АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 марта 2015 года | Дело № | А05-5845/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г., при участии от муниципального казанного учреждения «Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска», от Администрации муниципального образования «Северодвинск», от Комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Северодвинска ФИО1 по доверенностям от 12.02.2015, от 29.12.2014, от 12.02.2015 соответственно, рассмотрев 25.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.08.2014 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу № А05-5845/2014, установил: Индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Северодвинск», место нахождения: 164501, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрациия), о взыскании 523 345 руб. 17 коп., в том числе: 512 135 руб. 14 коп. субсидий по договору от 30.05.2013 № ЖКХ-ТР/ЛОТ 8-2013 на перевозку пассажиров на городских регулярных автобусных маршрутах № 5 пр. Морской - ОАО «ПО «Севмаш» и № 18 АТС - поликлиника ЦМСЧ 58, 11 210 руб. 03 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.02.2014 по 01.07.2014. Кроме того, предпринимателем заявлено требование о взыскании 17 000 руб. судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя. Определением от 23.07.2014 суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Северодвинска, место нахождения: 164501, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), и муниципальное казенное учреждение «Управление социального развития, опеки и попечительства администрации Северодвинска», место нахождения: 164501, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение). Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил об уменьшении размера исковых требований в части взыскания долга - до 87 477 руб. 16 коп., в части процентов - до 9159 руб. 44 коп. Судом уменьшение размера исковых требований принято. Цена иска составила 96 636 руб. 60 коп. Решением от 26.08.2014 суд отказал в удовлетворении исковых требований. Постановлением от 24.11.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения. В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель ФИО2, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить судебные акты. В отзыве на кассационную жалобу Администрация муниципального образования «Северодвинск» просит оставить судебные акты без изменения. В судебном заседании представитель Комитета. Учреждения и Администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Индивидуальный предприниматель, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.05.2013 между Комитетом (заказчиком) и Предпринимателем (перевозчиком) заключен договор № ЖКХ-ТР/ЛОТ 8-2013 на перевозку пассажиров на городских регулярных автобусных маршрутах № 5 пр. Морской – ОАО «ПО «Севмаш» и № 18 АТС - поликлиника ЦМСЧ 58, на основании которого заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров по городским регулярным автобусным маршрутам № 5 и № 18, согласно утвержденным в установленном порядке Паспортам маршрутов. В соответствии с пунктом 2.1.7 договора от 30.05.2013 заказчик обязался возмещать затраты, связанные с бесплатным проездом граждан, указанных в пункте 2.1 Приложения 1 к настоящему договору, и льготным проездом граждан, указанных в пункте 2.2 Приложения 1 к настоящему договору, путем выплат субсидий из средств бюджета муниципального образования «Северодвинск». Размер и порядок выплаты субсидий определяется в пункте 2.4 Приложения 1 к настоящему договору. Согласно пункту 2.4 Приложения 1 к спорному договору для возмещения затрат, связанных с бесплатным проездом граждан, указанных в пунктах 2.1 и 2.2, предусматривается оплата за счет субсидии из местного бюджета в размере 1 867 679 руб. 60 коп. в год. Субсидии выплачиваются ежемесячно равными долями. Размер субсидии подлежит ежегодному увеличению с учетом уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом «О федеральном бюджете» в пределах сумм, утвержденных в местном бюджете. С учетом установления уровня инфляции в статье 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в размере 5% перевозчик полагает, что заказчик обязан выплачивать ему ежемесячно субсидии в размере 163 421 руб. 95 коп. (1 867 679 руб. 60 коп./ 12 месяцев) + 5%). Поскольку Предпринимателю частично была выплачена субсидия в размере 141 552 руб. 66 коп. за январь 2014 года, перевозчик обратился в суд с требованием о взыскании 512 135 руб. 14 коп. задолженности по субсидиям за период с января по апрель 2014 года. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований заявленных требований. Вместе с тем, как отметили суды, за период с января по апрель 2014 года истцу в добровольном порядке в полном объеме выплачены субсидии, размер которых рассчитан с учетом Порядка предоставления субсидий. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Из приведенного следует, что условия предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежат нормативному закреплению в правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. Администрация как высший орган исполнительной власти города Северодвинска наделена полномочиями по определению условий и порядка предоставления субсидий из бюджета муниципального образования на возмещение затрат или неполученных доходов юридическим лицам при выполнении ими работ (оказании услуг) на основании закона о бюджете на соответствующий финансовый год. В связи с этим на основании статьи 78 БК РФ Администрация приняла Постановление от 21.02.2014 № 80-па, которым утвержден Порядок предоставления субсидий в 2014 году (далее – Порядок). В соответствии с названным Порядком размер предоставляемой субсидии определяется в соответствии с договором перевозки и расчетом помесячного распределения суммы на возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан по льготным тарифам на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, в 2014 году (Приложение 1). Главным распорядителем бюджетных средств является Учреждение и на него возложена обязанность по заключению договоров на перевозку пассажиров и предоставление субсидий с транспортными организациями (пункты 5 и 6 Порядка). Как установили суды, на момент рассмотрения дела договор от 28.02.2014 № 5/ФЭО-2014 между Предпринимателем и Учреждением не заключен, поскольку сторонами не согласованы условия в части размера субсидий. В отношении договора от 30.05.2013 в бюджете предусмотрена субсидия в размере 141 552 руб. 62 коп. Поскольку порядок определения размера субсидий находится в компетенции Администрации, а стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера субсидий и не вправе применять иной порядок, независимо от предусмотренного договором от 30.05.2013 размера субсидий, названный Порядок подлежит применению в 2014 году. Податель жалобы ссылается на то, что названный Порядок подлежит применению с даты его издания (21.02.2014), то есть размер субсидии за январь и частично февраль названным Порядком не регулируется. Данный довод подлежит отклонению, поскольку данный Порядок регулирует предоставление субсидий на возмещение неполученных доходов транспортных организаций, связанных с перевозками отдельных категорий граждан по льготным тарифам на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах на весь период 2014 года без исключений. Кроме того, размер субсидий на 2014 год не был согласован сторонами, как это указано в Порядке предоставления субсидий, путем подписания договора. Спор, возникший при подписании договора между перевозчиком и Учреждением, в установленном порядке не урегулирован. Таким образом, субсидии в 2014 году подлежат выплате перевозчику в порядке и в размерах, установленных Порядком, следовательно, соответствующие положения Приложения 1 к договору от 30.05.2013 применению не подлежат. Как установлено судами и не оспаривается истцом, за период с января по апрель 2014 года истцу в полном объеме выплачены субсидии, размер которых рассчитан с учетом Порядка предоставления субсидий. С учетом изложенного, Предпринимателю правомерно отказано в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по субсидиям. В удовлетворении требований о взыскании с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами, судом также отказано обоснованно, поскольку в данном случае истцом не доказана просрочка исполнения обязательства. При разрешении спора судами приняты во внимание следующие обстоятельства. Как установлено пунктами 7 - 11 Порядка, транспортные организации в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, согласовывают с Комитетом отчет о выполненной транспортной работе по перевозке отдельных категорий граждан по льготным тарифам на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах (Приложение 2) и направляют указанный отчет с приложением счета-фактуры и акта об оказанных услугах в Учреждение. Контроль достоверности и правильности представления отчета о выполненной транспортной работе по перевозке отдельных категорий граждан по льготным тарифам на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах осуществляет Комитет. Учреждение в течение трех календарных дней проверяет полноту представленных документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, оформляет заявку на финансирование в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на 2014 год и представляет ее в Финансовое управление администрации Северодвинска (далее - Финансовое управление). На основании данных заявок Финансовое управление, в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий год, перечисляет денежные средства на лицевой счет Учреждения в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области. Учреждение в течение трех рабочих дней после зачисления средств на лицевой счет перечисляет денежные средства на расчетные счета транспортных организаций. Следовательно, согласно Порядку момент выплаты субсидии определяется в зависимости от момента подачи перевозчиком Учреждению указанных выше документов. Без их получения от перевозчика Комитет, Финансовое управление и Учреждение лишены возможности соблюсти указанный Порядок, и установленные сроки его проверки, выделения и выплаты субсидий. Как установлено судами, Предпринимателем не представлены доказательства предоставления Учреждению отчета по форме, установленной Приложением 2 к Порядку предоставления субсидий, согласованного с Комитетом, а также счета-фактуры и акта об оказанных услугах за спорный период. Таким образом, как обоснованно указали суды, отсутствуют основания считать, что ответчики допустили просрочку выплаты субсидий на основании указанных документов. Поскольку субсидии носят целевой характер, предоставляются при соблюдении определенных условий, а заявителем как установлено судами на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, такие условия соблюдены не были, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно. Добровольная выплата Учреждением задолженности за спорные месяцы в процессе рассмотрения дела, обоснованно расценена судами как мера, направленная на мирное урегулирования спорных отношений, и не может служить основанием для вывода об обязанности по выплате без соблюдения установленного Порядка. Иные доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а выражают несогласие с ними и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств, что не может являться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления. Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов. Руководствуясь статьями 286 – 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу № А05-5845/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.А. Самсонова | |||
Судьи | О.А. Алешкевич А.Г. Кудин | |||