ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-5360/2021 от 19.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 апреля 2022 года

Дело №

А05-5360/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,

рассмотрев 19.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу № А05-5360/2021,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович (ОГРНИП 312293234000075) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства транспорта Архангельской области (163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49; ОГРН 1122901020527; ИНН 2901229495; далее – Министерство) от 09.02.2021 № 21-р об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (163069, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 3; ОГРН 1022900522127; ИНН 2901071427; далее – Управление).

Решением суда первой инстанции от 14.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

 В кассационной жалобе Киселев Е.К., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Киселев Е.К. обратился в Министерство с заявлениями от 19.01.2021 и 22.01.2021 о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, представив документы, удостоверяющие личность заявителя, копии свидетельств о государственной регистрации и договоров аренды в отношении транспортных средств Mercedes-BenzVito109С (государственный регистрационный номер М131ХМ29), Mercedes-BenzVito115 С (государственный регистрационный номер М367ХМ29), Mercedes-BenzVito(государственный регистрационный номер О493АЕ29), Mercedes-BenzVito115С (государственный регистрационный номер М352ХМ29), Mercedes-BenzVito111T (государственный регистрационный номер М152ХМ29), Mercedes-BenzVito115С (государственный регистрационный номер Н791АР29), Mercedes-BenzVito115С (государственный регистрационный номер М138ХМ29), Mercedes-BenzVito111С (государственный регистрационный номер О393АХ29).

Распоряжением Министерства от 09.02.2021 № 21-р Киселеву Е.К. отказано в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области в связи с тем, что указанные транспортные средства не относятся к категории «М1».

Киселев Е.К., не согласившись с распоряжением Министерства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого распоряжения, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011          № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 69-ФЗ разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в соответствии с пунктом 2 которых под легковым такси понимается транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – ТР ТС 018/2011).

В приложении № 8 ТР ТС 018/2011 для транспортных средств категорий «M1» установлены определенные требования к тормозным системам, рулевому управлению, устройствам освещения и световой сигнализации, обеспечению обзорности, к шинам и колесам, к двигателю и его системам, к комплектности транспортного средства.

В силу пункта 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее – ОТТС).

Согласно пункту 6 ТР ТС 018/2011 ОТТС – это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего Технического регламента; под типом транспортного средства (шасси, компонента) понимаются транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

Проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа. Подразделение транспортных средств на типы и модификации для целей оценки соответствия осуществляется согласно приложению № 11 к настоящему Техническому регламенту (пункт 23 ТР ТС 018/2011).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 № 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.

Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294) предусмотрено, что рассмотрение, утверждение и регистрация ОТТС относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (пункт 5.4.26).

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона № 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Министерство выявило недостоверность сведений, представленных заявителем, поскольку транспортные средства, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не относятся к категории «M1».

В силу части 2.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ предоставление заявителем недостоверных сведений является основанием для отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

При этом судами со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 29.12.2017 № 305-КГ17-19681, указано, что регистрация транспортных средств подтверждает только возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, но не свидетельствует об одобрении типа транспортных средств.

Судами установлено, что представленные Киселевым Е.К. свидетельства о государственной регистрации упомянутых транспортных средств сведений об ОТТС не содержат; указание в свидетельствах о регистрации транспортных средств категории «B» свидетельствует только о том, что таким транспортным средством может управлять водитель, имеющий право на управление транспортными средствами категории «B», и не влечет автоматическое отнесение транспортного средства к категории «M1».

Согласно пункту 1 примечания к таблице 1 приложения № 1 к ТР ТС 018/2011 транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится либо к категории «M1», если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза; либо к категории «N1», если это условие не выполняется.

Приложением к Требованиям к паспорту транспортного средства, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.04.2019 № 267, также предусмотрено, что категория «В», установленная Законом № 196-ФЗ, относится не только к транспортным средствам категории «М1», но и к транспортным средствам категории «N1» (по тем же критериям – разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).

При этом согласно пункту 9 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства, утвержденных этим приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, заполнение соответствующих строк и разделов бланка свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств (электронных паспортах транспортных средств) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции.

В связи с этим суды указали, что само по себе названное число сидячих мест и категория «В» в соответствии с Законом № 196-ФЗ не являются бесспорным основанием отнесения транспортных средств именно к категории «М1», а сведения, указанные в паспорте транспортного средства, являются первичными относительно сведений свидетельства о регистрации.

Судами установлено, что сведения об ОТТС в паспортах транспортных средств, представленных Киселевым Е.К., отсутствуют.

В паспорте транспортного средства на транспортное средство Mercedes-BenzVito115С (государственный регистрационный номер Н791АР29) отражены сведения об ОТТС РОСС ES.МТ02.Е03628, однако категорией данного транспортного средства является «N1».

Паспорт транспортного средства на транспортное средство Mercedes-BenzVito109С (государственный регистрационный номер М131ХМ29) содержит отметку о переоборудовании, тогда как сведений о сертификации или декларировании соответствия транспортного средства после такой модификации в материалы дела не представлено.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что, подтверждая в представленных в Министерство заявлениях соответствие транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным действующим законодательствам, Киселев Е.К. не располагал надлежащими доказательствами отнесения транспортных средств к категории «М1» применительно к требованиям ТР ТС 018/2011, тогда как, претендуя на получение разрешения, должен подтвердить фактическое соответствие таких транспортных средств установленным требованиям.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения Министерства упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы Киселева Е.К., изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу № А05-5360/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

И.Г. Савицкая

 В.М. Толкунов