ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-10512/19 от 03.09.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-65173/2020

г. Казань                                                 Дело № А06-10512/2019

10 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,

судей Королёвой Н.Н., Александрова В.В.,

при участии представителя:

ответчика – ФИО1 (доверенность от 01.03.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Астрахань»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.03.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020

по делу № А06-10512/2019

по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Астрахань», г. Астрахань (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО2, г. Астрахань (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, при участии третьего лица – Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования «Город Астрахань» (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывается, что непредставление индивидуальным предпринимателем ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок является нарушением статьи 37 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) и основанием для прекращения действия выданного свидетельства об осуществлении перевозок.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ИП ФИО2, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалобы оснований не находит.

Судами установлено и следует из материалов дела, по результатам проведенного Управлением транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» открытого конкурса ИП ФИО2 18.11.2016 было выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок серии ГА-30 № 000043 и карты маршрута регулярных перевозок № 7с со сроком действия до 18.11.2021.

Со ссылкой на то, что ИП ФИО2 ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 7с за 2017-2018 годы в Управление транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» не представлялись, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закон № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.

Приказом Минтранса России от 16.12.2015 № 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

На дату получения ИП ФИО2 спорного свидетельства (18.11.2016) ответственность за непредставление отчетов об осуществлении регулярных перевозок законом установлена не была.

Так, пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ на дату получения спорного свидетельства действовал в другой редакции и не предусматривал право контролирующего органа на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок.

Федеральным законом от 29.12.2017 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в вышеуказанную норму внесены изменения, согласно которым пункт 1 части 5 статьи 29 изложен в следующей редакции: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при неоднократном в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Указанные изменения вступили в действие с 29.12.2017, распространение их на отношения, возникшие до указанной даты, законом не предусмотрено (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Следовательно, пункт 1 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220‑ФЗ в новой редакции регулирует спорные правоотношения с 29.12.2017.

Учитывая правила исчисления сроков, установленных пунктом 2 статьи 192 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что срок нарушения, по истечении которого у Администрации возникает право на обращение в суд с соответствующими требованиями, следует исчислять с 01.01.2018 (даты начала течения очередного квартала). При этом период вменяемого перевозчику нарушения должен составлять один год, начиная с 01.01.2018.

В связи с вышеизложенным период нарушения (непредставление отчетов), который Администрация вправе вменить предпринимателю с учетом новой редакции пункта 1 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ, только 2018 год и I и II кварталы 2019 года.

Вместе с тем из буквального толкования вышеуказанной нормы также следует, что она предусматривает не безусловную ответственность перевозчика за указанное нарушение, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соотношение тяжести вменяемого предпринимателю нарушения и размера истребуемой Администрацией ответственности, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона № 220-ФЗ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 № 14-П, определениях от 14.12.2000 № 244‑О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.02.2002 № 16-О, установив, что в рассматриваемом случае прекращение действия выданного предпринимателю свидетельства повлечет невозможность осуществление им своего основного вида деятельности; в результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту; документы, подтверждающие нарушение перевозчиком перевозочного процесса, кроме несвоевременного представления отчетов, Администрацией не представлены, какие-либо жалобы, претензии к непосредственно перевозочной деятельности предпринимателя отсутствуют; проверочные мероприятия в отношении предпринимателя не осуществлялись, жалобы по осуществляемой им перевозочной деятельности не поступали; суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что заявленная Администрацией формальная причина (непредставление отчетов об осуществлении перевозочной деятельности), не является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок; фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления предпринимателем данного вида деятельности и лишает его источника необходимого дохода.

Кроме того, судами принято во внимание, что материалы дела содержат доказательства сдачи 23.09.2019 отчетов за спорный период ИП ФИО2, что не оспаривается Администрацией.

Ссылка Администрации на то, что Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора предоставлена информация от 08.08.2019 № 3024/1-08 о том, что ИП ФИО2 в ходе осуществления деятельности по перевозке пассажиров по маршруту № 7с в течение 2019 года привлекалась к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ судами не принята во внимание, поскольку на момент принятия обжалуемого решения судом был установлен только один факт привлечения ответчика к административной ответственности.

Арбитражным судом Астраханской области при рассмотрении дел № А06-9434/2019 и № А06-9435/2019 постановления по делу об административном правонарушении Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 09.08.2019 № 002778 и от 09.08.2019 № 002745 о привлечении ИП ФИО2 к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ признаны незаконными и отменены.

При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Иная оценка заявителем кассационной инстанции, установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии незаконного судебного решения.

Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 06.03.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу № А06-10512/2019 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   И.Р. Нагимуллин

Судьи                                                                          Н.Н. Королёва

                                                                                    В.В. Александров