ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-11378/2022 от 05.03.2024 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-11378/2022

05 марта 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О. И.,

судей Жаткиной С. А., Заграничного И. М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сариевой Г. У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области

апелляционную жалобу МО «Городской округ город Астрахань» в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Городской округ город Астрахань» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2023 года по делу № А06-11378/2022

по исковому заявлению МО «Городской округ город Астрахань» в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Городской округ город Астрахань» (ИНН 3015096830, ОГРН 1123015002142)

к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ИНН 3015068399, ОГРН 1053000014660),

Финансово-казначейское управление администрации МО «Городской округ город Астрахань»,

о взыскании денежных средств,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

при участии в судебном заседании:

- от истца представитель Столбова А.Е. по доверенности от 18.01.2024 №6, выданной сроком до 31.12.2024,

- от ответчика – представитель Бобров Д.А.,  по доверенности от 30.11.2023, выданной сроком до 31.12.2024,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное образование «Городской округ город Астрахань» в лице Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Городской округ город Астрахань» (далее - УКХБ администрации города Астрахани, истец) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Минстрой Астраханской области, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), о взыскании по соглашению от 22.05.2020 №04-01/38 основного долга в размере 22 363 282 руб. 34 коп., взысканных решениями суда суммы неустоек в общем размере 1 691 522 руб. 09 коп., взысканных решениями суда судебных расходов в размере 186 049 руб., 50 коп.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.12.2023 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 22.05.2020 между УКХБ администрации города Астрахани и Минстроем Астраханской области заключено соглашение, предметом которого является предоставление из бюджета Астраханской области в 2020 году в бюджет МО «Город Астрахань» субсидии из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение функционирования объектов водоснабжения и водоотведения, в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Астраханской области, по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ: код главного распорядителя средств бюджета Астраханской области 017, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 0710061060, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг территории Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 369-П.

Согласно пункту 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете МО «Город Астрахань» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2020 году 76 923 076 рублей 92 копейки.

Пунктом 2.2 соглашения предусмотрено, что общий размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Астраханской области в бюджет МО «Город Астрахань» в соответствии с настоящим Соглашением, состоит исходя из:

- выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства МО в целях софинансирозания которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного 91 % составляет в 2020 году не более 70 000 000 рублей;

- в случае уменьшения общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения, Субсидия предоставляется в размере, определенном исходя из уровня софинансирования от уточненного общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2020 финансовом году в бюджете МО «Город Астрахань»;

- в случае увеличения в финансовом году общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 настоящего Соглашения, размер Субсидии, указанный в пункте 2.2 настоящего Соглашения на финансовый год, не подлежит изменению.

В силу пункта 4.1.3 соглашения Министерство обязуется осуществлять оценку использования Субсидии с учетом обязательств по достижению значений показателя результативности использования Субсидий, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3. настоящего Соглашения, на основании данных отчетности, предоставленной муниципальным образованием.

Согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 соглашения муниципальное образование обязуется обеспечить выполнение условий предоставления Субсидии, установленных пунктом 3.2 настоящего Соглашения, целей и порядка предоставления Субсидии; обеспечить исполнение требований Министерства по возврату средств в бюджет Астраханской области в соответствии с пунктами 13-20 Правил предоставления и распределения субсидий; обеспечить достижение значений показателей результативности использования Субсидии, установленных в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

В соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения Министерство обязуется в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности в году, следующем за годом предоставления Субсидии, установленных в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Соглашению, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 13 - 20 Правил предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в бюджет Астраханской области, и направить Муниципальному образованию требование о возврате средств Субсидии в бюджет Астраханской области в указанном объеме.

12 августа 2020 года между УКХБ администрации МО МО «Городской округ город Астрахань» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области заключено дополнительное соглашение №04-01/38-1 к соглашению о предоставлении субсидии, из бюджета Астраханской области бюджету МО Астраханской области от 22.05.2020 №04-01/38 о нижеследующем:

1. Внести в Соглашение следующие изменения:

1.1. В пункте 1.1 раздела I слова «в 2020 году» заменить словами «в 2020/2021 – 2022 годах».

