АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 декабря 2017 года | Дело № | А05-785/2017 | |||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е., при участии от Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 (доверенность от 01.11.2017), от Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 (доверенность от 23.06.2017),
у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Архангельская жилищно-сервисная компания», место нахождения: 163013, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», место нахождения: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), о взыскании (с учетом уточнения требований) с надлежащего ответчика: - 238 180 руб. 27 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома (<...>), оказанных в период с 15.07.2015 по 30.11.2016, 40 256 руб. 16 коп. неустойки, начисленной с 21.09.2015 по 25.01.2017; - 313 140 руб. 32 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома (<...>), оказанных в тот же период, и 3561 руб. 97 коп. неустойки, начисленной с 21.09.2015 по 25.01.2017. Определением суда от 21.03.2017 требования истца о взыскании с надлежащего ответчика 313 140 руб. 32 коп. задолженности и 3561 руб. 97 коп. неустойки по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А05-34174/2017. В настоящем деле рассмотрены требования о взыскании задолженности по оплате услуг и неустойки в отношении помещения, расположенного в жилом доме 260 корп. 1 по пр. Ломоносова в г. Архангельске. Решением суда от 11.04.2017 с Учреждения, а в случае отсутствия или недостаточности денежных средств у Учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства в пользу Компании взыскано 238 180 руб. 27 коп. задолженности и 40 256 руб. 16 коп. неустойки. Дополнительным решением от 12.05.2017 в удовлетворении исковых требований Компании к Обществу отказано. Постановлением апелляционного суда от 25.08.2017 решение от 11.04.2017 и дополнительное решение от 12.05.2017 оставлены без изменения. В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что Учреждение обязано нести расходы по содержанию и ремонту жилых помещений. Полагает недоказанным тот факт, что помещения в спорный период не были заселены, и обязанность по внесению платы лежала на собственнике. Также Министерство указывает, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с субсидиарным должником. В судебном заседании представители Министерства и Учреждения поддержали доводы, приведенные в жалобе. Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Компания на основании протокола от 30.06.2011 общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <...> в спорный период осуществляла управление указанным многоквартирным домом. Плата за содержание и текущий ремонт составляет 20,92 руб./кв.м. Между Компанией и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления, предметом которого является обеспечение управляющей компанией благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам в пределах границ эксплуатационной ответственности общего имущества многоквартирного дома. В указанном жилом доме имеется нежилое помещение площадью 688 кв.м с кадастровым номером № 29-29-01/100/2006-236, которое с 23.06.2015 находится в оперативном управлении Учреждения, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (том 1, лист 89). В период с 15.07.2015 по 30.11.2016 истец оказал услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, однако Управление оказанные услуги не оплатило, претензию от 06.12.2016 оставило без удовлетворения. Полагая, что Учреждение необоснованно уклоняется от оплаты услуг, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Суды удовлетворили требования, установив, что Учреждение владеет на праве оперативного управления нежилым помещением в многоквартирном доме, в связи с чем обязано нести расходы по его содержанию. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему. Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу статей 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, приведенной в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования статьи 153 ЖК РФ. Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению указанной платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение включает в себя помимо прочего плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не доказали, что нежилое помещение в спорный период находилось в оперативном управлении не Учреждения, а иного лица, либо было переведено в установленном порядке в жилой фонд и заселено гражданами по договорам найма. Вопреки доводам Министерства, именно Министерство и Учреждение, возражая на иск, должны были представить такие доказательства. Поскольку Учреждение не доказало, что помещение не находилось в его владении, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома не вносило, суды правомерно удовлетворили иск, возложив субсидиарную ответственность за неисполнение Учреждением денежного обязательства на Российскую Федерацию в лице Министерства. Вопреки доводам подателя жалобы, истец направлял ему претензию в досудебном порядке (том 1, лист 51, 52). В то же время следует отметить, что в настоящем случае направление претензии субсидиарному должнику не требуется. Учитывая специфику правоотношений, претензия не выполнит своей процессуальной функции. До взыскания долга с основного должника и получения сведений о недостаточности у него денежных средств удовлетворение требований Компании субсидиарным должником во внесудебном порядке невозможно. Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судами не допущено. Обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 по делу № А05-785/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения. | |||||
Председательствующий | В.В. Старченкова | ||||
Судьи | М.В. Пастухова Н.Е. Судас | ||||