ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6190/20 от 18.05.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 мая 2021 года

Дело №

А05-6190/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,

рассмотрев 13.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения культуры «Северодвинский драматический театр» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу № А05-6190/2020,

у с т а н о в и л:

Муниципальное автономное учреждение культуры «Северодвинский драматический театр», адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 77, ОГРН 1022900842337, ИНН 2902015136 (далее – МАУК «Северодвинский драмтеатр», Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-счетной палате муниципального образования «Северодвинск», адрес: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, офис 411, ОГРН 1142932000122, ИНН 2902077661 (далее – Палата, КСП) о признании частично недействительным представления от 27.05.2020 № П-11/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования «Северодвинск», адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021, оспариваемое представление признано недействительным в части пункта 7.2 описательно-мотивировочной части в части вывода о несоответствии Положения об оплате труда работников Учреждения требованиям Примерного отраслевого положения об оплате труда в муниципальных бюджетных и автономных учреждениях сферы культуры и молодежной политики муниципального образования «Северодвинск» (утв. постановлением Администрации от 03.02.2015 № 38-па) в части перечня видов выплат социального характера; пункта 2.2 итоговой части представления в части возврата в местный бюджет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в сумме
5 064 046,20 руб.; пункта 2.4 итоговой части представления в части возврата в местный бюджет субсидии на иные цели за 2018 год в сумме 304 980 руб. в связи с нецелевым использованием средств. На КСП возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 15.10.2020 и постановление от 08.02.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, установление в муниципальном задании цены услуги, оказанной с использованием средств субсидии, не означает запрет на установление цены входного театрального билета, равной 0,00 руб. Суды также не учли, что поездка 32 работников Учреждения в г. Вологду для показа спектаклей проходила в рамках обмена с Вологодским драмтеатром спектаклями (обменные гастроли), связана с организацией показа спектаклей Вологодского драмтеатра на стационаре Учреждения, которые признаны муниципальной услугой, оказанной с использованием субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на 2019 год, а заработная плата артистов за время выступлений в г. Вологде включалась в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги. Судебные инстанции не приняли во внимание, что должность главного режиссера театра установлена в штатном расписании театра с 01.01.2019 приказом директора Учреждения от 15.01.2019. Судами необоснованно отвергается право заявителя приурочивать премирование работников за результаты труда к знаменательным датам. КСП и суды неправомерно признали 418 220,86 руб. нецелевыми расходами ввиду необоснованного исключения из итогового объема показателей выполнения технического задания на 2019 год 3888 зрителей, побывавших на спектаклях Вологодского театра.

В отзывах на кассационную жалобу Администрация поддержала доводы Учреждения, а КСП возражала против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Учреждение просило рассмотреть жалобу без участия его представителя.

Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки выделения и использования субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели, поступления и использования средств от приносящей доход деятельности, использования муниципального имущества МАУК «Северодвинский драматический театр» за 2018 год и текущий период 2019 года КСП составлен акт от 12.03.2020
№ АП-1/2020 и в адрес Учреждения направлено представление от 27.05.2020 № П-11/202 об устранении выявленных нарушений.

Считая представление КСП незаконным в части пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 7.1, 7.3 и 3.3, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя в указанной в кассационной жалобе части, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

В статье 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определено, что по результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе выносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

При этом под представлением в целях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с положениями статьи 69.1 и пункта 1 статьи 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Согласно статье 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) указано, что государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Суды установили, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МАУК «Северодвинский драмтеатр» осуществлялось за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию муниципальной программы «Развитие сферы культуры муниципального образования «Северодвинск» на 2016 – 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации от 16.03.2016 № 64-па (далее – Программа).

В соответствии со статьей 69.2 БК РФ, Положением о порядке формирования муниципальных заданий муниципальным учреждениям муниципального образования «Северодвинск» и порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий, утвержденным постановлением Администрации Северодвинска от 14.09.2015 № 464-па, и в целях выполнения мероприятий Программы Управлением культуры и туризма Администрации сформированы и утверждены муниципальные задания МАУК «Северодвинский драмтеатр» в разрезе показателей, характеризующих объем и качество муниципальной услуги.

По условиям соглашений от 12.01.2018 № 5 и от 15.01.2019 № 8, заключенных между Администрацией и МАУК «Северодвинский драмтеатр», их предметом является предоставление Учреждению из местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году и 2019 году соответственно субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги «Показ (организация показа)» спектаклей (театральных постановок).