1.2. В разделе II:

1.2.1. Пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете МО «Город Астрахань» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2020 году 76 923 076 рублей 92 копейки.».

1.2.2. Пункт 2.2.1 изложить в следующей редакции:

«2.2.1 выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства МО, в целях финансирования которого предоставляется Субсидия: уровня софинансирования, равного составляет в 2020 году не более 70 000 000 рублей 00 копеек, уровня софииансироваиия, равного 91 % составляет в 2021 году не более 70 000 000 (семьдесят миллионов) рублей 00 копеек, уровня софинансирования, равного 91 % составляет в 2022 году не более 70 000 000 рублей 00 копеек;».

1.2.3.     В пункте 2.2.2 слова «в 2020 финансовом году» заменить словами «в финансовом году».

1.3. В разделе III:

1.3.1. В пункте 3.1. слова «на 2020 финансовый год» заменить словами «на 2020 год и на плановый период 2021 -2022 годов».

1.4. В разделе IV:

1.4.1.  В подпункте 4.1.1. слова «на 2020 финансовый год» заменить словами «на 2020 финансовый год и плановый период 2021 -2022 годов».

1.4.2. В абзаце 3 подпункта 4.3.4. слова «не позднее 31.12.2021» заменить словами «не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором была получена Субсидия».

15 апреля 2021 года между УКХБ администрации города Астрахани и Минстроя Астраханской области заключено дополнительное соглашение от 15.04.2021 №04-01/38-2 к соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету МО Астраханской области от 22.05.2020 №04-01/38 о нижеследующем:

«1. Внести в Соглашение следующие изменения:

1.1. В преамбуле после слов «Законом Астраханской области от 12.12.2019 № 78/2019-03 «О бюджете Астраханской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» дополнить словами «Законом Астраханской области от 23.12.2020 № 113/2020-03 «О бюджете Астраханской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

1.2. В разделе 11:

1.2.1. Пункт 2.1 слова «в 2021 году 76 923 076 рублей 92 копейки, в 2022 году 76 923 076 рублей 92 копейки» заменить словами «в 2021 году 0 (ноль) рублей 00 копеек, в 2022 году 0 (ноль) рублей 00 копеек»;

1.2.2. В подпункте 2.2.1 пункта слова «уровня софинансирования равного 91 % составляет в 2021 году не более 70 000 000 рублей 00 копеек; уровня софинансирования равного 91 % составляет в 2022 году 70 000 000 рублей 00 копеек» заменить словами «уровня софинансирования равного 0 % составляет в 2021 году 0 (ноль) рублей 00 копеек, уровня софинансирования равного 0 % составляет 2022 году 0 (ноль) рублей 00 копеек». 1-3.

1.3. В разделе III:

1.3.1. Пункт 3.1 . изложить в следующей редакции:

«3.1. Субсидии предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Астраханской области о бюджете Астраханской области (сводной бюджетной росписи бюджета Астраханской области) на 2020 / 2021 финансовые годы и плановый период 2022 года, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству, как получателю средств бюджета Астраханской области на финансовый год.».

1.4. В разделе IV:

1.4.1. В подпункте 4.1.1. пункта 4.1 слова «на 2020 финансовый год и плановый период 2021 -2022 годов» заменить словами на «2020 и 2021 финансовые года и плановый период 2022 года».

В рамках данного соглашения общий объем бюджетных ассигнований составил 76 923 076,92, из них: Бюджет Астраханской области - 70 000 000,0 руб., бюджет МО «Город Астрахань» - 6 923 076,92 руб.

Кассовый расход по итогам 2020 года составил - 58 717 145,13. руб., в том числе Бюджет Астраханской области - 53 459 461,94 руб., бюджет МО «Город Астрахань» -5 257 683,19 руб.

Истец указывает, что в рамках соглашения о предоставлении субсидии истцом были заключены муниципальные контракты, которые исполнены.

