АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 февраля 2022 года | Дело № | А05-7388/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., рассмотрев 15.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу № А05-7388/2021, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки» (164254, Архангельская обл., Плесецкий р-н, пос. Первомайский, Швакинский карьер; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (163069, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Управление) от 31.05.2021 № 06-03-22/2021 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением суда первой инстанции от 07.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.12.2007 Обществу на срок по 02.02.2024 выдана лицензия на пользование недрами АРХ 01238 ТЭ в целях добычи известняков на Восточном участке Швакинского месторождения в Плесецком муниципальном районе Архангельской области. В соответствии с условиям пользования недрами (являются неотъемлемой частью лицензии) земельные, лесные участки, водные объекты необходимые для ведения работ, предоставляются пользователю недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3); пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами (пункт 10). Управлением на основании распоряжений от 16.02.2021 № 36-ра и от 30.03.2021 № 76-ра в период с 02.03.2021 по 12.04.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом законодательства в сфере недропользования, в ходе которой выявлено и зафиксировано в акте от 12.04.2021 № 41-36/1-2021, что часть его производственной территории, в том числе горный отвод, располагается на земельном участке с кадастровым номером 29:15:030301:12, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы; организация и ведение горно-экологического мониторинга указанного месторождения проводится Обществом не в полном объеме. По факту пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, Управление составило в отношении Общества протокол от 19.05.2021 № 06-03-22/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а постановлением от 31.05.2021 № 06-03-22/2021 признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. Общество, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, в удовлетворении заявления отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий. Как предусмотрено частью 2 статьи 22 Закона, пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10). В силу статьи 23.2 Закона разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб.м. в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 28.04.2015 Обществом утверждена Программа организации и ведения горноэкологического мониторинга Восточного участка Швакинского месторождения известняка (далее – Программа). Программа согласована Научно-техническим советом по Архангельской области (протокол от 24.07.2015 № 07-АРХ/2015). Целью мероприятия является снижение вредного влияния горных работ на окружающую природную среду, обеспечение безопасного ведения работ и охраны недр посредством информационного обеспечения управления в области рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды и промышленной безопасности горных работ. Состав видов работ по Программе включает: 1) визуальное обследование состояния откосов на карьере и отвалах, экспертные оценки – 1 раз в год; 2) наблюдение за загрязнением недр, атмосферы, поверхностных вод и геологической среды на карьере и прогнозирование степени загрязнения – 1 раз в год; 3) наблюдения за условиями стока поверхностных вод и атмосферных осадков и за уровнем грунтовых вод на карьере в паводковые и летние периоды – 2 раза в год; 4) учет и нормирование потерь полезных ископаемых – 2 раза в год; 5) учет накопления в отвалах и использования вскрышных пород – 1 раз в квартал; 6) учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, прогнозирование – 1 раз в квартал; 7) учет земель, нарушенных горными работами и рекультивируемых земель – 1 раз в квартал. Программой предусмотрены литохимические исследования почв или почвогрунтов. В Проект технического перевооружения Восточного участка Швакинского месторождения известняка также включен мониторинг состояния подземных вод с помощью наблюдательной скважины, приведена методика и регулярность наблюдений, установлены контролируемые показатели. Судами двух инстанций установлено, что в нарушение указанных положений Программы и условий пользования недрами экспертная оценка наблюдений за состоянием откосов на карьере и отвалах отсутствует; наблюдение за загрязнением недр, поверхностных вод и геологической среды на карьере и прогнозирование степени их загрязнения не проводятся; наблюдения за условиями стока поверхностных вод и атмосферных осадков не выполняются (результаты таких наблюдений в ходе проверки не представлены); в весенне-осенние (паводковые) периоды уровень подземных вод в наблюдательных скважинах не определяется, что ведет к искажению результатов наблюдения (их недостоверности); не ведется учет выбросов источников, не учтенных в материалах инвентаризации, а также не проводится прогнозирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; результаты литохимического исследования почв или почвогрунтов не представлены; отчеты о проведении мониторинга на Восточном участке Швакинского месторождения известняков за 2019-2020 годы в Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Архангельской области не представлены. Помимо этого на момент проведения проверки у Общества отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 29:15:030301:12. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения. В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования Общества о признании незаконным оспариваемого постановления Управления, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу № А05-7388/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Швакинские известняки» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | Е.А. Аникина В.М. Толкунов | |||