ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8901/20 от 15.06.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 июня 2021 года

Дело №

А05-8901/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 15.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комиимпекс» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу       № А05-8901/2020,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Комиимпекс» (адрес: 169243, Республика Коми, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (163000, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Министерство), выразившихся в отказах письмами от 23.04.2020, от 22.06.2020 и от 06.07.2020 в предоставлении истцу отсрочки по уплате арендных платежей по договору аренды лесных участков от 01.07.2016 № 1956, а также о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу отсрочку уплаты арендных платежей в соответствии с заявлением от 15.06.2020 № 51 на срок до 25.12.2020 (с учетом уточнения исковых требований).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Архангельской области (адрес: 163004, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Правительство).

Решением суда первой инстанции от 09.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством и Обществом по результатам аукциона заключен договор от 01.07.2016 № 1956 аренды лесного участка общей площадью 62 048 га, находящегося в кварталах №№ 7-18, 40-53, 78-88, 115-122, 148-155, 175-181, 195-199 Гавриловского участкового лесничества (участок Гавриловское) Выйского лесничества в Верхнетоемском р-не Архангельской обл., в целях заготовки древесины на срок 49 лет.

Условия договора аренды предусматривают обязательства арендатора по внесению арендной платы, расчет которой производится ежегодно по форме приложения 4 к договору.

Уведомлением от 20.12.2019 № 204-11/11779 Министерство направило Обществу расчет арендной платы на 2020 год, согласно которому годовой размер арендной платы составляет 18 421 147 руб. 73 коп. (4 089 045 руб. – подлежит уплате в федеральный бюджет, рассчитана по минимальным ставкам, а также 14 332 102 руб. 73 коп. – подлежит уплате в бюджет Архангельской области, рассчитана с применением коэффициента превышения, определенного по результатам аукциона). Арендная плата вносится в сроки до 15.02, 15.03, 15.04, 15.05, 15.06, 15.07, 15.08, 15.09, 15.10 и 15.11 в размере 10% от годового размера по каждому сроку.

Общество обратилось в Министерство с письмом от 17.04.2020 № 21 о предоставлении отсрочки по уплате арендной платы, начисляемой в 2020 году, путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, указав, что введение ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, практически остановило деятельность предприятия, не поступают платежи от контрагентов.

Министерство письмом от 23.04.2020 № 204-11-25/4471 в предоставлении отсрочки отказало, сославшись на то, что ограничения в использовании лесов организациям лесопромышленного и лесозаготовительного комплекса сняты; предприятия, осуществляющие использование лесов, не входят в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространений коронавирусной инфекции.

Общество обратилось в Правительство и в Министерство с письмом от 25.05.2020 № 31 с просьбой предоставить отсрочку во внесении арендной платы по платежам, подлежащим внесению с марта по октябрь 2020 года.

Министерство письмом от 19.06.2020 № 204-04/0509 сообщило, что обращение Общества будет рассмотрено на заседаним комиссии по контролю за получением части арендной платы за лесные участки.

Письмом от 10.06.2020 № 47 Общество просило Министерство разъяснить, распространяются ли на него положения постановления Правительства Архангельской области от 26.12.2019 № 781-пп «Об утверждении порядка предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты задолженности по арендной плате за использование лесных участков, поступающей в областной бюджет» (далее – Постановление № 781-пп).

В письме от 11.06.2020 № 204-11-25/6269 Министерство разъяснило, что в соответствии с Постановлением № 781-пп отсрочка (рассрочка) предоставляется арендатору при начислении (доначислении) платежей за прошедшие периоды по истечении данных периодов; данным Постановлением возможность отсрочки (рассрочки) уплаты задолженности, возникшей в текущем финансовом году, не предусмотрена.