1) муниципальный контракт от 11.12.2020 № 0325300006420000786 заключен между истцом и ООО «Аркторг» на сумму 1 657 930,37 руб. Причина неисполнения контракта - товар поставлен в 2021 году (25.01.2021), а товарная накладная № 5 от 25.01.2021 предоставлена только 27.05.2021. Источник финансирования - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых 91% -1 508 716, 64 руб. потребность использования средств бюджета АО.

Истец считает, что в связи с отсутствием у истца денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, ООО «Аркторг» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к УКХБ администрации города Астрахани о взыскании долга в сумме 1 657 930,37 руб. и пени в сумме 35 106,67 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.12.2021 делу № А06-6735/2021 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Аркторг» взыскано 1 722 967,04 руб., из которых 1 657 930,37 руб. - сумма долга, 35 106,67 руб. - сумма пени за период просрочки с 25.02.2021 по 06.07.2021 и 29 930,00 руб. - расходы по оплате госпошлины.

УКХБ администрации города Астрахани указанные денежные средства выплачены ООО «Аркторг», о чем свидетельствуют платежные поручения: № 599 от 17.03.2022 на сумму 29930 руб.; № 591 от 21.03.2022 на сумму 1 657 930,37 руб.; № 592 от 21.03.2022 на сумму 35106,67 руб.

2) 16 октября 2020 года между УКХБ администрации города Астрахани и ООО «Торгово-производственная компания трубопроводной арматуры» заключен муниципальный контракт № 0325300006420000703 на сумму 1 360 321,21 руб. Причина неисполнения контракта - в связи с наличием замечаний к сопроводительным документам (товар поставлен 19.12.2020). Источник финансирования - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых 91% -1 237 892,30 руб. потребность использования средств бюджета АО.

По мнению истца, в связи с отсутствием у УКХБ администрации города Астрахани денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, ООО «Торгово-производственная компания трубопроводной арматуры» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к управлению о взыскании задолженности в размере 1 360 321,21 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 34 688 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.04.2021 по делу № А06-1441/2021 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Торгово-производственная компания трубопроводной арматуры» взыскано 1 360 321,21 руб., неустойка в размере 34 688, 00 руб., а также судебные расходы по уплате госпошлины в размере 26 950, 00 руб.

Кроме того, Арбитражным судом Астраханской области по делу А06-7071/2022 выдан судебный приказ от 16.08.2022 о взыскании с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Торгово-производственная компания трубопроводной арматуры» неустойки по указанному контракту в размере 203 345,36 руб., а также расходов по оплате госпошлины в размере 3 533 руб.

УКХБ администрации города Астрахани указанные денежные средства выплачены ООО «Торгово-производственная компания трубопроводной арматуры», о чем свидетельствуют платежные поручения: № 928 от 12.05.2022 на сумму 100 руб.; № 1977 от 20.07.2022 на сумму 26 850 руб.; № 1972 от 20.07.2022 на сумму 34 688 руб.; № 1978 от 20.07.2022 на сумму 1 360 321,21 руб.; №3948 от 23.12.2022 на сумму 100 руб.; №219 от 15.03.2022 на сумму 203 345,36 руб.; № 234 от 16.03.2023 на сумму 3433 руб.

3) 22 октября 2020 года между УКХБ администрации города Астрахани и ООО «УК «ДонГИС» заключен муниципальный контракт № 0325300006420000688 на сумму 17 500 000 руб. Данный контракт был заключен на период 2020-2021 гг. Срок действия контракта - с момента заключения до 31.07.2021.

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 25.11.2021 к контракту, в связи с реорганизацией, изменены реквизиты контрагента на: АО «ДОНГИС» (ИНН 6161094522, ОГРН 1216100018441). Источник финансирования - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых потребность использования средств бюджета АО: в 2020 году 91% - 1 583 701, 66 руб.; в 2021 году 91% - 14 341 298. 34 руб.

УКХБ администрации города Астрахани частично оплатило задолженность по контракту, о чем свидетельствуют платежные поручения № 531 от 14.05.2021 на сумму 469 889,50 руб.; №1101 от 23.06.2021 на сумму 156 629,83 руб.; № 2727 от 30.08.2022 на сумму 948 480,67 руб.

