Лесные участки переданы арендатору по актам приема передачи от 30.10.2014 и от 10.10.2014. Договоры зарегистрированы в установленном порядке. Схема расположения лесных участков и их характеристики указаны в приложениях к договорам. Также соответствующими приложениями к договорам определены цели и ежегодные объемы использования лесов на арендуемых лесных участках, согласован размер арендной платы. В соответствии с пунктом 3.4.3 договоров арендатором разработан проект освоения лесов. Общество (заказчик) и Учреждение (исполнитель) заключили договоры на выполнение лесоустроительных работ от 08.06.2015, от 31.07.2015. Согласно пункту 1.1 договора от 08.06.2015 исполнитель принял на себя обязательство выполнить лесоустроительные работы в Коношском лесничестве с составлением Государственного лесного реестра по лесному участку, переданному Обществу в аренду по договору от 10.11.2014 № 1735. Согласно пункту 1.1 договора от 31.07.2015 исполнитель принял на себя обязательство выполнить лесоустроительные работы в Плесецком лесничестве с составлением Государственного лесного реестра по лесному участку, переданному Обществу в аренду по договору от 30.10.2014 № 1734, а заказчик - принять и оплатить работы. В силу пунктов 1.3 договоров на выполнение лесоустроительных работ состав, порядок выполнения, технология работ и перечень сдаваемых материалов приводится в техническом задании (приложении 1). В технических заданиях указано, что при проведении работ по таксации лесов исполнитель проводит полевые работы, камеральные работы и сдает один экземпляр материалов лесоустройства в Министерство. После утверждения материалов лесоустройства Министерством исполнитель передает документы: таксационное описание, планшеты на бумажной основе, планы лесонасаждений, векторную картографическую базу данных, государственный лесной реестр. Все изготовленные по договорам документы передаются Министерству, таксационное описание, планшеты на бумажных носителях и планы лесонасаждений передаются заказчику (Обществу), ряд документов также передается в лесничество. Общество и Учреждение 01.12.2016 подписали акт № 0029-000183 о выполнении лесоустроительных работ по договору от 31.07.2015 по участку в Плесецком лесничестве, 16.12.2016 и 26.12.2016 подписали акты № 0029-000157 и № 0029-000210 о выполнении лесоустроительных работ по договору от 08.06.2015 по участку в Коношском лесничестве. Стоимость работ по лесоустройству по договору от 08.06.2015 по Коношскому лесничеству составила 11 855 530 руб. 51 коп. и оплачена Обществом в полном объеме по платежным поручениям в период с 26.06.2015 по 13.02.2017. Стоимость работ по лесоустройству по договору от 31.07.2015 по Плесецкому лесничеству составила 1 632 766 руб. и оплачена Обществом в полном объеме по платежным поручениям в период с 27.08.2015 по 28.12.2016. Работы по лесоустройству выполнены, их результаты сданы, в том числе заказчику и в Министерство. Общество 26.02.2018 направило Министерству претензию с требованием возместить расходы, связанные с проведением лесоустроительных работ. Поскольку претензия оставлена Министерством без ответа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными по праву и размеру. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующему. В силу статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со статьей 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно статье 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, действующей в спорный период (далее - Лесоустроительная инструкция), предусмотрено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование. Согласно пункту 59 Лесоустроительной инструкции границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются: а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок); б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок. До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и лесоустроительные работы финансировались за счет средств федерального бюджета. С принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Проектирование лесничеств и лесопарков, а также проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов относится к работам и услугам, выполняемым для федеральных нужд, так как они необходимы для осуществления соответствующих полномочий органов государственной власти в области лесных отношений, определенных статьей 81 указанного Кодекса. Другие виды работ и услуг по лесоустройству (таксация лесов, проектирование лесохозяйственных мероприятий и т.д.) могут выполняться для нужд органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пользователей лесными участками, необходимых для осуществления ими полномочий, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации. Сроки повторяемости указанных лесоустроительных работ могут устанавливать органы государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от интенсивности ведения лесного хозяйства и степени освоения лесов. Учитывая изложенное, источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида могут быть соответственно федеральный бюджет в виде субвенций, бюджеты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внебюджетные источники финансирования, а также отдельные лесопользователи на лесных участках, переданных им в аренду или постоянное (бессрочное) пользование. С учетом изложенного довод Общества, поддержанный судами первой и апелляционной инстанций, об исключительной обязанности органов государственной власти по проведению лесоустроительных работ не соответствует приведенным нормам Лесного кодекса Российской Федерации. Судами также сделан вывод о проведении лесоустроительных работ не реже чем раз в 10 лет. Вместе с тем, как указано в пункте 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. Таким образом, указанная норма не устанавливает императивного требования о проведении таксации лесов каждые 10 лет. Напротив, устанавливается правило в отношении проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов при сроках давности таксации более 10 лет. Удовлетворяя заявленные требования Общества, суды руководствовались статьями 611 и 612 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в соответствии с которыми арендодатель обязан передать арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. Однако, из материалов дела следует и не оспаривается Обществом, что на момент заключения договоров аренды ему было известно о характеристиках лесных участков, им был разработан проект освоения лесов. Общество использовало спорные участки лесного фонда в соответствии с их целевым назначением. Кроме того, не получили должной оценки доводы Министерства об отсутствии доказательств, подтверждающих конкретный объем выполненных работ. Поскольку выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат материалам дела, сделаны без учета и оценки ряда, имеющихся в деле доказательств, то решение суда первой инстанции от 01.08.2018 и постановление апелляционного суда от 16.10.2018 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует установить юридически значимые обстоятельства дела по заявленному предмету иска, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, рассмотреть в полном объеме доводы участвующих в деле лиц, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт. Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу № А05-4304/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | О.А. Алешкевич И.Г. Савицкая | |||