ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8503/2021 от 06.05.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 мая 2022 года

Дело №

А05-8503/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,

рассмотрев 05.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу № А05-8503/2021,

у с т а н о в и л:

Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***> (далее - глава КФХ),  2 520 000 руб. средств гранта, предоставленного на основании соглашения от 26.09.2019 № 01-38/172 о предоставлении из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области (далее - Соглашение).

Решением суда от 25.10.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022, с главы КФХ в пользу Министерства взыскано 27 733,68 руб.; в остальной части заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, глава КФХ не исполнил свои обязательства по использованию гранта для финансового обеспечения затрат, связанных созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению «разведение крупного рогатого скота (далее - КРС)», поскольку расходование средств гранта осуществлено главой КФХ в нарушение условий Соглашения без использования собственных средств, то есть не выполнено условие софинансирования.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам конкурсного отбора «Агростартап», проведенного в соответствии с Порядком предоставления субсидий и грантов на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области» (далее - Постановление № 436-пп), и на основании распоряжения Министерства от 13.08.2019 № 291-р, глава КФХ и Министерство 26.09.2019 заключили Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии индивидуальному предпринимателю - главе КФХ на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению «разведение КРС» на безвозмездной и безвозвратной основе с требованием подтверждения использования полученных средств на цели, установленные планом расходов гранта, приведенным в приложении № 1 к Соглашению.

Согласно пункту 2.1 Соглашения размер предоставляемой субсидии (гранта) составил 2 520 000 руб.

Планом расходов, являющимся приложением 1 к Соглашению, установлено, что  целями использования гранта являлось приобретение:

- одного трактора Беларусс-82.1 (в комплекте с погрузчиком фронтальным навесным и ковшом фронтальным) стоимостью 2 505 000 руб., из которых 2 254 500 руб. - средства гранта (в процентном соотношении 90% от запланированной суммы), и 250 500 руб. - собственные средства (в процентном соотношении 10% от запланированной суммы);

 - 50 голов молодняка КРС на 495 000 руб., из которых 265 500 руб. – средства граната (в процентном соотношении 54% от запланированной суммы), и 229 500 руб. – собственные средства (в процентном соотношении 46% от запланированной суммы).

Платежным поручением от 16.10.2017 № 844968 Министерство перечислило главе КФХ 2 520 000 руб. субсидии (гранта).

Министерство провело плановую выездную проверку крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления, получения, расходования и использования средств субсидий (гранта) «Агростартап», по результатам которой 28.04.2021 составило акт контрольного мероприятия № 43.

В ходе указанной проверки Министерство установило, что глава КФХ приобрел сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственную технику (трактор Беларус-82.1). Однако в нарушение пунктов 4.3.2, 4.3.4.2.3, 4.3.7, 4.3.8.4, 4.3.8.5, 4.3.8.6, 4.3.8.7  Соглашения главой КФХ в установленный срок не обеспечено достижение значений показателей результативности, предусмотренных Соглашением; не представлены сведения о среднесписочной численности работников; не реализован проект на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению «разведение КРС» и не использованы в полном объеме и в полном соответствии с целями и условиями, установленными порядком и Соглашением, средства гранта; использование субсидии и собственных средств осуществлено не в полном объеме, нарушен порядок софинансирования (использовано менее 10 процентов собственных средств) и порядок перечисления денежных средств; не созданы три новых постоянных рабочих места (исключая получателя) и не обеспечено сохранение их в течение 5 лет после получения гранта; деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не осуществляется; в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства не используется закупленные в соответствии с планом расходов на средства гранта приобретения исключительно на развитие и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства и только с целью получения дохода от такой деятельности.

Министерство 10.06.2021 направило главе КФХ требование № 205-01/2888 возвратить 2 520 000 руб. бюджетных средств.

Оставление главой КФХ данного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции,  изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, установив расходование главой КФХ средств гранта на приобретение предусмотренной Соглашением сельскохозяйственных техники и животных, признал его целевым, соответствующим плану расходов (приложению 1 Соглашения). Вместе с тем, приняв во внимание отсутствие доказательств освоения главой КФХ средств гранта на приобретение КРС в размере 27 733,68 руб., суд первой инстанции признал обоснованным требование Министерства о взыскании средств субсидии с главы КФХ в указанном размере. Судебные акты в указанной части сторонами не обжалуются.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.

В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг  предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением № 436-пп утвержден Порядок предоставления субсидий и грантов на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (далее - Порядок).

В силу пункта 299.35 Порядка субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству, заявителю в виде гранта «Агростартап» на конкурсной основе в соответствии с решениями конкурсной комиссии на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат.

При этом крестьянское (фермерское) хозяйство обязуется создать в течение года предоставления ему гранта «Агростартап» не менее двух новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн. рублей или более (пункт 299.34 Порядка).