По мнению истца, в связи с отсутствием у УКХБ администрации города Астрахани денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, АО «ДОНГИС» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к управлению о взыскании задолженности в размере 16 873 480,67 руб., неустойки в размере 987 522,48 руб. за период с 17.03.2021 по 01.02.2022, а также неустойки до момента фактического исполнения обязательства.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.12.2022 по делу № А06-1557/2022 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу АО «ДОНГИС» взысканы задолженность по контракту в размере 15 925 000 руб., неустойка в размере 1 288 004,21 руб. за период просрочки с 17.03.2021 по 29.03.2022, неустойкау с 01.10.2022 по день фактического исполнения обязательства, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 32 719,50 руб.

УКХБ администрации города Астрахани указанные денежные средства выплачены АО «ДОНГИС», о чем свидетельствуют платежные поручения: № 510 от 27.04.202 на сумму 15 925 000 руб.; №264 от 17.03.2023 на сумму 100 руб.; № 624 от 18.05.2023 на сумму 32619,50 руб.; №646 от 22.05.2023 на сумму 2120 085,46 руб.

4) 01 декабря 2020 года между УКХБ администрации города Астрахани и ООО «Еврус Групп» заключен муниципальный контракт № 0325300006420000780 заключен на сумму 3 423 165,40 руб. Причина неисполнения контракта - в связи с наличием замечаний к сопроводительным документам, товар поставлен в 2020 году. Источник финансирования - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых 91% - 1 986 656, 96 руб. потребность использования средств бюджета АО.

УКХБ администрации города Астрахани частично оплатило задолженность по контракту, о чем свидетельствуют платежные поручения № 5830 от 31.12.2020 на сумму 1123324,78 руб.; № 5831 от 31.12.2020 на сумму 111098,05 руб.

Истец, считает, что в связи с отсутствием у УКХБ администрации города Астрахани денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, ООО «Еврус Групп» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к управлению о взыскании задолженности по контракту в сумме 2 183 139,52 руб., неустойки в сумме 37 939,46 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.08.2021 по делу № А06-4185/2021 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Еврус Групп» взысканы основной долг в сумме 2 183 139,52 руб., неустойка в сумме 37 939,46 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 34 105, 00 руб.

УКХБ администрации города Астрахани указанные денежные средства выплачены ООО «Еврус Групп», о чем свидетельствуют платежные поручения: № 43 от 27.01.2022 на сумму 2 183 139,52 руб.; №3243 от 17.11.2021 на сумму 34 105 руб.; № 3242 от 17.11.2021 на сумму 37939,46 руб.

5) 29 октября 2020 года между УКХБ администрации города Астрахани и ЗАО «Энергомашкомплект» муниципальный контракт № 0325300006420000727 на сумму 101 819,30 руб. Причина неисполнения контракта - в связи с наличием замечаний к сопроводительным документам, товар поставлен в 2020 году. Источник финансирования МК - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых 91%> - 92 655, 56 руб. потребность использования средств бюджета АО.

УКХБ администрации города Астрахани частично оплатило задолженность по контракту, о чем свидетельствует платежное поручение № 1637 от 04.08.2021 на сумму 9163,74 руб.

Истец считает, что в связи с отсутствием у УКХБ администрации города Астрахани денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, ЗАО «Энергомашкомплект» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к управлению о взыскании основного долга по контракту в сумме 101 819,30 руб., пени в сумме 8 298,57 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10.02.2022 по делу № А06-12499/2021 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ЗАО «Энергомашкомплект» взысканы основной долг в сумме 92 655,56 руб., пени в сумме 8 021,07 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3935 руб.

УКХБ администрации города Астрахани указанные денежные средства выплачены ЗАО «Энергомашкомплект», о чем свидетельствуют платежные поручения: № 929 от 12.05.2022 на сумму 100 руб.; № 1974 от 20.07.2022 на сумму 3 835 руб.; № 1979 от 20.07.2022 на сумму 92 655,56 руб.

