ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6960/18 от 01.04.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 апреля 2019 года

Дело №

А05-6960/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,

рассмотрев 26.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.09.2018 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 (судьи Мурахина Н.В., Алимова Е.А., Докшина А.Ю.) по делу № А05-6960/2018,

у с т а н о в и л:

Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ (далее – НАО), <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Архангельской области и НАО, место нахождения: 163000,                   <...>, ОГРН <***>,                                   ИНН <***> (далее – Управление), от 19.04.2018 № 24-46-15/25.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, место нахождения: 107139, Москва, ФИО1 пер., д. 1/11, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), и администрация НАО, место нахождения: 166000, НАО, <...>, ОГРН <***>,                                ИНН <***> (далее - Администрация).

Решением от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2018, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение ими обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый – об удовлетворении заявления.

  По мнению подателя кассационной жалобы, он обеспечил уровень  софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленный пунктом 12 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз, поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 № 1258 (далее – Правила № 1258), и распоряжением Министерства от 29.01.2015 № 4-р «Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год» (далее – Распоряжение № 4-р).

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Управление в соответствии с приказом от 07.12.2018 № 46 провело внеплановую камеральную проверку соблюдения Департаментом условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджету НАО на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей в рамках программы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» Государственной программы Российской Федерации «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте от 22.03.2018 несоблюдение Департаментом условий соглашения от 17.02.2015 № 160/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение), выразившееся в необеспечении уровня софинансирования за счет средств бюджета НАО, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 742 939 руб. 27 коп.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 19.04.2018 представления № 24-46-15/25, в котором Управление указало Департаменту на необходимость рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения.

 Не согласившись с представлением, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды, исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, придя к выводу о наличии у Управления правовых и фактических оснований для принятия соответствующих мер контрольного реагирования и вынесения оспариваемого представления, отказали в удовлетворении заявленного требования.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно действовавшей в проверяемом периоде редакции статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1); цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014                  № 999 утверждены Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации (далее - Правила № 999), в соответствии с которыми предусмотрено, что условия предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 13 Правил № 1258 установлено, что предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.

Согласно пункту 10 Правил № 999 соглашение должно содержать в том числе размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения Администрация на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях 1 и 2 к Соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года.

Согласно приложению № 1 к Соглашению с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2015 № 1 к нему в 2015 году НАО на возмещение затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей было предусмотрено финансирование в размере 61 145 600 руб., из которых 42 029 600 руб. – субсидия из федерального бюджета, 19 116 000 руб. – субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

Суды установили, что субсидии перечислены Министерством в полном объеме. Вместе с тем расходы на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей за 2015 год составили 60 064 514 руб. 30 коп., в том числе 42 029 434 руб. 30 коп.  за счет средств федерального бюджета,                       18 035 080 руб. за счет средств бюджета НАО.

Управление, посчитав, что при общей сумме фактически использованных средств -  60 064 514 руб. 30 коп., субсидии из федерального бюджета могли быть использованы субъектом Российской Федерации в размере не более                        41 286 495 руб. 03 коп., пришло к выводу о перерасходе 742 939 руб. 27 коп. средств федерального бюджета.

  Довод Департамента со ссылкой на пункт 12 Правил № 1258, которым установлено, что уровень софинансирования, предоставляемого из федерального бюджета, не может быть выше 95 и ниже 70 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации, и Распоряжение                    № 4-р, которым уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств НАО на 2015 год установлен в размере 70 процентов, судами оценен и отклонен.

Как правильно указали суды, в рассматриваемом случае предоставление НАО в 2015 году субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей  осуществлялось на основании Соглашения, которым установлены  конкретные (в рублях) объемы субсидий из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Изменения в части уровня софинансирования, внесение которых предусмотрено пунктом 5.1 Соглашения, не вносились; в Министерство с соответствующим заявлением Общество не обращалось.

Таким образом, Департамент в соответствии с пунктом 2.2.1 Соглашения обязался профинансировать затраты по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей  в размере 19 116 000 руб. за счет средств бюджета НАО при предоставлении из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат в размере 42 029 600 руб.

Поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается нарушение Департаментом пункта 2.2.1 Соглашения, выразившееся в необеспечении им уровня софинансирования за счет средств бюджета НАО, повлекшее перерасход 742 939 руб. 72 коп. средств федерального бюджета, суды правомерно признали законным оспариваемое представление и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.09.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу № А05-6960/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

О.Р. Журавлева

 Ю.А. Родин