Срок освоения средств гранта «Агростартап» составляет не более 18 месяцев со дня получения указанных средств (пункт 299.35 Порядка).

Собственные средства, в том числе заемные, составляющие не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане, получатели грантов расходуют исключительно по целевому назначению по каждому направлению расходования средств, указанному в плане, и только путем безналичного перечисления средств на расчетные счета контрагентов (пункт 128 Порядка).

Пунктами 4.3 Соглашения и 229.36 Порядка установлено, что получатель субсидии обязуется использовать средства гранта по направлениям расходования, указанным в плане расходов гранта, и только путем безналичных перечислений денежных средств на расчетные счета контрагентам; обеспечить достижение значений результативности и (или) иных показателей, установленных правилами предоставления субсидий и соглашением; осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 (пяти) лет со дня заключения соглашения, создать 3 (три) новых постоянных рабочих места (исключая получателя) не позднее 31 декабря года получения субсидии и сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет с даты заключения соглашения; зарегистрировать на себя право собственности на имущество, приобретенное за счет средств гранта и использовать все приобретения на развитие и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства и только с целью получения дохода от такой деятельности, а также не осуществлять продажу, дарение, передачу в аренду, обмен или взнос в виде пая, вклада или отчуждение иным образом в течение пяти лет с даты заключения соглашения; представлять в Министерство отчеты о достижении значений показателей результативности в соответствии с правилами предоставления субсидий и условиями Соглашения, иные отчеты, в том числе, отчет о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с даты заключения Соглашения ежеквартально в рамках календарного года не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в соответствии с утвержденными формами, сведения о среднесписочной численности работников по утвержденной форме в срок не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом; направлять Министерству по его запросу документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей, условий предоставления субсидии.

Пунктом 133 Порядка предусмотрено, что в случае установления фактов необоснованного получения гранта, а также представления получателем гранта недостоверных сведений, нарушения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Соглашением, в том числе невыполнения получателем гранта обязательств, установленных Соглашением, непредставления в Министерство в установленный срок получателем гранта документов, подтверждающих целевое использование гранта и собственных средств, дальнейшее расходование средств гранта не производится, Министерство в письменном виде уведомляет получателя гранта об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и предъявляет требование о возврате гранта в областной бюджет в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня получения требования получателем гранта.

В случае установления факта наличия на 1 января финансового года, следующего за годом получения гранта, остатка средств гранта, не использованных в срок, установленный абзацем шестым пункта 103 Порядка, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления остатка в письменном виде предъявляет к получателю гранта требование о возврате неиспользованного остатка средств гранта в областной бюджет в течение 15 рабочих дней со дня получения требования получателем гранта.

Проанализировав условия заключенного сторонами Соглашения, суды установили, что 2 520 000 руб. субсидии (гранта) предоставлены главе КФХ в целях реализации проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению «разведение КРС»; планом расходов предусмотрено расходование сумм гранта на приобретение сельскохозяйственных техники и животных.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что перечисленная Министерством сумма гранта израсходована главой КФХ (с учетом фактически израсходованных средств на приобретение и процента софинансирования, предусмотренного в плане расходов субсидии (гаранта) к Соглашению) на приобретение сельскохозяйственной техники (одного трактора Беларусс-82.1 в комплекте с погрузчиком фронтальным навесным и ковшом фронтальным) стоимостью 2 505 000 руб. и сельскохозяйственных животных (50 голов молодняка КРС) стоимостью 440 035 руб., что  подтверждается представленными в материалы дела договорами купли-продажи техники от 18.10.2019 № 18/10-19 и КРС от 05.12.2019, договорами поставки от 03.08.2020, от 06.04.2021 (в редакции дополнительного соглашения от 24.06.2021 № 1) и соответствующими документами к ним (актами приема-передачи товара,  универсальными передаточными документами, накладными, счетами на оплату, платежными поручениями), а также свидетельством о регистрации машины, карточкой учета самоходной машины, ветеринарными справками. Приобретенные техника и животные находятся в хозяйстве главы КФХ. Факт ведения деятельности К(Ф)Х (создание трех рабочих мест, приобретение техники и поголовья) подтвержден представленными главой КФХ отчетами о деятельности получателя субсидии по состоянию на 01.01.2020, 01.04.2020, 01.07.2020, 01.10.2020, 01.01.2021, копиями трудовых договоров, приказами о приеме на работу, трудовым книжками.

Учтя установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о расходовании главой КФХ сумм гранта и собственных средств в полном соответствии с условиями предоставления субсидии на цели и направления, определенные Соглашением и согласованные в плане расходов субсидии (гранта).

Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Приведенные Министерством доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу № А05-8503/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Лущаев

Судьи

О.Р. Журавлева

С.В. Соколова