6) 07 декабря 2020 года между УКХБ администрации города Астрахани и ООО «Ванком-Инвест» заключен муниципальный контракт № 0325300006420000791 на сумму 1 635 645,23 руб. Причина неисполнения контракта - в связи с наличием замечаний к сопроводительным документам, товар поставлен в 2020 году. Источник финансирования МК - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых 91% - 1 488 437, 16 руб. потребность использования средств бюджета АО

Истец считает, что в связи с отсутствием у УКХБ администрации города Астрахани денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, ООО «Ванком-Инвест» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к управлению о взыскании задолженности в сумме 1 635 645,23 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.05.2021 по делу № А06-1527/2021 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Банком-Инвест» взысканы задолженность в сумме 1 635 645,23 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 29 356, 00 руб.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 24.09.2021 по делу № А06-1527/2021 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Ванком-Инвест» взысканы судебные расходы, связанные с рассмотрением дела № А06-1527/2021, в сумме 17 144, 00 руб.

Кроме того, решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.06.2022 по делу № А06-2538/2022 с УКХБ администрации города Астрахани в пользу ООО «Ванком-Инвест» взысканы неустойка в сумме 84 417, 32 руб., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 3 377, 00 руб., возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб.

УКХБ администрации города Астрахани указанные денежные средства выплачены ООО «Банком-Инвест», о чем свидетельствуют платежные поручения: № 1946 от 01.09.2021 на сумму 29 356 руб.; № 3000 от 28.10.2021 на сумму 1 635 645,23 руб.; № 802 от 11.04.2022 на сумму 17144 руб.; № 2722 от 29.08.2022 на сумму 100 руб.; № 3711 от 15.11.2022 на сумму 8277 руб.; №3712 от 15.11.2022 на сумму 84 417,32 руб.

09 декабря 2020 года между УКХБ администрации города Астрахани и ИП Чукановым Д.В. заключен муниципальный контракт № 0325300006420000790 на сумму 160 659,91 руб. Причина неисполнения контракта-товар поставлен в 2021 году (06.05.2021). Источник финансирования - средства бюджета МО «Город Астрахань» в рамках предоставленной Субсидии, из которых 91% - 123 923, 72 руб. потребность использования средств бюджета АО

Истец считает, что в связи с отсутствием у управления денежных средств для оплаты по настоящему контракту по причине отзыва субсидии по Соглашению из бюджета Астраханской области, управлением не исполнены обязательства по оплате контракта.

ИП Чуканов Д.В. за взысканием с управления задолженности по контракту в судебном порядке не обращался.

Письмом от 01.04.2021 №30-44-01-1939 УКХБ администрации города Астрахани обращалось с просьбой восстановления лимитов бюджетных обязательств с целью погашения имеющейся кредиторской задолженности. Однако лимиты не были восстановлены.

УКХБ администрации города Астрахани, полагая, что у ответчика по соглашению о предоставлении субсидии имеется задолженность в размере взысканных решениями суда сумм основного долга, нестойки и судебных расходов, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ (далее -БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы РФ является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В подпункте 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются, в числе прочих, в форме субсидий местным бюджетам.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ (часть 3 статьи 139 БК РФ).

Согласно статье 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией МО.

В соответствии с Законом Астраханской области от 12.12.2019 №78/2019-ОЗ «О бюджете Астраханской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», постановлением Правительства Астраханской области от 18.11.2019 №468-П «О правилах, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области, и порядке определения и установления предельного уровня софинансирования Астраханской областью (в процентах) объема расходного обязательства МО Астраханской области (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение функционирования объектов водоснабжения и водоотведения, в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 №369-П, 22.05.2020 между УКХБ администрации города Астрахани и Минстроем Астраханской области заключено соглашение №04-01/38 о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету МО «Город Астрахань» на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение функционирования объектов водоснабжения и водоотведения, в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области».

Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно Приложению №1 к настоящему соглашения.

