ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
20 декабря 2016 года | г. Вологда | Дело № А05-7259/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2016 года .
В полном объеме постановление изготовлено декабря 2016 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Чапаева И.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ваш дом» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2016 года по делу № А05-7259/2016 (судья Распопин М.В.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Кулой ЖКХ» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 165100, п. Кулой Вельского района, Архангельская обл., ул. Мира, д. 10; далее – ООО «Кулой ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ваш дом» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 165150, <...>; далее – ООО «Ваш дом») о взыскании 283 528 руб. 52 коп. задолженности за выполненные работы по установке коммерческих узлов горячего водоснабжения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Решением суда от 11.10.2016 с ООО «Ваш дом» в пользу ООО «Кулой ЖКХ» взыскано 56 943 руб. 94 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 1741 руб. 40 коп. государственной пошлины, с истца - 4929 руб. 17 коп. государственной пошлины.
ООО «Ваш дом» с вынесенным решением не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его изменить, удовлетворив требование истца лишь на сумму 23 448 руб. В обоснование жалобы ее податель указал на то, что истец не вправе требовать выплаты ему вознаграждения за установку приборов в многоквартирных домах в размере 3%. По мнению апеллянта, истцом в расходы неправомерно включена сумма налога на добавленную стоимость. Ссылается на то, что в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) обязательства по возмещению расходов по установке общедомовых приборов учета оплачиваются равными долями в течение пяти лет с даты их установки.
ООО «Кулой-ЖКХ» в отзыве на жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом истец не заявил соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Ваш дом» на основании договоров управления от 01.04.2013 и от 10.04.2014 является управляющей компанией для многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...>
ООО «Кулой ЖКХ» на основании договора ресурсоснабжения № 08/09-14, заключенного сторонами, осуществляет подачу тепловой энергии в указанные многоквартирные дома.
Судом установлено, что собственники помещений указанных многоквартирных домов не установили коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, в связи с чем истец 14.09.2015 направил в адрес ответчика договор на оказание услуг от 14.09.2015 № 03/09-15, по условиям которого истец обязался установить в домах по адресам: <...> приборы учета горячего водоснабжения.
Несмотря на то, что ответчик договор не подписал, ООО «Кулой ЖКХ»в соответствии с положениями Закона № 261-ФЗ произвело установку общедомовых приборов учета в названных домах.
Акты о вводе узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения подписаны сторонам по дому ул. Ленина, д. 76 - 12.10.2015, по дому ул. Полякова, д. 4 - 07.10.2015.
Для оплаты выполненных работ истец направил в адрес ответчика счет-фактуру от 22.12.2015 № 485 на общую сумму 283 528 руб. 52 коп.
Ссылаясь на то, что ответчик не возместил расходы на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, ООО «Кулой ЖКХ» обратилось в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 (далее – Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом № 261-ФЗ.
В силу части 1 и части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 4 статьи 12 названного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 названного Закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии входят в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 6 Правил № 491).
Следовательно, ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, а управляющие организации не освобождаются от обязанности выступать в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета.
При этом, вопреки аргументам апеллянта, судом первой инстанции учтены положения Закона № 261-ФЗ, устанавливающие исполнение обязательства по возмещению расходов по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки.
С учетом дат введения в эксплуатацию приборов учета судом первой инстанции определена сумма задолженности ответчика пропорционально пятилетнему сроку исполнения обязательства по оплате работ - 56 943 руб. 94 коп.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у апелляционной коллегии не имеется.
Доводу ответчика о необоснованном включении в цену иска суммы налога на добавленную стоимость дана надлежащая правовая оценка как несостоятельному, поскольку истец является плательщиком налога на добавленную стоимость. Включение истцом в стоимость оказываемых услуг, выполненных работ, соответствующей суммы налога является правомерным в силу статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы ответчика по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 октября 2016 года по делу № А05-7259/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ваш дом» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий Л.Ф. Шумилова
Судьи О.Н. Виноградов
И.А. Чапаев