АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 октября 2022 года | Дело № | А05-5400/2021 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года. Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2022 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Чуватиной Е.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Вельские тепловые сети» – генерального директора ФИО1 (выписка из ЕГРЮЛ), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вельские тепловые сети» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу № А05-5400/2021, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Вельские тепловые сети» (далее - ООО «Вельские тепловые сети», Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к администрации городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области (далее - Администрация) о признании недействительными решения от 12.05.2021 № 1 и концессионного соглашения от 23.07.2021, признании незаконными действий по отказу в проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения и обязании провести конкурс на право заключения концессионного соглашения. К участию в деле в качестве соответчиков по требованию об оспаривании концессионного соглашения привлечены Архангельская область в лице губернатора Архангельской области (далее - Архангельская область), акционерное общество «ГТ-Энерго» (далее - АО «ГТ-Энерго»). Решением суда первой инстанции от 02.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В отзывах на кассационную жалобу Администрация, АО «ГТ-Энерго» и Архангельская область просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, АО «ГТ-Энерго» направило Администрации предложение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области. Администрация издала распоряжение от 22.03.2021 № 93-р «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях». ООО «Вельские тепловые сети» 04.05.2021 подало в Администрацию заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов теплоснабжения на условиях, предусмотренных в проекте концессионного соглашения. Комиссия администрации по результатам проведения процедуры рассмотрения двух поданных заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения вынесла решение, оформленное протоколом от 12.05.2021 № 1, которым Общество признано не соответствующим требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) к лицам, подавшим заявки на заключение концессионного соглашения. Решение мотивировано тем, что в материалах, представленных с заявкой № 2, отсутствуют документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям пункта 3 части 4.11 статьи 37 Закон № 115-ФЗ, а именно не представлено в составе заявки доказательств и документов, подтверждающих отсутствие недоимки по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. В протоколе от 12.05.2021 № 1 администрации предписано в 30-дневный срок подготовить проект распоряжения о заключении концессионного соглашения с АО «ГТ-Энерго», в течение 5 рабочих дней направить АО «ГТ-Энерго» проект концессионного соглашения для его подписания в месячный срок. Распоряжением администрации от 13.05.2021 № 164-р «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области» принято решение о заключении такого концессионного соглашения без проведения конкурса с АО «ГТ-Энерго» в связи с отсутствием заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе. Администрацией (концедент), АО «ГТ-Энерго» (концессионер) и Архангельской областью в лице председателя Правительства Архангельской области 23.07.2021 подписано концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Вельское» Вельского муниципального района Архангельской области. Заявитель, ссылаясь на необоснованное исключение его из числа претендентов на заключение концессионного соглашения, утверждая, что к заявке им приобщены все необходимые документы, в том числе подтверждающие отсутствие недоимки по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты, не согласился с решением администрации, изложенным в протоколе от 12.05.2021 № 1, а также с заключенным концессионным соглашением, в связи с этим обратился с заявлением в суд. Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, признав их необоснованными. Постановлением апелляционного суда от 17.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. В пункте 3 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ определены требования, которым должны соответствовать лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, в том числе требование об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Общество указывает, что им была представлена справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам по состоянию на 04.05.2021, согласно которой у заявителя имелась задолженность по налогу на прибыль в сумме 93 руб. 75 коп. (федеральный бюджет) и в сумме 531 руб. 25 коп. (областной бюджет); при этом задолженность погашена 07.05.2021, в подтверждение чего представлены копии чеков-ордеров. В связи с этим Общество полагает, что требования пункта 3 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ им исполнены. Кассационная инстанция считает, что доводы Общества основаны на ошибочном толковании закона. Из буквального содержания пункта 3 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ следует, что заинтересованное лицо должно подтвердить отсутствие у него недоимок по налогам за прошедший календарный год, а не на конкретную календарную дату, предшествующую дню подачи заявки. То есть по смыслу указанной нормы необходимо подтвердить добросовестное исполнение налоговых обязательств в течение прошедшего календарного года. В противном случае недобросовестный налогоплательщик, не уплачивавший налоговые платежи в течении длительного периода времени, может непосредственно перед подачей заявки погасить недоимки, создав тем самым видимость своей добросовестности. Таким образом, Администрация обоснованно не признала представленную Обществом справку об отсутствии недоимок по обязательным платежам по состоянию на 04.05.2021 в качестве документа, соответствующего требованиям пункта 3 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, и констатировала отсутствие необходимости в организации конкурса в связи с отсутствием иных претендентов на заключение концессионного соглашения. Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Общества отказано правильно, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу № А05-5400/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вельские тепловые сети» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.В. Кадулин | |||
Судьи | Ю.С. Баженова Е.В. Чуватина | |||