ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-9011/18 от 08.04.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 апреля 2019 года

Дело №

А05-9011/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А.,           Кудина А.Г.,

при участии от контрактного агентства Архангельской области       ФИО1 (доверенность от 28.05.2018),

рассмотрев 01.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу контрактного агентства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.09.2018 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу               № А05-9011/2018,

                                               у с т а н о в и л:

Контрактное агентство Архангельской области (место нахождения: 163000,  <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - управление, УФАС) от 24.04.2018 по делу № 115оз-18 в части признания единой комиссии агентства нарушившей часть 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон).

        Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Архангельское областное Собрание депутатов (место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - собрание депутатов), общество с ограниченной ответственностью «Акцент» (место нахождения: 163001, <...>,                   ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - ООО «Акцент»), акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (место нахождения: 115114, Москва, Кожевническая ул., 14, стр. 5, ОГРН <***>,              ИНН <***>; далее - АО «ЕЭТП»).

Решением суда от 24.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2018, агентству отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе агентство просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение, ссылаясь на положения Закона № 44-ФЗ, которые, по мнению подателя жалобы, позволяют рассматривать соответствующие действия единой комиссии агентства как отвечающими требованиям к закупке. Как полагает заявитель, его доводы  по сути проигнорированы судами; единая комиссия имела право неоднократно рассматривать заявку ООО «Акцент» в течение срока, установленного статьей 69 Закона о контрактной системе, была обязана внести соответствующие изменения в протокол подведения итогов аукциона, поскольку участник закупки не подтвердил свое соответствие требованиям статей 31 и 66 Закона, а равно требованиям аукционной документации. Агентство также полагает, что суды неправильно оценили письмо Федерального казначейства от 17.05.2017            № 14-00-06/42.

В отзыве на жалобу УФАС просит оставить ее без удовлетворения.

Представители УФАС, собрания депутатов, ООО «Акцент», АО «ЕЭТП», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее -         АПК РФ).

В судебном заседании представитель агентства поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 28.03.2018  агентством на официальном сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение   № 0124200000618001263 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по созданию и распространению информационных материалов о деятельности Архангельского областного Собрания депутатов в периодическом печатном издании (газете); оператор электронной площадки - АО «ЕЭТП».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.04.2018 подано 2 заявки.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2018, размещенном на официальном сайте ЕИС 12.04.2018 в 17:12, заявка ООО «Акцент» и второго участника признаны соответствующими требованиям документации об аукционе; победителем аукциона определено               ООО «Акцент».

Вместе с тем протоколом подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2018, размещенном на официальном сайте ЕИС 13.04.2018 в 15:30, заявка ООО «Акцент» признана единой комиссией не соответствующей требованиям документации об аукционе; аукцион признан несостоявшимся.

ООО «Акцент»17.04.2018 направило в антимонопольный орган жалобу на действия единой комиссии агентства, выразившиеся в признании несоответствующей заявки ООО «Акцент» по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электроном аукционе.

По результатам проверки, проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, управление сочло, что единая комиссия, внеся изменения в протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2018 и разместив измененный протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2018 на официальном сайте ЕИС, нарушила часть 8 статьи 69 Закона      № 44-ФЗ.

Решением УФАС от 24.04.2018 по делу № 115оз-18 единая комиссия признана нарушившей часть 8 статьи 69 (пункт 3 решения).

Заявитель не согласился с решением УФАС в указанной части и обратился  в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения в обжалуемой агентством части.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5   статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства     (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).

При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из предмета и целей правового регулирования закупочной деятельности, принципов контрактной системы в сфере закупок, в том числе принципа обеспечения конкуренции и принципа единства контрактной системы в сфере закупок (статьи 1, 6, 8 и 11 Закона о контрактной системе), понятия электронного аукциона (часть 1 статьи 59 Закона), правил его организации и поэтапного проведения.

В статье 69 Закона закреплен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе:

        Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).

        Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2).

Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:           1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;                    2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона (часть 6).

        Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений Закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе (часть 8).

        Таким образом, Законом о контрактной системе установлена обязанность заказчика размещать в единой информационной системе в сфере закупок протокол подведения итогов электронного аукциона не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.

По мнению УФАС, внесение заявителем изменений в протокол подведения итогов электронного аукциона после размещения в единой информационной системе нарушает часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.

Агентство же полагает, что на основании части 6.1 статьи 66 Закона          № 44-ФЗ оно может отстранить участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения, в том числе в пределах срока для рассмотрения вторых частей заявок и путем изменения протокола подведения итогов электронного аукциона.

        Согласно части 6.1 статьи 66 Закона № 44-ФЗ в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 названной статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

        Оценив доводы участников спора, суды правомерно согласились с выводами управления.

В силу части 6.1 статьи 66 Закона аукционная комиссия обязана  отказать в допуске к участию в закупке организации, в случае представления ею любых недостоверных сведений в составе заявки, в том числе и относительно самого участника закупки.

Однако эта норма не позволяет неоднократно рассматривать вторые части заявок на участие в аукционе.

Иное противоречит правовой определенности, необходимость которой на каждом значимом этапе закупки, по его завершении, обусловлена не столько буквальным восприятием тех или иных норм Закона, сколько основами правопорядка, целями и задачами закупочной процедуры.

Каждый ее этап не предполагает возвращения к себе с исправлением ошибок, затрагивающих существо достигнутого на этом этапе результата. Иное вносило бы в закупочную процедуру неоправданное дезорганизационное начало. Исправление упомянутых ошибок допустимо на последующих этапах закупки либо посредством того или иного контрольного мероприятия, организованного и проведенного компетентным органом.

Суды обоснованно признали, что по смыслу положений статей 66 и 69 Закона  отстранение участника аукциона от участия в таком аукционе возможно до подведения его итогов; после рассмотрения вторых частей аукционных заявок проведение мероприятий, предусмотренных частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, не допускается (притом что судами правильно оценены доводы агентства и его ссылка на письмо Федерального казначейства от 17.05.2017      № 14-00-06/42).

В данном случае изменение протокола подведения итогов электронного аукциона фактически изменило его результат, поскольку в первоначально размещенном документе обе заявки признаны соответствующими и победителем определено ООО «Акцент», тогда как в измененном протоколе заявка названного общества признана несоответствующей, а аукцион - несостоявшимся.

Такое изменение протокола правильно воспринято судами как  недопустимое.

В связи с этим суды отметили, что согласно части 9 статьи 31 Закона отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) названной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Приведенная норма позволяет заявить отказ от заключения контракта с победителем закупки при наличии на то установленных законом оснований.

Таким образом, управление правомерно признало единую комиссию агентства нарушившей часть 8 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.

Оспариваемое решение УФАС соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.

Выводы судов являются законными и обоснованными.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                             п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.09.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу № А05-9011/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу контрактного агентства Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

И.О. Подвальный

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин