ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
23 августа 2019 года
г. Вологда
Дело № А05-5078/2019
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТеплоСнаб» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2019 года по делу № А05-5078/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Юринская И.С.),
установил:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоСнаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165262, <...>; далее – ООО «ТеплоСнаб») о взыскании 276 411 руб. 87 коп., в том числе: 275 132 руб. 50 коп. в возврат необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, за 2017 год и 1 279 руб. 37 коп. пеней, начисленных за период с 02.04.2019 по 19.04.2019.
Определением суда от 22.04.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены.
ООО «ТеплоСнаб» с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Министерство отзыв на апелляционную не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – Постановление Пленума № 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. Правила абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Пунктом 50 Постановления Пленума № 10 определено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с распоряжением министерства от 22.01.2019 № 11-р в отношении общества проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2017 - 2018 годы.
Уведомление о проведении проверки от 22.01.2019 № 203/06-07/445 вместе с распоряжением о проведении проверки и программой проверки получены обществом 29.01.2019, что подтверждается уведомлением о вручении.
Предоставление обществу средств субсидии в 2017 и 2018 годы осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)» (далее - Порядок № 487-пп).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 487-пп между министерством и обществом заключен договор на возмещение недополученных доходов и о предоставлении средств субсидии от 08.02.2017 № 88-Т (далее – договор).
В соответствии с пунктом 1 договора его предметом является предоставление обществу из областного бюджета в 2017 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на нужды теплоснабжения в соответствии с Порядком №487-пп. Согласно пункту 7.2 договора, он распространял свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2017 до 31.12.2017.
По результатам проведенной проверки министерством составлен акт проверки от 28.02.2019 № 203/06-07/6, в соответствии с которым выявлены нарушения в 2017 году и установлено следующее.
Согласно расчетам, представленным обществом, объем отпуска тепловой энергии населению за 2017 год составил 6 557,396 Гкал.
Расхождения по заявленным и принятым министерством объемам тепловой энергии составили 243,562 Гкал. Указанный объем министерством не принят и исключен из расчетов ввиду того, что продолжительность отопительного периода, используемая для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Устьянский муниципальный район» составляет 8 месяцев.
Соответственно, объем тепловой энергии, выставленный в платежных документах населению за сентябрь 2016 года и май 2017 года в сумме не может превышать объем тепловой энергии, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг, за целый месяц отопительного периода.
Объем тепловой энергии, определенный по нормативам за целый месяц отопительного периода (сентябрь 2016 года - май 2017 года), который мог быть выставлен населению составляет 789,586 Гкал (приложение 1 к акту проверки).
Между тем, фактический объем коммунального ресурса, предъявленный обществом населению, проживающему в домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета, за сентябрь 2016 года (на основании акта проверки от 25.04.2017 № 203/01-22/48 за 2015-2016 годы с учетом пояснений по начислению за отопление в 2016 году) и май 2017 года составил 1 033,148 Гкал (421,924 Гкал + 611,224 Гкал).
Таким образом, по результатам проверки министерством выявлено, что обществом в расчете за май 2017 года допущено завышение объема тепловой энергии на 243,562 Гкал (1033,148 Гкал - 789,586 Гкал), в связи с чем, размер необоснованно полученных обществом средств субсидии за 2017 год составил 275 132 руб. 50 коп.
Акт проверки в соответствии с письмом от 28.02.2019 № 203/06-07/1562 получен обществом 05.03.2019, что подтверждается уведомлением о вручении.
Требование о возврате средств субсидии от 13.03.2019 № 203/06-07/1924 получено обществом 18.03.2019, что также подтверждается уведомлением о вручении. Указанное требование должно быть исполнено обществом в течение 10 рабочих дней со дня предъявления. Срок исполнения требования в добровольном порядке истек 01.04.2019.
Поскольку требование ответчиком исполнено не было, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ определено, что цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должен быть определен нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения утверждён названным выше постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)».
В силу пункта 2 Порядка № 487-пп главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Согласно пункту 3 Порядка № 487-пп предоставление субсидии осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и доведёнными лимитами бюджетных обязательств.
