ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-9907/16 от 24.05.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 мая 2017 года

Дело №

А05-9907/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей  Кудина А.Г., Любченко И.С.,

рассмотрев 18.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций  на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2016  (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.В.) по делу               № А05-9907/2016,

                                     у с т а н о в и л:

Федеральное агентство научных организаций (место нахождения: 119334, Москва, просп. Ленинский, д. 32а; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Холмогорское» (место нахождения: 164567, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Предприятие) о взыскании 1 266 842 руб. 50 коп., в том числе 69 750 руб. задолженности по перечислению в федеральный бюджет части прибыли за 2014 год и 1 197 092 руб. 50 коп. - за 2015 год.

Решением  от 17.11.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, судами не были применены подлежащие применению положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя.

Предприятие и Агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства,  своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ ) в отсутствие представителей сторон.

Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

В соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 № 959, Агентство осуществляет в порядке и в пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.

Судами установлено, что в  соответствии с пунктом 87 раздела II Перечня организаций, подведомственных Агентству, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2591-р федеральное государственное унитарное предприятие «Холмогорское» Российской академии сельскохозяйственных наук является предприятием, подведомственным истцу.

Приказом Агентства от 11.07.2014 №  219 федеральное государственное унитарное предприятие «Холмогорское» Российской академии сельскохозяйственных наук переименовано в Предприятие.

В соответствии с приказом Агентства от 30.04.2015 № 208 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2015 году» Предприятие было обязано в срок до 15.06.2015 перечислить в федеральный бюджет не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2014 год, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия.

Согласно представленной ответчиком для утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности за 12 месяцев 2014 года и справке о величине чистой прибыли, полученной Предприятием за 2014 год, подписанной руководителем и главным бухгалтером ответчика, чистая прибыль Предприятия составила        279 000 руб.

В соответствии с приказом Агентства от 29.04.2016 № 211 «О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2016 году» Предприятие обязано было в срок до 15.06.2016 перечислить в федеральный бюджет не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2015 год, уменьшенной на сумму расходов, на реализацию мероприятий пор развитию Предприятия, утвержденных в составе программы деятельности Предприятия.

Согласно представленной ответчиком для утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности за 12 месяцев 2015 года и справке о величине чистой прибыли, полученной Предприятием за 2015 год, подписанной руководителем и главным бухгалтером ответчика, чистая прибыль Предприятия составила         16 542 820 руб.

В соответствии с реестрами начисления части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2014, 2015 годах федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственным Федеральному агентству научных организаций (приложение № 3 к протоколу заседания Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Агентству от 25.05.2015 № 20 и приложение № 2 к протоколу заседания Комиссии по проведению анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий от 29.04.2016 N 3) Предприятию начислено для перечисления в федеральный бюджет 1 266 842 руб. 50 коп., в том числе за 2015 год - 69 750 руб., за 2016 год - 1 197 092 руб. 50 коп.

В связи с тем, что Предприятие указанную сумму не перечислило, истец направил ответчику претензионные письма от 01.09.2015 и от 07.07.2016 об уплате сумм задолженности в добровольном порядке.

Поскольку данные претензии оставлены без удовлетворения, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания части прибыли, сложившейся за счет средств субсидий.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными и обоснованными в силу следующего.

Как установлено статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Также и пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - Закон                 № 161-ФЗ) предусмотрено право собственника имущества государственного или муниципального предприятия на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Закона   № 161-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002       № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 6,8 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом предприятия, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 Правил).

Как установлено судами, прибыль Предприятия в 2014, 2015 годах по результатам хозяйственной деятельности сложилась за счет субсидий - средств федерального и областного бюджетов, направляемых на поддержку сельскохозяйственного производства, в рамках государственной программы поддержки сельхозпроизводителей Архангельской области.

Основанием для получения указанных субсидий явилось исполнение Предприятием обязательств по соглашениям от 10.02.2014, 10.02.2015 об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства в 2014, 2015 годах, в соответствии с которыми ответчик - сельхозпроизводитель обязан был направлять субсидии на выполнение целевых показателей и производственные нужды.

Исходя из положений статьи 78 БК РФ, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также исходя из положения статей 41, пункта 1 статьи 248, статей  250 и 251 НК РФ, статьи 38 БК РФ, суды обоснованно указали, что предоставленные Предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидии для целей поддержки сельскохозяйственных производителей могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия, представителем которого в настоящее время является Агентство.

Поскольку указанные обстоятельства истцом не опровергнуты, и наличие в 2014 - 2015 годах у Предприятия чистой прибыли от использования государственного имущества (а не от получения субсидий) материалами дела не подтверждено, то в данном случае судами обоснованно отклонены заявленные требования.

Поскольку названные средства в виде субсидий  получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение, то направление части полученных субсидий на уплату собственнику в виде соответствующих процентов приведет к недостижению цели изначального их выделения, что противоречит установленному статьей 38 БК РФ принципу адресности и целевого характера бюджетного финансирования.

Выводы судов соответствуют имеющимся в деле материалам, нормы материального и процессуального права  применены правильно, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 286-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017  по делу № А05-9907/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А. Самсонова

Судьи

А.Г. Кудин

И.С. Любченко