При этом в муниципальных заданиях Учреждения установлены следующие показатели:

- услуга является платной;

- показатель, характеризующий условия (формы) оказания муниципальной услуги, - место проведения спектаклей (театральных постановок) – стационар;

- показатель, характеризующий содержание муниципальной услуги, - место  проведения спектаклей (театральных постановок) – стационар;

- показатель, характеризующий объем муниципальных услуг, - число зрителей: 2018 год - 46 417 человек, 2019 год - 46 417 человек.

Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема муниципальных услуг определены в размере 5 процентов.

Под стационаром понимаются свои площадки театра (основные, дополнительные или арендованные площадки).

Пунктом 2.2 итоговой части оспариваемого представления Палата обязала Учреждение возвратить в местный бюджет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за 2018 год в сумме 4 852 236,44 руб., за 2019 год - 6 884 914,66 руб. в связи с невыполнением показателей муниципального задания.

Основанием вывода о недостижении Учреждением показателей объема муниципального задания послужили выявленные КСП факты оказания муниципальной услуги отдельным категориям потребителей бесплатно, что не предусмотрено муниципальным заданием, необоснованного включения в фактический достигнутый показатель объема муниципальной услуги (число зрителей) зрителей, которым услуга предоставлялась бесплатно и которым услуга оказывалась на фестивале (г. Котлас - 2018 год) и гастролях (г. Вологда - 2019 год), что также не предусмотрено муниципальным заданием.

С учетом изложенного КСП установлено невыполнение Учреждением показателей объема муниципального задания (число зрителей) за 2018 год на 3 858 человек, за 2019 год на 5 286 человек.

В этой части, оценивая ссылки Учреждения на предусмотренное Основами законодательства Российской Федерации о культуре право оказывать услуги потребителю бесплатно, суды обоснованно учли, что в данном случае финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществлялось за счет средств местного бюджета и при этом муниципальном задании на 2018 и 2019 годы установлена форма оказания муниципальной услуги - платная, бесплатная форма не предусмотрена; местом оказания услуги определен стационар.

Таким образом, оказание муниципальной услуги отдельным категориям граждан на бесплатной основе, а также оказание муниципальной услуги на выезде (фестиваль (г. Котлас, 2018 год) на бесплатной основе не предусмотрено муниципальным заданием.

В силу пункта 6 статьи 69.1 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

С учетом установленных КСП обстоятельств суды правомерно заключили, что в нарушение пунктов 3, 4 статьи 69.2, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 5 статьи 4 Закона № 174-ФЗ муниципальное задание Учреждением в полном объеме не выполнено.

В пункте 2.3 итоговой части представления КСП обязала Учреждение возвратить в местный бюджет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за 2019 год в сумме 418 220,86 руб. в связи с нецелевым использованием средств (пункт 4 представления), что выразилось в расходовании субсидии в 2019 году на цели, не связанные с выполнением муниципального задания, а именно: на оплату труда работников в период нахождения их на гастролях, то есть в месте, не предусмотренном оказанием муниципальной услуги.

Палата пришла к выводу о нарушении Учреждением пункта 1 статьи 78.1 БК РФ и условий соглашения от 15.01.2019 № 8 в результате неправомерного включения в расходы, связанные с выполнением муниципального задания, расходов на оплату труда 32 работников в сумме 321 214,18 руб. и страховые взносы во внебюджетные фонды в сумме 97 006,68 руб. в период командировки – гастролей в г. Вологда.

Поскольку в муниципальном задании на 2019 год не предусматривалась возможность учета гастролей в качестве стационарного места оказания услуги по показу (организации показа) спектаклей (театральных постановок), то в состав затрат, включаемых в расчет объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания, не могут быть включены такие затраты как не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Учреждению в признании недействительным пункта 2.3 представления  в этой части.

Как следует из пункта 7.1 описательно-мотивировочной части представления, КСП установила факт неправомерной выплаты в 2019 году премии в размере 20 000 руб. за качественное руководство главному режиссеру театра и отчисление страховых взносов во внебюджетные фонды в размере 6 040 руб., на общую сумму 26 040 руб., выявив расходование средств субсидии на цели, не связанные с выполнением муниципального задания.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно статье 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Во исполнение требований статей 135, 144 и 145 ТК РФ и действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления директором Учреждения 31.08.2016 утверждено Положение о системе оплаты труда МАУК «Северодвинский драмтеатр».

Вместе с тем на дату издания приказа от 22.02.2019 № 57-К об установлении премии главному режиссеру, а также на период проводимой КСП проверки, в пункте 6.10 Положения о системе оплаты труда не предусматривалась возможность премирования за качественное руководство театром главного режиссера. Соответствующие изменения в части установления стимулирующей выплаты главному режиссеру внесены позднее.

При таком положении Палата и суды обоснованно сочли неправомерными  начисление и выплату премии главному режиссеру на основании приказа от 22.02.2019 № 57-К за счет бюджетных средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Доводы Учреждения о допущенной при изготовлении упомянутого приказа технической ошибке, которая исправлена приказом от 02.03.2020 № 30, проверены судебными инстанциями и мотивированно отклонены. Оснований не согласиться с выводами судов в этой части суд округа также не усматривает.

Согласно пункту 7.3 описательно-мотивировочной части представления КСП выявлено нарушение порядка и условий оплаты работником муниципальных автономных учреждений, в том числе в части расходования Учреждением средств от приносящей доход деятельности на оплату труда работников с нарушением действующего законодательства и локальных актов на 819 648,07 руб., что снижает размер прибыли, полученной в результате приносящей доход деятельности, искажает отчетные показатели исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности.

Как установлено судами, Учреждение в проверяемом периоде в виде выплат стимулирующего характера в соответствии с пунктом 4.10 Положения о системе оплаты труда начислило и произвело выплаты премии в связи с юбилейными датами рождения на общую сумму 31 838 руб. и уплатило начисленные с данных выплат страховые взносы во внебюджетные фонды в размере 9 615,08 руб.

В пункте 4.10 Положения о системе оплаты труда предусмотрены разовые выплаты, связанные со значимыми событиями с целью поощрения за общие результаты труда и в связи со значимыми событиями в течение календарного года.

Вместе с тем пунктом 30 раздела IV Примерного отраслевого положения об оплате труда в муниципальных бюджетных и автономных учреждениях сферы культуры и молодежной политики муниципального образования «Северодвинск» (утв. постановлением Администрации от 03.02.2015 № 38-па; далее – Отраслевое положение) определен состав выплат стимулирующего характера, к которым отнесены: премиальные выплаты по итогам работы; премии за интенсивность и высокие результаты работы; премиальная выплата за выполнение особо важных и сложных работ; надбавка за ученую степень; надбавка за почетное звание; премиальная выплата при награждении государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами Российской Федерации, наградами Архангельской области, наградами муниципального образования «Северодвинск»; надбавка молодым специалистам, окончившим образовательные организации высшего образования или профессиональные образовательные организации, впервые приступившим к выполнению трудовых обязанностей по специальности.

При этом в силу пункта 31 Отраслевого положения Положениями о системе оплаты труда учреждений могут только конкретизироваться основания для начисления премиальных выплат и основания снижения размера этих выплат по сравнению с тем, как они определены Отраслевым положением.

Согласно пункту 29 Отраслевого положения выплатами стимулирующего характера (стимулирующими выплатами) являются выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу. Аналогичные цели выплат стимулирующего характера определены в пункте 4.1 Положения о системе оплаты труда учреждения.

В данном случае суды правомерно признали, что выплаты премий в связи с юбилейными датами рождения по смыслу пункта 29 Отраслевого положения и пункта 4.1 Положения о системе оплаты труда не относятся к выплатам стимулирующего характера, поскольку не связаны непосредственно с трудовой деятельностью работников.

Палатой также установлено, что в нарушение пункта 8 раздела I Отраслевого положения и пункта 1.9 Положения о системе оплаты труда Учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности неправомерно произведены выплаты премий по основаниям, которые дублируют друг друга, на сумму 778 194,99 руб.

Довод подателя жалобы о том, что премии назначены в связи с разными событиями, проверены судами и признаны не основанными на материалах дела.

Пунктом 3.3 итоговой части представления в качестве меры по пресечению и предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Палата обязала МАУК «Северодвинский драмтеатр» обеспечить соблюдение положений трудового законодательства Российской Федерации, в том числе Отраслевого положения, коллективного договора, Положения о системе оплаты труда при начислении заработной платы работникам Учреждения.

Суды признали данный пункт представления правомерным, отметив, что представление не содержит требования об удержании или возврате в бюджет сумм, выплаченных с нарушением положений трудового законодательства, требование изложено с учетом полномочий КСП, в связи с этим оснований для признания его недействительным не имеется.

При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в изложенной части.

Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных представленных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи с иными материалами дела, что противоречит предусмотренным статьей 71 АПК РФ правилам оценки судом доказательств и основанием для отмены или изменения судебных актов не является.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу № А05‑6190/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального автономного учреждения культуры «Северодвинский драматический театр» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

С.В. Лущаев

Ю.А. Родин