625/2018-40502(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.08.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
рассмотрев 14.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье – 2» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2017 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу № А05-9998/2017,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье-2», место нахождения: 163039, город Архангельск, Магистральная улица, дом 43, ОГРН 1152901000537, ИНН 2901254759 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее – Инспекция), о признании недействительными пунктов 5, 6 и 8 предписания от 02.05.2017 № А-10/02-12/526 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда первой инстанции от 30.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Инспекция с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильцов дома № 27 находящегося на Кочуринской улице в городе Архангельске, провела в отношении Общества проверку.
В ходе проверки было установлено о нарушении Обществом
законодательства Российской Федерации в сфере содержания и ремонта общего имущества вышеназванного дома.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 02.05.2017 № А-10/02-06/526, а также выдала Обществу предписание от 02.05.2017 № А-10/02-12/526, которым предложила в срок до 24.07.2017, в том числе в пунктах 5, 6 и 8 устранить ненадлежащее содержание наружной стены в районе входа в подъезд № 1 (нарушена конструктивная прочность стены, поражение гнилью, признаки потери несущей способности, ослабление крепления стены с коробкой входных дверей, нарушение теплозащитных свойств, высокая воздухопроницаемость); неисправность заполнения дверных проемов (неплотности по периметру дверной коробки, зазоры между стеной и коробкой входных дверей подъезда № 2, коробление, ослабление сопряжений входных дверей подъезда № 1); ненадлежащее содержание пола в тамбуре подъездов № 1 и № 2; лестничной клетки подъезда № 2 на цокольном этаже (наличие повреждений, местных просадок, зыбкость).
Общество не согласилось с предписанием в данной части и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности и обоснованности пунктов 5, 6 и 8 оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской
Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, которым утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень). Данные требования являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом.
Пунктом 3 Минимального перечня установлено, что работами, выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, являются, в частности, выявление признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно- щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен.
В соответствии с разделом 4.2 Правил № 170 для стен деревянных предусмотрены следующие требования:
- при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать специализированную организацию (пункт 4.2.2.1);
- не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см, повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.2.2);
- высокая воздухопроницаемость стен должна быть устранена уплотнением стыков с установкой нащельников, конопаткой пазов между венцами, заделкой щелей и трещин и другими способами (пункт 4.2.2.3).
Пунктом 13 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт, в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 4.7.1 Правил № 170 установлено, что организация по
обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние дверей, нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства дверей.
Пунктом 4.7.2 Правил № 170 предусмотрены виды неисправностей заполнений дверных проемов: неплотности по периметру дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен и т.д.
Пунктом 12 Минимального перечня предусматрены следующие работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 4.4.1 Правил № 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В данном случае судами установлено, что Общество является организацией, в управлении которой находится спорный многоквартирный жилой дом, допустило нарушения требований пунктов 3, 13, 12 Минимального перечня и пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.2.2.3 и 4.4.1 Правил № 170. Выявленные нарушения Обществом не оспариваются.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив по правилам статей 65 и 71 АПК РФ доказательства, фактические обстоятельства настоящего дела, сочли правомерным возложение административным органом на заявителя обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства Российской Федерации и констатировали законность пунктов 5, 6 и 8 оспариваемого ненормативного правового акта.
Довод подателя жалобы о том, что для проведения работ необходим капитальный ремонт дома был обоснованно отклонен судами двух инстанций.
Суд апелляционной инстанции, исходя из пунктов 2.3.7, 2.4.3 Правил № 170 обоснованно счел, что закон не исключает проведение текущего ремонта в домах, намеченных к капитальному ремонту, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Ввиду изложенного суд сделал правильный вывод, что в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), Общество обязано принять срочные меры по устранению выявленных нарушений в рамках аварийно-восстановительных работ, либо осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома, не дожидаясь решения о признании дома аварийным/ветхим/подлежащим сносу.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что устранение выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на поддержание технического состояния дома соответствующим обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по делу № А05-9998/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье – 2» - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Кудин
Судьи И.Г. Савицкая
С.В. Соколова