ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-11407/2020 |
27 августа 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Степура С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.01.2021 № 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года по делу № А06-11407/2020 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (414041, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (414057, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
заинтересованное лицо: Служба по тарифам Астраханской области (414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
об оспаривании постановления и представления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (далее – ООО «Астраханские тепловые сети», общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Астраханской области, Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении от 30.11.2020 № 04/397о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО «Астраханские тепловые сети» и представления Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 19.11.2020 № 04/081 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению административных правонарушений.
Решением суда первой инстанции от 21 июня 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Астраханские тепловые сети» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области и Служба по тарифам Астраханской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 07 августа 2021 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 02 октября 2020 года на основании приказа Службы по тарифам Астраханской области от 18.08.2020 № 232 «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Астраханские тепловые сети».
В целях проверки правильности применения установленных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду при расчётах с населением за период с 01.01.2020 по 29.02.2020 заявителем в ходе проводимой проверки были предоставлены платёжные документы (извещения) на оплату услуг.
В предоставленных обществом платёжных документах (извещениях) за январь и февраль 2020 года, выставленных для потребителей ФИО2 и ФИО3, неверно указан вид оплачиваемой коммунальной услуги, а именно: услуга горячего водоснабжения имеет название «Горячая вода» (т.1 л.д.71-74).
По результатам проверки составлен акт от 02.10.2020 № 17 (т.1 л.д.58-70).
19 октября 2020 года материалы проверки поступили в Управление (т.1 л.д.56-67).
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), пунктов 4 и 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), пункта 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
19 ноября 2020 года Управлением вынесено представление № 04/081 о принятии ООО «Астраханские тепловые сети» мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению административных правонарушений (т.1 л.д.89-92).
Допущенные нарушения квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
20 ноября 2020 года главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Астраханской области составлен протокол № 04/253 об административном правонарушении (т.1 л.д.93-97). О месте и времени составления протокола общество извещено надлежащим образом (т.1 л.д.84-88).
30 ноября 2020 года административным органом вынесено постановление № 04/397 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в отношении ООО «Астраханские тепловые сети» ввиду малозначительности совершённого правонарушения и применении к нему наказания в виде устного замечания (т.1 л.д.51-55).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ООО «Астраханские тепловые сети» оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры и наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Согласно доводам апелляционной жалобы квалификация действий общества по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является неверной, поскольку выявленное контролирующим органом нарушения, отражённые в оспариваемом постановлении, являются нарушениями прав потребителя на получение информации и не подпадают под квалификацию данной статьи КоАП РФ. Кроме того, представление от 19.11.2020 № 04/081 вынесено Управлением ещё до составления протокола от 20.11.2020 № 04/253 и вынесения постановления от 30.11.2020 № 04/397, то есть до подтверждения факта совершения обществом правонарушения и его вины, что является существенным процессуальным нарушением.
Апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, поскольку квалификация действий ООО «Астраханские тепловые сети» по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является неверной. С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 9 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06 декабря 2017 года, для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг. Совершённое обществом нарушение является нарушением прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой им коммунальной услуге и не подпадает под квалификацию по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Следовательно, оспоренные постановление и вынесенное на его основании представление административного органа являются незаконными и подлежат отмене.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересов государства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определённого вида работ.
Объективная сторона административного правонарушения предполагает совершение действий по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, качество которых не соответствует требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания или продажи.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции либо оказание услуг населению.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом о защите прав потребителей.
Под потребителем в Законе о защите прав потребителей понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Пунктом 2 данной статьи установлено, что указанная в пункте 1 статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
Информация о предоставляемых услугах, доводимая до потребителя, должна быть понятной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение.
Полное или частичное отсутствие названной информации свидетельствует о нарушении права потребителей на её получение.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее – Правила № 354).
Указанным Постановлением Правительства РФ Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по её заполнению (подпункт «б» пункта 4)
В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представляемых потребителям исполнителем.
Согласно подпункту «в» пункта 69 Правил № 354 в платёжном документе указываются, в том числе наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объёмов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчётах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объёма (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).
В силу абзаца 7 пункта 2 Правил № 354 исполнителем признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, ООО «Астраханские тепловые сети» осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), а также деятельность по поставке (продаже) тепловой энергии, то есть является фактическим исполнителем соответствующих услуг для потребителей.
Предоставив в январе и феврале 2020 года потребителям ФИО2 и ФИО3 коммунальные услуги (горячее водоснабжение и отопление), ООО «Астраханские тепловые сети» направило им платёжный документ (извещение) на оплату оказанных услуг, в котором неверно указан вид оплачиваемой коммунальной услуги, а именно: услуга горячего водоснабжения имеет название «Горячая вода» (т.1 л.д.71-74).
Таким образом, факт нарушения ООО «Астраханские тепловые сети» Правил № 354 подтверждён материалами дела.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что квалификация административным органом указанных действий ООО «Астраханские тепловые сети» по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является неверной.
В данном случае для привлечения лица к ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, согласно пункту 9 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом ВС РФ 06.12.2017).
Вместе с тем неправильное оформление обществом платёжных документов, выставленных потребителям, является нарушением прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой им коммунальной услуге и не отражается на качестве оказываемой обществом услуги.
Следовательно, при вынесении оспариваемого постановления действия общества квалифицированы Управлением неправильно, объективная сторона административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в действиях общества отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В развитие названной нормы частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Вместе с тем из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
При этом выводы о наличии причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должны подтверждаться доказательствами и основываться на материалах дела. В представлении должны быть приведены конкретные обстоятельства, которые создали условия для совершения правонарушения. Кроме того, меры, принимаемые по данному представлению, должны быть способными устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также реально исполнимыми.
Кроме того, как указывал Роспотребнадзор в своём письме от 21.04.2009 № 01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора», представление может быть внесено только после того, как вина лица, привлекаемого к административной ответственности, будет установлена по результатам производства по делу и доказана при его рассмотрении в установленном КоАП порядке (пункт 5.2).
Из материалов дела следует, что 19 ноября 2020 года Управлением в адрес ООО «Астраханские тепловые сети» внесено представление № 04/081 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению административных правонарушений (т.1 л.д.89-92).
При этом данное представление внесено административным органом ещё до составления протокола от 20.11.2020 № 04/253 и вынесения постановления от 30.11.2020 № 04/397, то есть до подтверждения факта совершения обществом правонарушения и его вины.
Таким образом, поскольку порядок внесения обществу указанного представления не соблюдён, а постановление от 30.11.2020 № 04/397 по делу об административном правонарушении является незаконным, представление от 19.11.2020 № 04/081 также является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По делу арбитражный апелляционный суд принимает новый судебный акт и признает незаконным и отменяет оспариваемые постановление и представление.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года по делу № А06-11407/2020 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области от 30.11.2020 № 04/397 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети».
Признать незаконным и отменить представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области от 19 ноября 2020 года № 04/081 о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи Е.В. Пузина
С.М. Степура