В приложении №1 к соглашению указаны следующие мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия:

Мероприятия, направленные на обеспечение функционирования объектов водоснабжения и водоотведения (в т.ч. приобретение оборудования, материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей и сооружений, расположенных на территории МО Астраханской области, приобретение диагностическо-инспекционного оборудования для сетей и сооружений, приобретение специализированной техники, разработка (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения, проведение технического аудита муниципальных унитарных предприятий).

В рамках соглашения от 22.05.2020 №04-01/38 (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2021) предельный объем бюджетных ассигнований, предоставляемых администрацией, составил 76 923 076,92, из них: Бюджет Астраханской области - 70 000 000,0 руб. Бюджет МО «Город Астрахань» - 6 923 076,92 руб.

На основании соглашения от 22.05.2020 №04-01/38 УКХБ администрации города Астрахани заключены следующие муниципальные контракты:

- от 16.10.2020 № 0325030000642000703 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (задвижки чугунные) на сумму 1 360 321,21 руб.,

- от 29.10.2020 № 03250300006420Q0727 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (запорная арматура) заключен на сумму 101 819 руб. 30 коп.,

- от 01.12.2020 № 0325030000642000780 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (стальные трубы) на сумму 3 423 165 руб. 40 коп.,

- от 07.12.2020 № 0325030000642000791 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (круги стальные) на сумму 1 635 645 руб. 23 коп.,

- от 09.12.2020 № 0325030000642000790 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (запорная арматура) на сумму 160 659 руб. 91 коп.,

- от 11.12.2020 № 0325030000642000786 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (трубы ПНД и комплектующие) на сумму 1 657 930 руб. 37 коп.

- от 11.12.2020 № 0325030000642000784 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей (запорная арматура) на сумму 1 887 171 руб. 92 коп.

- от 22.10.2020 № 0325300006420000688 на поставку материалов для ремонта водопроводно-канализационных сетей на сумму 17 500 000 руб.

Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 369-П «О государственной программе «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение функционирования объектов водоснабжения и водоотведения, в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области" государственной программы "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» (далее - Порядок, Приложение №4 к подпрограмме).

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что для получения субсидии муниципальное образование представляет в Министерство, в том числе, заявку МО на предоставление субсидии в произвольной письменной форме.

Согласно пункту 4.3.4 Соглашения от 22.05.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2021) муниципальное образование обязуется обеспечивать представление в Министерство отчетов:

- о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно Приложению №3 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором получена Субсидия,

- достижения значений показателей результативности по форме согласно Приложению №4 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 числа, следующего за годом в котором была получена субсидия, итоговый отчет предоставляется не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором была получена субсидия.

Судом первой инстанции установлено, что в течение 2020 года, на который предоставлялась субсидия, УКХБ администрации города Астрахани направило в Министерство 2 заявки:

- Заявка кассовых выплат по расходам бюджета Астраханской области №43861 на сумму 14 742 000 руб.,

- Заявка кассовых выплат по расходам бюджета Астраханской области №49254 на сумму 39 833 536 руб. 55 коп.

На основании вышеуказанных заявок, Управлением Федерального казначейства по Астраханской области были направлены субсидии администрации следующими платежными поручениями: от 07.12.2020 № 301017 на сумму 14 742 000 руб.; от 17.12.2020 № 441655 на сумму 7 004 957, 29 руб.; от 18.12.2020 № 461340 на сумму 3 393 243, 20 руб.; от 22.12.2020 № 490839 на сумму 5 026 262, 96 руб.; от 23.12.2020 № 510821 на сумму 10 485 403, 78 руб.; от 30.12.2020 №618932 на сумму 11 014 383, 88 руб.; от 31.12.2020 № 645364 на сумму 1 793 210, 83 руб. Всего на сумму 53 459 461, 94 руб.

В судебном заседании в суде первой инстанции представитель Министерства пояснил, что иных заявок с приложением документов, подтверждающих результативность, в Министерство до настоящего времени, истец не представил.