На заседании комиссии Министерства по контролю за поступлением части арендной платы за лесные участки 22.06.2020 рассмотрено письмо Общества от 16.06.2020 № 53, которым оно направило заявление о предоставлении отсрочки по внесению арендной платы по договору аренды на общую сумму        8 910 363 руб. 60 коп. Согласно выписке из протокола от 22.06.2020 № 1 в предоставлении отсрочки отказано на основании пункта 16 Постановления       № 781-пп в связи с непредставлением документов в полном объеме.

На заседании комиссии Министерства по контролю за поступлением части арендной платы за лесные участки 06.07.2020 рассмотрено обращение Общества о предоставлении отсрочки, поступившее с дополнительным пакетом документов. Согласно выписке из протокола от 06.07.2020 № 2 в предоставлении отсрочки в счет погашении образовавшейся задолженности отказано на основании подпункта 5 пункта 21 Постановления № 781-пп.

Общество, полагая, что Министерство отказало в предоставлении отсрочки необоснованно, умолчав о действии на территории Архангельской области Постановления № 781-пп, не разъяснило порядок предоставления отсрочек, намеренно затягивая рассмотрение заявлений, в том числе до внесения в Постановление № 781-пп изменений постановлением Правительства Архангельской области от 09.06.2020 № 317-пп (далее – Постановление           № 317-пп), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для предоставления Обществу отсрочки по внесению арендной платы, в удовлетворении иска отказал.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации  (далее – ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона № 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в  2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 утверждены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее – Требования), пунктом 1 которых предусмотрено, что они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Как установлено пунктом 3 Требований, отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, разъяснено, что право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели – арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется (вопрос 4).

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения к договору аренды с условиями о предоставлении отсрочки по внесению арендной платы, выраженный в письме от 23.04.2020 № 204-11-25/4471, был мотивирован тем, что лесозаготовительная деятельность, осуществляемая Обществом, не внесена в упомянутый Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

В связи с этим суды пришли к выводу о том, что отказ в предоставлении Обществу отсрочки по уплате арендной платы соответствует положениям части 1 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, а также Требованиям, основания для предоставления отсрочки отсутствовали.

Судами также установлено, что отказ в предоставлении отсрочки по уплате арендной платы, выраженный в протоколе от 22.06.2020 № 1, содержит ссылку на пункт 16 Постановления № 781-пп и обусловлен непредставлением документов в полном объеме. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что к началу заседания комиссии 22.06.2020 в Министерство от Общества поступил полный пакет документов, предусмотренных этим Постановлением.

Кроме того, судами двух инстанций установлено, что отказ Министерства в предоставлении отсрочки, отраженный в протоколе от 06.07.2020 № 2, вынесен на основании подпункта 5 пункта 21 Постановления № 781-пп, действовавшего с учетом дополнений, внесенных Постановлением № 317-пп.

Отклоняя довод Общества о том, что подпункт 5 пункта 21 Постановления  № 781-пп не подлежал применению при рассмотрении его заявления, поскольку на момент его первоначального обращения в Министерство действовала прежняя редакция указанного пункта, а Министерство намеренно затягивало рассмотрение заявлений, дожидаясь вступления в силу Постановления            № 317-пп, добавившего подпункт 5 в пункт 21 Постановления № 781-пп, суды указали, что Постановление № 781-пп в редакции Постановления от № 317-пп начало действовать 10.06.2020, то есть на момент заседания комиссии, состоявшегося 22.06.2020.

Исходя из того, что Постановлением № 781-пп в редакции Постановления   № 317-пп предусмотрена возможность предоставления отсрочки в отношении текущей задолженности лишь при наличии у арендатора лесного участка разрешения на изменение сроков рубки, переработки, хранения и вывоза древесины, которое у Общества отсутствует, суды пришли к выводу о правомерности отказа, отраженного в протоколе комиссии от 06.07.2020 № 2.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, установив, что законных оснований для предоставления Обществу отсрочки по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка не имеется, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу № А05-8901/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комиимпекс» – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

 И.Г. Савицкая