Согласно пункту 4 Порядка № 487-пп субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 487-пп целью предоставления субсидий является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Как установлено пунктами 5, 11 Порядка № 487-пп, министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, которые, в том числе, должны предусматривать порядок определения объема тепловой энергии, поставленной теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению.
В пункте 3.2.1 договора определено, что объём тепловой энергии, поставленный населению и потребителя, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определяется по показаниям приборов учёта тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ), определённый в установленном порядке расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила №306).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик в 2016-2017 годах являлся теплоснабжающей организацией, с начала отопительного сезона осуществлял поставку тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению, на территории муниципального образования «Киземское» муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Архангельской области.
Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, (далее - Правила № 354) предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Как установлено пунктом 42(1) Правил № 354 при осуществлении оплаты в течение отопительного периода при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле 2 приложения №2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги: Pi = Si x N(T) x T(T),где: Si - общая площадь жилого дома; N(T) - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; T(T) - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил № 306 уполномоченным органом - министерством энергетики и связи Архангельской области Постановлением от 24.06.2013 № 81-пн утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Устьянский муниципальный район», в том числе, расположенных на территории муниципального образования «Киземское».
Как установлено в ходе проверки, нормативный расход тепловой энергии на отопление составил 789,586 Гкал за полный месяц отопительного периода. При этом в платёжных документах за сентябрь 2016 года населению предъявлено 421,924 Гкал.
Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, в платёжных документах за май 2017 года общество имело право выставить населению объём тепловой энергии в размере не более 367,662Гкал (789,586 Гкал - 421,924 Гкал). Вместе с тем, как следует из материалов дела, в мае 2017 года общество выставило населению плату из расчёта 611,224 Гкал тепловой энергии.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены в течение отопительного периода.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 18 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле, учитывающей в знаменателе период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Продолжительность отопительного периода, принятая при расчёте нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для муниципального образования «Устьянский муниципальный район», исчислена в соответствии с пунктом 18 Приложения №1 к Правилам №306, Актуализированной редакцией СНиП 23-01-99* и равна 8 месяцам.
В постановлении от 10.11.2011 № 8413/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что в случае, если величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на отопительный период, она подлежит применению для определения платы за отопление только в течение этого периода. Если же величина норматива определена как часть общегодового количества тепловой энергии, приходящегося на каждый из 12 месяцев года независимо от того, относится этот месяц к отопительному периоду или нет, то оплата указанного общегодового количества тепловой энергии будет обеспечиваться только при условии применения величины норматива для исчисления ежемесячной платы.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в проверенном периоде обществом суммарно за отопительный период потребителям могла быть выставлена плата за коммунальную услугу по отоплению, исчисленная по нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги, за 8 полных месяцев отопительного периода.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, установленные отопительные периоды с 15 сентября по 15 мая соответствующего года включают ровно 8 полных месяцев, увеличение отопительного периода не означает право на получение платы за отопление в сумме большей, чем предусмотрено нормативом на весь отопительный период. При расчете нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению принят во внимание период, равный 8 месяцам.
Апелляционная инстанция отклоняет доводы ответчика о необходимости определения объема тепловой энергии за тот период, когда тепловая энергия поставлялась фактически, поскольку это возможно только в том случае если исполнены требования законодательства об установке общедомового прибора учета.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом завышен объём тепловой энергии, поставленной населению в мае 2017 года на 243,562 Гкал. Указанный объём отражён в платежных документах в отсутствие законных оснований. Следовательно, обществом необоснованно получены средства субсидии в размере 275 132 руб. 50 коп.
Следовательно, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу министерства 275 132 руб. 50 коп., как возврат необоснованно полученных средств субсидии.
С учетом изложенного, судом правомерно удовлетворены требования министерства о взыскании с общества 1279 руб. 37 коп. пеней, начисленных за период с 02.04.2019 по 19.04.2019 в связи с неисполнением обществом обязательства по возврату средств субсидии, с учетом положений пунктов 25 и 27 Порядка № 487-пп, а также пункта 4.3.6 договора.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июня 2019 года по делу № А05-5078/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «ТеплоСнаб» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.Б. Ралько