Таким образом, бюджетные ассигнования в размере 16 540 538 руб. 06 коп. были не востребованы, поскольку в рамках заключенных истцом муниципальных контрактов поставка товара осуществлена за пределами финансового года, в связи с чем не могла быть оплачена за счет средств субсидии областного бюджета.

Согласно пункту 4.3.6 Соглашения от 22.052020 муниципальное образование обязуется возвратить в доход бюджета Астраханской области не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств Субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Как уже отмечалось, субсидия предоставлялась в целях реализации в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» на 2020 финансовый год.

Судом первой инстанции установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что до окончания финансового года (2020 года) от МО в адрес Минстроя Астраханской области заявок на предоставление субсидии с приложением необходимых документов (отчетности) не поступало.

В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что у Министерства отсутствовала обязанность по выплате истцу субсидии.

При этом судом первой инстанции принято во внимание, что истец начал заключать муниципальные контракты на основании указанного соглашения только в октябре 2020 года (спустя 4 месяца после подписания Соглашения от 22.05.2020).

В судебном заседании в суде первой инстанции представитель третьего лица, ссылаясь на дополнительное соглашение от 12.08.2020 №04-01/38-1 к Соглашению от 22.05.2020, указывал, что заказчик, заключая вышеуказанные муниципальные контракты, действовал исходя из условий данного дополнительного соглашения, согласно которому субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Астраханской области о бюджете Астраханской области на 2020 год и на плановый период 2021 -2022 годы.

Представитель Минстроя Астраханской области подтвердил, что действительно, 12.08.2020 подписано дополнительное соглашение №04-01/38-1 к Соглашению, которым финансовый год «2020» заменен на «2020 и на плановый период 2021 -2022 годов» с указанием объема бюджетных ассигнований в 2020 году, 2021 году и в 2022 году, однако пояснил, что преамбула Соглашения от 22.05.2020 содержит положения о том, что соглашение составлено в соответствии с Законом Астраханской области от 12.12.2019 № 78/2019-03 «О бюджете Астраханской области на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов», поскольку на этапе подписания дополнительного соглашения от 12.08.2020 № 04¬01/38-1 не было внесено изменений в Закон о бюджете Астраханской области (на 2020), стороны исходили из планового периода, утвержденного указанным Законом.

Также представитель Минстроя Астраханской области указал, что на стадии исполнения бюджета анализируются показатели текущего и планового периодов, на основании анализа расходов которых рассматривается вопрос о возможности корректировок и уточнений; в связи с вступлением в силу Закона о бюджете Астраханской области от 23.12.2020 № 113/2020-03 «О бюджете Астраханской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренные для истца в рамках Соглашения от 22.05.2020, были сняты; в адрес МО было направлено дополнительное соглашение с соответствующими изменениями, которое впоследствии было подписано сторонами 15.04.2021.

В материалы дела представлены письма УКХБ администрации города Астрахани и администрации МО «Город Астрахань», направленные в адрес Минстроя Астраханской области в период с марта 2021 года по апрель 2021 года, июне 2021 года, в которых сообщается о потребности в восстановлении неиспользованных бюджетных ассигнований 2020 года в 2021 году из бюджета Астраханской области на сумму 23 353 789 руб. 73 коп., которые будут направлены на погашение кредиторской задолженности по вышеуказанным муниципальным контрактам.

Судом первой инстанции установлено, что ни Закон Астраханской области от 12.12.2019 № 78/2019-03 «О бюджете Астраханской области на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов», ни Закон о бюджете Астраханской области от 23.12.2020 № 113/2020-03 «О бюджете Астраханской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» не предусматривали бюджетные лимиты на реализацию данной государственной программы на 2021 и 2022 годы (только указан 2020 год).

Кроме того, учитывая, что в данном случае истец подписал дополнительное соглашение от 15.04.2021№04-01/38-2, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец согласился с тем, что субсидия предоставлялась только в течение 2020 года.

Данное соглашение подписано 15.04.2021.

При этом, как верно указал суд первой инстанции, до 15.04.2021 истец также не обращался в министерство с заявкой с приложением необходимых документов (отчета о результативности, отчета о расходах) для получения субсидии.

