ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-1014/2017 |
05 октября 2017 года |
Резолютивная часть постановления объявлена – 02.10.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 05.10.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянско-фермерского хозяйства Дагаева Саида-Хусаина Саида-Эминовича (416164, Астраханская область, Красноярский р-н, п. Верхний Бузан)
к Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, созданной при Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (414006, <...>)
третье лицо: Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414000, <...>)
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 416150, <...>)
о признании недействительным решения.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 крестьянско-фермерского хозяйства Дагаев Саид-Хусаин Саид-Эминович (далее - КФХ ФИО2 С-Х. С.-Э.) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, созданной при Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - Комиссия), с учетом уточнений в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения об исключении главы КФХ ФИО2 С-Х. С.-Э. из реестра начинающих фермеров Астраханской области, оформленное протоколом № 7 от 22.07.2016 г. и об обязании конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, созданную при Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, устранить допущенные нарушения закона путем включения главы КФХ ФИО2 С-Х. С.-Э. в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
Решением от 01 июня 2017 года Арбитражный суд Астраханской области признал незаконным решение Конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области об исключении главы КФХ Дагаева Саид-Хусаина Сайд-Эминовича из реестра начинающих фермеров Астраханской области, формализованное в протоколе № 7 от 22.07.2016.
Также суд обязал Конкурсную комиссию по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области устранить допущенные нарушения путем включения главы КФХ Дагаева Саид-Хусаина Сайд-Эминовича в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по данному делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требованийКФХ ФИО2 С-Х. С.-Э. отказать полностью.
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области с решением Арбитражного суда Астраханской области не согласно, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, а изложенные в решении выводы несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и законодательству Российской Федерации.
Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 410031 14 67392 1, 410031 14 67394 5, 410031 14 67393 8, 410031 14 67395 2, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 15.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности Администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, которая к участию в деле судом первой инстанции не привлечена.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 14 августа 2017 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 14 августа 2017 года судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области.
Исследовав материалы дела, рассмотрев заявленные требования и возражения на них, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании протокола № 7 от 30.06.2015 проведения заседания конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в 2015 году, ФИО2-Х. С.-Э. признан одним из победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в 2015 году (т. 1 л.д. 129-139).
02.07.2015 между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области и главой КФХ ФИО2-Х. С.-Э. подписано соглашение № 10 о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру (т. 1 л.д. 121-128).
Впоследствии, конкурсной комиссией по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, созданной при Министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, на заседании 22 июля 2016 года принято решение об исключении главы КФХ ФИО2 С-Х. С.-Э. из реестра начинающих фермеров Астраханской области по основанию, предусмотренному подпунктом 6.1.3 пункта 6.1 Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П, а именно: в связи с нарушением условий предоставления субсидий, о чем составлен протокол № 7 от 22.07.2016 (т. 1 л.д. 140-145).
Считая, что решение об исключении главы КФХ ФИО2 С-Х. С.-Э. из реестра начинающих фермеров Астраханской области, оформленное протоколом заседания конкурсной комиссии № 7 от 22.07.2016, принято членами конкурсной комиссии в нарушение требований Постановления Правительства Астраханской области от 28 мая 2012 № 216-П, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает решение Конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области об исключении главы КФХ Дагаева Саид-Хусаина Сайд-Эминовича из реестра начинающих фермеров Астраханской области, формализованное в протоколе № 7 от 22.07.2016 недействительным, в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Предоставление государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области в виде гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Астраханской области, действующими на момент принятия решения конкурсной комиссией, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166» (далее - Приказ от 22.03.2012 № 197), Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области».
В подпункте «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 № 464) (далее - Правила) указано понятие «начинающий фермер» - участник региональной программы поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а в подпункте «б» указано понятие «заявитель» - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 года № 166» (далее – Приказ № 197) утверждены Порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам и Условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (далее - Условия подачи заявок), согласно которым в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель), с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, в том числе, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя.
Согласно пунктам 5.1., 5.2. Положения о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П (далее - Положение), только главы крестьянских (фермерских) хозяйств, признанные победителями конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханское области - начинающие фермеры, имеют право на получение средств государственной поддержки в форме субсидии.
Таким образом, признание главы крестьянского (фермерского) хозяйства участником программы поддержки начинающих фермеров Астраханской области, а также победителем конкурсного отбора, - начинающим фермером является обязательным и одним из основных условий предоставления субсидии.
Согласно подпункту 2.1.1. пункта 2.1. Положения для участия в конкурсном отборе заявитель должен соответствовать условиям, установленным Приказом от 22.03.2012 № 197.
