АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июня 2019 года | Дело № | А05-9508/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р., рассмотрев 05.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2018 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 (судьи Мурахина Н.В., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу № А05-9508/2018, у с т а н о в и л: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени Святителя Луки (ФИО1)», место нахождения: 165300, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Фонд), о признании недействительным акта проверки от 09.06.2018 № 12/38 в части выводов о нецелевом использовании средств территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в сумме 46 000 руб. - на оплату работ по замене оконных блоков; в сумме 82 000 руб. - на оплату услуг страхования от несчастных случаев, а также в части возложения на заявителя обязанности перечислить на лицевой счет Фонда использованные не по целевому назначению средства территориальной программы ОМС в сумме 46 000 руб. (замена оконных блоков) и в сумме 82 000 руб. (страхование от несчастных случаев), уплаты в бюджет Фонда соответствующего штрафа. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство). Решением суда первой инстанции от 10.10.2018 акт проверки от 09.06.2018 № 12/38 признан недействительным в части вывода о нецелевом использовании средств территориальной программы ОМС в сумме 46 000 руб. - на оплату работ по замене оконных блоков, а также в части возложения на Учреждение обязанности перечислить на лицевой счет Фонда использованные не по целевому назначению средства территориальной программы ОМС в указанной сумме и штраф в размере 4 600 руб. На Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда от 17.01.2019 решение суда первой инстанции от 10.10.2018 оставлено без изменения. В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 10.10.2018 и постановление от 17.01.2019, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, замена Учреждением двух оконных блоков является капитальным ремонтом, в связи с чем данные работы не могли быть оплачены за счет средств ОМС. Фондом до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов жалобы Фонда проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, на основании приказа от 15.05.2018 № 244-О в период с 28.05.2018 по 09.06.2018 Фондом проведена плановая комплексная проверка соблюдения Учреждением законодательства об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (том 2 л.д. 87), по результатам которой составлен акт от 09.06.2018 № 12/38 (том 2 л.д. 88-146). Фондом в ходе проверки выявлено, в частности, нецелевое использования средств ОМС в размере 46 000 руб. по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» на замену оконных блоков, что относится, по его мнению, к капитальному ремонту и нарушает раздел VIII Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 568-пп, и тарифное соглашение на 2016 год. В указанном акте Учреждению в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) предложено в течение 10 рабочих дней перечислить на лицевой счет Фонда в том числе спорную сумму средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению и уплатить штраф за нецелевое использование средств, составляющих 10% от суммы нецелевого использования средств. Поскольку возражения Учреждения на акт проверки не были приняты Фондом во внимание, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, признавая оспариваемый акт проверки недействительным в части вывода о нецелевом использовании средств территориальной программы ОМС в сумме 46 000 руб., а также в части возложения на Учреждение обязанности перечислить на лицевой счет Фонда использованные не по целевому назначению средства территориальной программы ОМС в указанной сумме и штрафа в размере 4 600 руб., исходили из того, что замена двух окон, не затрагивающая конструктивных элементов здания, не может быть отнесена к капитальному ремонту, а поэтому оснований для вывода о нецелевом использовании учреждением средств ОМС по оплате произведенных работ не имеется. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы Фонда, не согласного с выводами судов только в данной части, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего. Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статье 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. В статье 147 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Как разъяснено в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ). В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе, проводит проверки и ревизии. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств. В рассматриваемом случае Фонд, проверив расходование Учреждением средств ОМС, в том числе на работы по замене оконных блоков, пришел к выводу о том, что целевые средства в размере 46 000 руб. использованы Учреждением не по целевому назначению, полагая, что данные виды работ относятся к выборочному капитальному ремонту. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, а постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1403 - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В свою очередь, постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 568-пп утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, а постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 № 533-пп - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Территориальными программами установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением. Исходя из приложения № 2 к указанным территориальным программам Учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС. Порядок оплаты медицинской помощи по ОМС установлен в разделе VIII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее - Правила ОМС). Согласно пунктам 156, 158, 158.1, 158.3 Правил ОМС тарифы рассчитываются в соответствии с главой 11 указанных Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой, в том числе, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления. В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программы ОМС, утверждена Тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2016 год. В пункте 13 раздела III данного Тарифного соглашения указано, что в перечень расходов медицинской организации на оплату работ и услуг по содержанию имущества, осуществляемых за счет средств ОМС входят расходы на оплату услуг, необходимых медицинской организации для оказания медицинской помощи, по договорам на оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде медицинской организации, в целях обеспечения собственных нужд медицинской организации, в том числе расходы на текущий ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Не включаются в структуру тарифа расходы на капитальный ремонт. Как установлено судами и следует их материалов дела, на основании контракта от 16.06.2016 на выполнение работ по монтажу оконных блоков обществом с ограниченной ответственностью «Фабрика окон» (подрядчик) выполнены работы по замене двух деревянных оконных блоков на оконные блоки ПВХ, а также по замене дверных блоков в здании главного корпуса Учреждения (том 1 л.д. 63-70). Работы приняты Учреждением по акту о приемке выполненных работ от 29.06.2016 № 1 (том 1 л.д. 74-78) и оплачены им за счет средств ОМС в сумме 46 000 руб. по платежному поручению от 14.09.2016 № 430487, где в качестве назначения платежа указано: «оплата за текущий ремонт нефинансовых активов (текущий ремонт по монтажу оконных блоков) по контракту от 16.06.2016» (том 1 л.д. 72). Руководствуясь положениями пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 24 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, а также Положения о проведении планово- предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279о, определяющих понятия текущего и капитального ремонта, а также понятия строительных конструкций и их конструктивных элементов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что без постановки объекта или его части на капитальный ремонт, без выполнения каких-либо работ, которые бы затрагивали конструктивные элементы здания, без изменения размеров оконных проемов и целостности перемычек над оконными проемами, произведенная по контракту от 16.06.2016 замена двух оконных блоков не может быть отнесена к капитальному ремонту. Как правильно указали суды, выполненные работы (замена двух оконных блоков) по своему содержанию относятся к работам, проводимым при текущем ремонте, а следовательно, оплата Учреждением расходов на такой ремонт за счет средств ОМС является целевым использованием средств ОМС. Исходя из изложенного, суды, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи, обоснованно признали выводы Фонда о нецелевом использовании Учреждением средств территориальной программы ОМС в сумме 46 000 руб., направленных на оплату работ по замене оконных блоков, не доказанными, а поэтому правомерно признали оспариваемый акт проверки по данному эпизоду недействительным. Поскольку доводы кассационной жалобы Фонда выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального права, а сводятся по сути к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств, они не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судами не допущено, кассационная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа, п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу № А05-9508/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.И. Корабухина | |||
Судьи | Е.Н. Александрова О.Р. Журавлева | |||