При этом представленные истцом письма о потребности в восстановлении ассигнований и судебные акты не могут подменять установленную законом отчетность для получения субсидии в установленном порядке.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Минстрой Астраханской области выполнил свои обязательства по соглашению в полном объеме, то есть в настоящее время у министерства отсутствует кредиторская задолженность, а потому отсутствуют правовые основания для выплаты субсидии в 2023 году по соглашению от 22.05.2020.

Доказательства обратного истцом не представлено.

При этом, как верно отметил суд первой инстанции, несение истцом расходов на погашение кредиторской задолженности по заключенным муниципальным контрактам и судебных расходов в связи с обращениями поставщиков в суд с исковыми заявлениями не свидетельствует о каких-либо допущенных нарушениях со стороны Министерства и не является основанием для удовлетворения требований истца.

В данном случае Минстрой Астраханской области не отказывался от исполнения предусмотренного соглашением обязательства по софинансированию, о чем свидетельствуют выплаты субсидий истцу в течение 2020 года на основании поданных им заявок.

При этом судом первой инстанции учтено, что субсидия имеет целевое назначение - реализация государственной программы, которой не было предусмотрено выделение субсидии на погашение судебных расходов и неустойки ввиду просрочки оплаты поставленного в рамках муниципальных контрактов товара.

Соглашение от 22.05.2020 также не предусматривает условия о выплате субсидии на погашение неустойки по муниципальным контрактам, заключенным на основании соглашения, и погашение судебных расходов, в случае несения таковых в рамках реализации программы.

Оценив совокупность представленных доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и, отклоняя доводы заявителя жалобы, отмечает следующее.

Пунктом 3 статьи 219 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. При этом получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

На основании пункта 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, определенных в пункте 3 указанной статьи.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2008 N 02-03-0/3290 получатель бюджетных средств федерального бюджета, начиная с 2008 года, вправе заключать в установленном порядке государственные контракты (договоры) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.

Этим же письмом установлено, что исполнение (оплата) бюджетного обязательства (как части расходного обязательства), возникшего из заключенного долгосрочного государственного контракта, осуществляется государственным заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год.

Как указывалось выше, субсидия предоставлялась в целях реализации в рамках подпрограммы «Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» на 2020 финансовый год.

Согласно пункту 3.2.4 соглашения раздела III «Порядок, условия предоставления и сроки перечисления субсидии» субсидия предоставляется при выполнении следующего условия: наличие письменного обязательства муниципального образования по возврату средств субсидии в размере и в случаях, предусмотренных пунктом 18 Порядка, и по достижении до 31 декабря года предоставления субсидии показателя результативности использования субсидии, предусмотренного соглашением.

Согласно пункту 4.3.4 соглашения муниципальное образование обязуется обеспечивать представление в Министерство отчетов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 4 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 числа года, следующего за годом, в котором была получена субсидия, итоговый отчет предоставляется не позднее 31.12.2021 с приложением подтверждающих документов о значении показателей результативности.

Между тем, истцом условия соглашения не выполнены.

При этом нарушение условий соглашения со стороны Министерства - не установлено, Министерство свои обязательства по соглашению выполнило в полном объеме, кредиторская задолженность у Министерства в настоящее время отсутствует.

Основания для возмещения Министерством убытков также отсутствуют, поскольку, как не оспаривает муниципальное образование «Городской округ город Астрахань», обязательства по соглашению последним не были исполнены в установленный соглашением срок (в год предоставления субсидии – до 31.12.2020) по вине контрагентов муниципального образования «Городской округ город Астрахань».

При этом несение истцом расходов на погашение кредиторской задолженности по заключенным муниципальным контрактам и судебных расходов в связи с обращениями поставщиков в суд с исковыми заявлениями не обусловлено нарушениями со стороны Министерства и не является основанием для удовлетворения требований истца.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2023 года по делу № А06-11378/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                О. И. Антонова 

Судьи                                                                                                               С. А. Жаткина

                                                                                                                          И. М. Заграничный