ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-7725/2021 от 29.09.2022 АС Северо-Западного округа

882/2022-64905(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., 

рассмотрев 26.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской  области от 14.04.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А05-7725/2021, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Помор-Лес», адрес: 163069,  <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд  Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Дагестанской таможни, адрес: 367013, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>  (далее - Таможня), от 21.06.2021 о назначении административного наказания по  делу об административном правонарушении № 10801000-2995/2020,  ответственность за совершение которого установлена статьей 16.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП  РФ), в виде 50 000 руб. административного штрафа. 

Решением суда от 14.04.2022, оставленным без изменения постановлением  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022,  оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено. 

В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение  судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального  права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу  новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

Податель кассационной жалобы настаивает на наличии в действиях  Общества события и состава административного правонарушения,  ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, поскольку в  нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при убытии товара с таможенной  территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) им не был  предъявлен разрешительный документ о соблюдении запретов и ограничений  на товар, установленных решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010   № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом  союзе» (далее - решение № 318); на вывозимый товар Общество представило  фитосанитарный сертификат на товар «пиломатериалы», тогда как фактически  товар, заявленный к вывозу, являлся лесоматериалом. 

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемый судебный  акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а 


[A1] кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не  направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной  жалобы. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, на таможенный  пост ЖДПП Дербент Таможни с целью последующего убытия за пределы  таможенной территории ЕАЭС в составе грузового поезда прибыл  железнодорожный вагон № 54509880 с товаром, задекларированным  Обществом по декларации на товары № 10228010/121020/0017175 (далее - ДТ). 

Согласно сведениям из графы 31 ДТ Общество вывозило пиломатериалы  общим весом брутто 60 242 кг. 

В графе 33 ДТ заявлен код товар 4407 12 910 0 в соответствии с единой  Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского  экономического союза, утвержденной ранее действовавшим решением Совета  Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - ТН ВЭД  ЕАЭС). 

Получателем товара являлось общество с ограниченной ответственностью  «ТFK» (Республика Азербайджан). 

Вместе с товаром были представлены железнодорожная накладная  от 17.10.2020 № 29765257, счет-фактура от 12.10.2020 № 237, отгрузочная  спецификация. 

Указанный товар 29.10.2020 предъявлен Таможне перевозчиком - открытым  акционерным обществом «Российские железные дороги» с целью  последующего вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС. 

В связи с тем, что товар входит в перечень подкарантинной продукции,  утвержденный решением № 318, в целях подтверждения установленных  запретов и ограничений в отношении товара, задекларированного по названной  ДТ, Общество представило фитосанитарный сертификат от 15.10.2020   № 031290117151020001. 

В ходе проведенного таможенного осмотра товара, перемещавшегося в  железнодорожном вагоне № 54509880, Таможня выявила, что фактический  объём товара соответствует объему, указанному Обществом в названных  железнодорожной накладной, фитосанитарном сертификате и ДТ, однако в  графе 31 ДТ указано наименование товара «пиломатериалы из ели  обыкновенной», тогда как в графе 33 ДТ указан код ТН ВЭД ЕАЭС из товарной  позиции 4407, которая объединяет товары под названием «лесоматериалы». 

В представленном фитосанитарном сертификате от 15.10.2020   № 031290117151020001 вывозимый товар заявлен как «Sawn timber spruce  97m3; Spruce supporting pole 1 m3», что переводится как «пиломатериалы  еловые». 

Согласно заключению таможенного эксперта от 03.11.2020   № 12405020/0027866 вывозимый товар представляет собой лесоматериал -  доску обрезную из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница),  полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем  полученных частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без  обзола и без соединения в шип, не лущенную, не обтесанную, не шлифованную,  не профилированную. 

Таможня пришла к выводу, что в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС  Общество представило разрешительный документ - фитосанитарный  сертификат от 15.10.2020 № 031290117151020001, относящийся к иному товару,  а на фактически вывозившийся по ДТ товар - лесоматериал разрешительный  документ не представило, что послужило основанием для составления  


[A2] 07.05.2021 в отношении Общества протокола об административном  правонарушении № 10801000-2995/2020 по статье 16.3 КоАП РФ

Постановлением Таможни от 21.06.2021 Общество привлечено к  административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ,  ему назначено административное наказание в виде 50 000 руб.  административного штрафа. 

Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.

Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) представленные доказательства, придя к выводу об  отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, признал  постановление Таможни незаконным и отменил его. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной  жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы. 

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за несоблюдение установленных международными договорами государств -  членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными  правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз  товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или)  вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации,  за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ

Совершение данного административного правонарушения влечет  наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от  50 000 руб. до 300 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами  административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию  предметов административного правонарушения. 

Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов  и ограничений, установленных в том числе нормативными правовыми актами  Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой  деятельности. 

Объективную сторону правонарушения составляет несоблюдение  установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации  запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию  Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории  Российской Федерации.  

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения  установленных запретов и ограничений. 

В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную  границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением  запретов и ограничений. 

В подпункте 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС указано, что к документам,  подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся  документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты  внутреннего рынка. 

Декларант обязан представить таможенному органу документы, 


[A3] подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, а  следовательно, и документы, подтверждающие соблюдение запретов и  ограничений (подпункт 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС). 

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и  ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через  таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе  вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры  технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и  карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе  меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные  требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или)  законодательством государств-членов. 

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014   № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Закон № 206-ФЗ) вывоз из  Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается  при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными  фитосанитарными требованиями страны-импортера. 

В Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов,  подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей  карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе  ЕАЭС и таможенной территории ЕАЭС, утвержденный решением № 318,  включены лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные  на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не  шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной  более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407, а также  пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола,  несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами,  шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой  калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов  или плоскостей, обработанные или необработанные строганием, шлифованием,  имеющие или не имеющие торцевых соединений, кроме обработанных краской,  протравителями, антисептиком и другими консервантами, классифицируемые в  товарной позиции 4409 ТН ВЭД. 

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 206-ФЗ карантинный сертификат -  документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной  продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и  надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной  продукции по территории Российской Федерации. 

Суды установили и материалами дела подтверждено, что на  перевозившиеся в железнодорожном вагоне № 54509880 пиломатериалы на  дату вывоза Общество представило фитосанитарный сертификат от 15.10.2020   № 031290117151020001, срок действия которого не истек. Установленный  таможенным органом фактический объем спорного товара соответствовал  фактическому объему товара, указанному в представленном фитосанитарном  сертификате; номер железнодорожного вагона, в котором прибыл товар,  соответствовал указанному в сертификате; несоответствия качественных  характеристик товара, фактически предъявленного к таможенному досмотру, и  описанного в графе 31 ДТ, Таможня не выявила. 

Изложенные в кассационной жалобе доводы Таможни, сводящиеся к  утверждению о недостоверности фитосанитарного сертификата от 15.10.2020   № 031290117151020001, не основаны на фактических обстоятельствах, 


[A4] свидетельствующих о его выдаче в отношении товара с иными качественными  характеристиками. Рассуждения таможенного органа об отличиях позиций 4407  и 4409 ТН ВЭД ЕАЭС в данном случае отношения к существу спора не имеют,  поскольку фитосанитарным сертификатом в силу приказа Министерства  сельского хозяйства Российской Федерации от 13.07.2016 № 293 «Об  утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного  фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» удостоверяется  лишь карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции, а не  ее классификация в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование  задекларированной Обществом по ДТ продукции дано в соответствии с пунктом  4.1 ГОСТ 32714-2014 «Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы.  Термины и определения», введенного в действие приказом Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.09.2014   № 1040-ст, и, соответственно, может быть не тождественно каким-либо  наименованиям товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС. 

Таким образом, различия в определениях понятий «пиломатериалы» и  «лесоматериалы», применяемых соответственно в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД  ЕАЭС, не являются достаточным основанием для вывода о несоблюдении в  отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений  ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата. 

Каких-либо доказательств оформления фитосанитарного сертификата  от 15.10.2020 № 031290117151020001 в отношении товара, не указанного в ДТ,  в материалы дела не представлено. 

Следовательно, Обществом соблюдены установленные запреты и  ограничения на вывоз спорного товара с таможенной территории ЕАЭС. 

С учетом изложенного суд кассационной инстанции признает обоснованным  вывод судов об отсутствии в действиях Общества события административного  правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи  24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу  об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого  постановления. 

При таком положении кассационная жалоба Таможни удовлетворению не  подлежит. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.04.2022 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 20.06.2022 по делу № А05-7725/2021 оставить без изменения, а  кассационную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Лущаев 

Судьи О.Р. Журавлева

Ю.А. Родин