ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8537/16 от 09.06.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 июня 2017 года

Дело №

А05-8537/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,

при участии от сельскохозяйственного потребительского  ягодного кооператива «Архангельская клюква» ФИО1 (доверенность от 28.04.2017 № б/н), ФИО2 (доверенность от 28.02.2017 № б/н),

рассмотрев 07.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского  ягодного кооператива «Архангельская клюква» на решение Арбитражного суда  Архангельской области от 24.11.2016 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу № А05-8537/2016,

у с т а н о в и л:

Сельскохозяйственный потребительский ягодный кооператив «Архангельская клюква», место нахождения: 164569, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 28.07.2016 № 352-р «О продлении срока проведения конкурсного отбора для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы», незаконными действий по уклонению (отказу) от проведения конкурса 29.07.2016 в 10 час 00 мин. и о возложении на Министерство обязанности заключить договор на получение гранта в соответствии с планом расходов запрашиваемых средств грантов, прилагаемых к заявке на предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативом для развития материально-технической базы.

Решением суда первой инстанции от 24.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 24.11.2016 и постановление от 09.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.  Податель жалобы указывает на неправомерность отказа Министерства от проведения конкурса по предоставлению гранта в назначенное время - 29.07.2016 в 10 час.00 мин. и в связи с этим на возникновение у заинтересованного лица обязанности по предоставлению гранта Кооперативу. Полагает, что к правоотношениям, связанным с предоставлением гранта целесообразно применять положения гражданского законодательства.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители Кооператива поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Министерством 28.06.2016 издано распоряжение № 296-р «О проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы».

Во исполнение указанного распоряжения 28.06.2016 в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте http://dvinaland.ru размещено информационное сообщение о проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.

Срок принятия заявлений и конкурсной документации установлен до 16 час 00 мин 28.07.2016. Проведение конкурса назначено на 10 час 00 мин 29.07.2016. Кооператив 28.07.2016 в 15 час 00 мин. направил в Министерство заявку на участие в конкурсе и конкурсную документацию.

В дальнейшем, 28.07.2016, Министерством принято распоряжение                     № 352-р «О продлении срока проведения конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы» (далее – Распоряжение).

Согласно Распоряжению срок приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы продлен до 18 час 15 мин 05.09.2016.

Кооператив, не согласившись с  Распоряжением, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, не установив нарушений прав и законных интересов заявителя, отказали в удовлетворении требований.

        Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций ном материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Доказательства нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в связи с принятием ненормативного акта, совершения действия (бездействия) представляет лицо, обратившееся с таким заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 7 указанной статьи БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015                     № 623, действовавшем в период спорных правоотношений, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее – Правила).

Порядок и условия предоставления грантов в форме субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы на  территории Архангельской области установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп (далее – Положение).

Положение утверждено в соответствии с Правилами, Законом Архангельской области от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп.

В соответствии с названным Положением главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление данного вида грантов, является Министерство.

Согласно подпункту 7 пункта 8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 127-пп, Министерство осуществляет разработку и реализацию мер государственной поддержки сельского хозяйства в Архангельской области, в том числе в форме субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства), производство, переработку, реализацию сельскохозяйственной продукции, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Грант предоставляется Министерством на основе конкурсного отбора (пункт 7 Положения).

Организация и порядок проведения конкурса установлены разделом 3 Положения.

Министерство организует размещение информационного сообщения о начале проведения конкурса на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за 30 календарных дней до начала конкурса (пункт 8 вышеуказанного Положения).

Пунктами 14 и 17 Положения № 436-пп предусмотрено, что Министерство осуществляет прием заявок в срок, указанный в информационном сообщении о начале проведения конкурса, и проверяет полноту представленного пакета документов, указанного в подпунктах 1 - 6 пункта 11 названного Положения, а также соответствие требованиям, установленным пунктом 13 Положения               № 436-пп, в течение 14 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок. В течение 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок министерство проводит заседание конкурсной комиссии, на котором рассматриваются поступившие заявления.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Министерством 28.06.2016 издано распоряжение № 296-р о проведении конкурсного отбора по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы. Во исполнение указанного распоряжения 28.06.2016 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте http://dvinaland.ru размещено соответствующее информационное сообщение.

Срок принятия заявлений и конкурсной документации установлен до 16 час. 00 мин. 28.07.2016. Проведение конкурса назначено на 10 час. 00 мин. 29.07.2016.

Вместе с тем Министерством 28.07.2016 принято распоряжение № 352-р, согласно которому срок приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы продлен.

Применительно к обстоятельствам дела, с учетом требований Положения № 436-пп, судами сделан правильный вывод, что продление срока приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам не является отказом от проведения конкурса, и правомерно указали на отсутствие запрета на продление срока приема заявок на конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Податель жалобы не отрицается тот факт, что в рассматриваемом случае кооперативу не отказано в приеме документов, его заявка была рассмотрена и оценена на общих основаниях на заседаниях конкурсной комиссии 26.09.2016 и 12.10.2016. Причины, по которым кооператив не стал победителем этого конкурса и не получил грант, не входят в предмет исследования в рамках настоящего спора.

При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемым распоряжением от 28.07.2016 № 352-р не нарушены права заявителя на участие в конкурсе.

Согласно пункту 23 Положения № 436-пп на основании распоряжения Министерства с победителем конкурса заключается соглашение о предоставлении и использовании гранта. Гранты предоставляются при условии заключения соглашения между Министерством и победителем конкурса по форме, утверждаемой Министерством. Форма соглашения утверждается в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением Министерства финансов Архангельской области.

Положение № 436-пп разработано в соответствии со статьей 179 БК РФ, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ              «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом «а» статьи 31.2 Устава Архангельской области, постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года  № 299-пп «О порядке разработки и реализации государственных программ Архангельской области».

С учетом изложенного, отклоняется довод подателя жалобы о не применении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации при заключении  соглашения о предоставлении и использовании гранта.

Как указано ранее, конкурс по предоставлению грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам не был отменен Министерством, его проведение было продлено. В связи с продлением срока проведения конкурса, у Министерства отсутствовала обязанность по рассмотрению заявки кооператива 29.07.2016. По этим же основаниям  у Министерства не возникло обязанности заключить соглашение о предоставлении субсидии с кооперативом как с единственным участником несостоявшегося конкурса (конкурс не признан несостоявшимся).

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ), состязательности арбитражного процесса (статья 9 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.11.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу № А05-8537/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского ягодного кооператива «Архангельская клюква»  – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

И.С. Любченко