Так, согласно пункту 2 Условий подачи заявок в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, заявку может подать гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее-заявитель), с приложением документов, подтверждающих, в том числе соблюдение следующих условий:
- заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является (подпункт 2.1. пункта 2 Условий);
- заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя (подпункт 2.14. пункта 2 Условий).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в своей заявке от 09.06.2015, поданной в конкурсную комиссию, ФИО2-Х. С.-Э. указал, что он в течение трех лет до даты подачи настоящей заявки не являлся учредителем (участником) коммерческой организации (за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является в настоящее время). А также заявитель подтвердил, что КФХ ФИО2 С-Х. С.-Э. является для него единственным местом трудоустройства, в трудовых отношениях с иными лицами в качестве работника на дату подачи настоящей заявки не состоял (т. 1 л.д. 48-50).
Однако позднее в конкурсную комиссию поступила информация о том, что в нарушение подпунктов 2.1., 2.14. пункта 2 Условий на дату подачи заявки ФИО2-Х. С.-Э. являлся учредителем и генеральным директором ООО «Профмет» (ИНН <***>) с 22.04.2015 (т. 1 л.д. 43-47). Данные нарушения выявлены в ходе проверки законности и эффективности использования субсидий в сфере развития сельского хозяйства в Астраханской области, проводимой в период с 19 по 25 июня 2016 года комиссией аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.
В материалы дела представлено письмо Межрайонной ИФНС России № 5 по Астраханской области от 19.07.2016, в котором сообщается, что ООО «Профмет» состоит на учете с 22.04.2015. За период с 11.06.2015 по 31.12.2015 представлена нулевая отчетность. То есть общество фактически деятельность не осуществляло, прибыль не получало.
Таким образом, на дату подачи заявки в конкурсную комиссию ФИО2-Х. С.-Э. не соответствовал установленным требованиям, а именно являлся учредителем коммерческой организации, а также имел иное место трудоустройства (генеральный директор ООО «Профмет»).
Однако судебной коллегией установлено, что на момент включения ФИО2-Х. С.-Э. в реестр начинающих фермеров, действовал нормативный акт в виде постановления Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области» (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 22.04.2015 № 149-П), в котором подпункт 6.1.3. имеет следующую редакцию: «прекращение деятельности начинающего фермера до истечения 5 лет со дня получения гранта и (или) единовременной помощи».
Анализ главы 6 показывает, что такого основания как «нарушение условий предоставления субсидии» для исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области на момент возникших правоотношений с начинающим фермером ФИО2-Х. С.-Э. в нормативном правовом акте не было.
Основания исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров Астраханской области, по которым конкурсной комиссией было принято решение об исключении ФИО2-Х. С.-З. из реестра начинающих фермеров были внесены 17.05.2016 года, т.е. после подачи заявки (09.06.2015) и подписания соглашения № 10 о предоставлении государственной поддержки начинающему фермеру (02.07.2015).
Таким образом, на момент исключения ФИО2-Х. С.-Э. из реестра начинающих фермеров, Комиссия руководствовалась нормативным актом, а именно Постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2012 № 216-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 17.05.2016 № 140-П), в котором подпунктом 6.1.3. пункта 6.1 предусмотрено основание исключения начинающего фермера из реестра начинающих фермеров: «нарушение начинающим фермером условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных правовым актом Правительства Астраханской области, а также условий соглашения о предоставлении указанной субсидии», которому Правительством Астраханской области не придано обратной силы.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В рассматриваемом случае, Комиссией был нарушен общеправовой принцип недопустимости обратной силы закона, устанавливающего либо расширяющего основания для применения мер ответственности, установленный в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года 8-П, от 17 июня 2013 года N 13-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, положения новой редакции указанной нормы, предусматривающие последствия несоблюдения условий предоставления субсидий, подлежат применению к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что у Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области отсутствовали правовые основания для исключения ФИО2-Х. С.-Э. из реестра начинающих фермеров, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права - пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Конкурсную комиссию по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области устранить допущенные нарушения путем включения главы КФХ Дагаева Саид-Хусаина Сайд-Эминовича в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01 июня 2017 года по делу №А06-1014/2017 отменить.
Принять по делу № А06-1014/2017 новый судебный акт.
Признать незаконным решение Конкурсной комиссии по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области об исключении главы КФХ Дагаева Саид-Хусаина Сайд-Эминовича из реестра начинающих фермеров Астраханской области, формализованное в протоколе № 7 от 22.07.2016.
Обязать Конкурсную комиссию по отбору заявителей в целях предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Астраханской области устранить допущенные нарушения путем включения главы КФХ Дагаева Саид-Хусаина Сайд-Эминовича в реестр начинающих фермеров Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Землянникова
Судьи С.А. Кузьмичев
А.В. Смирников