ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-9998/17 от 14.08.2018 АС Северо-Западного округа

625/2018-40502(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.08.2018.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В., 

рассмотрев 14.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Левобережье – 2» на решение Арбитражного суда Архангельской области  от 30.10.2017 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 (судьи Докшина А.Ю.,  Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу № А05-9998/2017, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Левобережье-2», место нахождения: 163039, город Архангельск,  Магистральная улица, дом 43, ОГРН 1152901000537, ИНН 2901254759 (далее -  Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с  заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области,  место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38,  корпус 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее – Инспекция), о  признании недействительными пунктов 5, 6 и 8 предписания от 02.05.2017   № А-10/02-12/526 об устранении выявленных нарушений. 

Решением суда первой инстанции от 30.10.2017, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2018, в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов  судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление  отменить. 

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания  извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не  направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не  противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций,  Инспекция с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильцов дома   № 27 находящегося на Кочуринской улице в городе Архангельске, провела в  отношении Общества проверку. 

В ходе проверки было установлено о нарушении Обществом 


законодательства Российской Федерации в сфере содержания и ремонта  общего имущества вышеназванного дома. 

По результатам проверки Инспекция составила акт от 02.05.2017   № А-10/02-06/526, а также выдала Обществу предписание от 02.05.2017   № А-10/02-12/526, которым предложила в срок до 24.07.2017, в том числе в  пунктах 5, 6 и 8 устранить ненадлежащее содержание наружной стены в районе  входа в подъезд № 1 (нарушена конструктивная прочность стены, поражение  гнилью, признаки потери несущей способности, ослабление крепления стены с  коробкой входных дверей, нарушение теплозащитных свойств, высокая  воздухопроницаемость); неисправность заполнения дверных проемов  (неплотности по периметру дверной коробки, зазоры между стеной и коробкой  входных дверей подъезда № 2, коробление, ослабление сопряжений входных  дверей подъезда № 1); ненадлежащее содержание пола в тамбуре подъездов   № 1 и № 2; лестничной клетки подъезда № 2 на цокольном этаже (наличие  повреждений, местных просадок, зыбкость). 

Общество не согласилось с предписанием в данной части и обратилось с  настоящим заявлением в арбитражный суд. 

Суды двух инстанций пришли к выводу о правомерности и обоснованности  пунктов 5, 6 и 8 оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении  заявления отказали. 

Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность  применения судами двух инстанций норм материального и процессуального  права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего. 

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать  благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее  содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов  пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных  услуг гражданам, проживающим в таком доме. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание  общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно  осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной  безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности,  соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность  жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов  собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;  постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого  оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений  в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых  для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. 

Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении  многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность  перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех  услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее  содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно  соответствовать требованиям технических регламентов и установленных  Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества  в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости  от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно  соответствовать требованиям установленных Правительством Российской 


Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домах. 

Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей  управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему  содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной  деятельности, направленной на достижение целей управления домом. 

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда  определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного  фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской  Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от  27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), а также постановлением  Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, которым утвержден  Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения  надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и  порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень). Данные  требования являются обязательными для исполнения как собственниками  помещений, так и организациями, осуществляющими управление жилищным  фондом. 

Пунктом 3 Минимального перечня установлено, что работами,  выполняемыми для надлежащего содержания стен многоквартирных домов,  являются, в частности, выявление признаков потери несущей способности,  наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, выявление в  элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно- щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок,  перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких  конструкциях участков, пораженных гнилью, с повышенной влажностью, с  разрушением обшивки или штукатурки стен. 

В соответствии с разделом 4.2 Правил № 170 для стен деревянных  предусмотрены следующие требования: 

- при появлении крена, выпучивания, гниения, поражения домовыми  грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадок следует вызвать  специализированную организацию (пункт 4.2.2.1); 

- не допускается осадка засыпки в каркасных стенах более 5 см,  повреждение гидроизоляции, разрушение штукатурки и обшивки, высокая  воздухопроницаемость, протекание, переохлаждение, увлажнение древесины и  теплоизоляции конденсационной и грунтовой влагой должны устраняться по  мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.2.2); 

- высокая воздухопроницаемость стен должна быть устранена уплотнением  стыков с установкой нащельников, конопаткой пазов между венцами, заделкой  щелей и трещин и другими способами (пункт 4.2.2.3). 

Пунктом 13 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в  целях надлежащего содержания дверных заполнений помещений, относящихся  к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности дверных  заполнений, плотности притворов, механической прочности и  работоспособности фурнитуры элементов дверных заполнений в помещениях,  относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении  нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт, в остальных  случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости),  проведение восстановительных работ. 

Пунктом 4.7.1 Правил № 170 установлено, что организация по 


обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние  дверей, нормативные воздухоизоляционные, теплоизоляционные и  звукоизоляционные свойства дверей. 

Пунктом 4.7.2 Правил № 170 предусмотрены виды неисправностей  заполнений дверных проемов: неплотности по периметру дверных коробок;  зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; загнивание и  коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов  и дверных полотен и т.д. 

Пунктом 12 Минимального перечня предусматрены следующие работы,  выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений,  относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния  основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для  деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка  плана восстановительных работ (при необходимости), проведение  восстановительных работ. 

Пунктом 4.4.1 Правил № 170 установлено, что организация по  обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в  чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по  мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение  длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление  защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического  состояния полов в эксплуатируемых помещениях. 

В данном случае судами установлено, что Общество является  организацией, в управлении которой находится спорный многоквартирный  жилой дом, допустило нарушения требований пунктов 3, 13, 12 Минимального  перечня и пунктов 4.2.2.1, 4.2.2.2, 4.2.2.3, 4.7.1, 4.7.2, 4.2.2.3 и 4.4.1 Правил   № 170. Выявленные нарушения Обществом не оспариваются. 

Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив по  правилам статей 65 и 71 АПК РФ доказательства, фактические обстоятельства  настоящего дела, сочли правомерным возложение административным органом  на заявителя обязанности устранить нарушения требований жилищного  законодательства Российской Федерации и констатировали законность пунктов  5, 6 и 8 оспариваемого ненормативного правового акта. 

Довод подателя жалобы о том, что для проведения работ необходим  капитальный ремонт дома был обоснованно отклонен судами двух инстанций. 

Суд апелляционной инстанции, исходя из пунктов 2.3.7, 2.4.3 Правил № 170  обоснованно счел, что закон не исключает проведение текущего ремонта в  домах, намеченных к капитальному ремонту, признанных аварийными и  подлежащими сносу. 

Ввиду изложенного суд сделал правильный вывод, что в целях  предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей  дома), Общество обязано принять срочные меры по устранению выявленных  нарушений в рамках аварийно-восстановительных работ, либо осуществить  текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик  дома, не дожидаясь решения о признании дома аварийным/ветхим/подлежащим  сносу. 

Также суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что устранение  выявленных нарушений является составной частью содержания и текущего  ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный  характер в силу договора управления многоквартирным домом и направлено на  поддержание технического состояния дома соответствующим обязательным  требованиям и нормам действующего законодательства. 


Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды, руководствуясь  частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении  заявленных требований. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской  Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о  том, что судами допущены существенные нарушения норм названного  законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела  и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального  права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований  для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо- Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области  от 30.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 07.03.2018 по делу № А05-9998/2017 оставить без изменения, а  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Левобережье – 2» - без удовлетворения. 

Председательствующий А.Г. Кудин

Судьи И.Г. Савицкая

С.В. Соколова