ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-11694/18 от 04.07.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-11694/2018

11 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена «04» июля 2019 года

Полный текст постановления изготовлен «11» июля 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи Степуры С.М., 

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Арзуманяном А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2019 года по делу № А06-11694/2018 (судья Г.А. Плеханова)

по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (414014, г. Астрахань, проспект Губернатора Анатолия Гужвина, д. 10, ИНН 3015067282, ОГРН 1043000717825)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д 47, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390)

заинтересованные лица: закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 24 стр.2, ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441), общество с ограниченной ответственностью «Хай Систем» (117405, г. Москва, ул. Дорожная, д. 60 Б, оф. 313, ИНН 7714905270, ОГРН 1137746405345),

о признании недействительным решения от 14.08.2018 № 328-РЗ-04-18,

при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Захаров И.Ю., по доверенности № 03-38/00268 от 14.01.2019; Шармин А.В., по доверенности № 03-38/00705 от 18.01.2019.

УСТАНОВИЛ:

Управление ФНС России по Астраханской области  (далее – УФНС России по Астраханской области, заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Астраханской  области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – УФАС по Астраханской области, Управление) от 14.08.2018 № 328-РЗ-04-18.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2019 года постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области  от 14.08.2018 № 328-РЗ-04-18 признано недействительным.

УФАС по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

УФНС России по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, закрытое акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная система торгов»

в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 04.06.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как видно из материалов дела, 13.07.2018   на   официальном   сайте   единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru УФНС России по Астраханской области были размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сканеров (считывателей) двухмерного штрих-кода (номер извещения 0325100012418000013) и   документация   о   нем   (далее  - аукционная документация). Начальная (максимальная) цена контракта составила 170 586 00 руб. 

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 на участие в электронном аукционе были поданы 7 аукционных заявок, зарегистрированных под №№ 95, 178, 236, 132, 27, 19, 108.         Участнику закупки, заявка которого была зарегистрирована под № 95, было     отказано в допуске к участию в электронном аукционе, остальные участники закупки были допущены к участию в электронном аукционе.

23.07.2018 в 17 час. 01 мин. на электронной площадке (далее - оператор ЗАО «Сбербанк-АСТ») на официальном сайте единой комиссией Заказчика был размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

В последующем 01.08.2018 в 16 час. 56 мин, Заказчик размещает на электронной  площадке и на официальном сайте новую редакцию протокола рассмотрения заявок на  участие в электронном аукционе от 23.07.2018, в котором указано, что заявки участников  закупки, зарегистрированные под №№ 27, 108 содержат предложение о поставке товаров; происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (Китай).

По результатам подведения итогов электронного аукциона принято решение о признании победителем аукциона ООО «Хай Систем» с ценовым предложением 125516,97 рублей (протокол № 0325100012418000013-3 от 27.07.2018)

В адрес победителя аукциона ООО «Хай Систем» УФНС России по Астраханской области направлен проект государственного контракта с указанием цены контракта 106689,42 рублей (сниженной на 15% по отношению к предложенной в ходе электронного аукциона – 125516,97 рублей).

07.08.2018 в УФАС по Астраханской области поступила жалоба ООО «Хай Систем» на действия государственного заказчика УФНС России по Астраханской области и его единой комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на  поставку сканеров (считывателей) двухмерного штрих-кода (номер извещения: 0325100012418000013), в которой сообщалось, что Заказчик неправомерно уменьшил цену контракта и внес изменения в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018.

По результатам рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки документации о закупке Комиссией Управления было принято решение от 14.08.2018 № 323-Р3-04-18, которым жалоба ООО «Хай Систем»  признана частично обоснованной, Комиссия УФНС России по Астраханской области  признана нарушившей пункт 4 части 6 и часть 7 статьи 67  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона на  право заключить контракт на поставку сканеров (считывателей) двухмерного штрих-кода (номер извещения 0325100012418000013).

Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации не выдавалось.

Полагая, что решение Управления от 14.08.2018 № 323-Р3-04-18 не соответствует закону, УФНС России по Астраханской области обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном подходе УФАС по Астраханской области к применению положений Закона о контрактной системе без учета фактических обстоятельств, поскольку внесенные01.08.2018 дополнения в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 являются дополнительными, а не измененными, в связи с тем, что при первичном направлении протокола  рассмотрения заявок была допущена явная техническая ошибка, УФНС России по Астраханской области не отразило имеющуюся у него информацию о стране происхождения товара, которую участники аукциона отразили в своих заявках.

Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).

При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии со статьей 59 Федерального закона №44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регламентировано положениями параграфа 2 главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ, в частности, статьями 59 - 71.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона).

При этом пунктом 15 аукционной документации по настоящему делу установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд», установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для участников, заявки которых содержат предложения о поставке товаров  соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона №44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 ст. 67).

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Указанный протокол должен содержать информацию, в том числе о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что указанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Как следует из материалов дела, 23.07.2018 в 17 час. 01 мин. на электронной площадке и на официальном сайте единой комиссией заказчика был размещен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018. В указанном протоколе отсутствовали сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

01.08.2018 в 16 час. 56 мин, УФНС России по Астраханской области размещает на электронной  площадке и на официальном сайте новую редакцию протокола рассмотрения заявок на  участие в электронном аукционе от 23.07.2018, в котором имеется дополнительная информация, что заявки участников закупки, зарегистрированные под №№ 27, 108 содержат предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (Китай).

Суд первой инстанции, признавая решение антимонопольного органа незаконным, пришел к выводу о формальном подходе УФАС по Астраханской области к применению положений Закона о контрактной системе без учета фактических обстоятельств, поскольку внесенные 01.08.2018 дополнения в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 являются дополнительными, а не измененными, в связи с тем, что при первичном направлении протокола  рассмотрения заявок была допущена явная техническая ошибка, УФНС России по Астраханской области не отразило имеющуюся у него информацию о стране происхождения товара, которую участники аукциона отразили в своих заявках.

Однако суд апелляционный инстанции, исходя из фактических обстоятельств, не может согласиться с указанным выводом.

23.07.2017 года по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформила протокол №16 рассмотрения заявок на участие в аукционе, подписанный всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами, на бумажном носителе (л.д. 94-95 т.1).  Указанный протокол не содержит информацию о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государств.

23.07.2018 в 17 час. 01 мин. на электронной площадке и на официальном сайте единой комиссией заказчика был размещен указанный протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018.

В силу ч. 7 ст. 67 Федерального закона №44-ФЗ заказчик обязан направить оператору электронной площадки для размещения  в единой информационной системе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе  протокол соответствующий содержанию протоколу, подписанному всеми присутствующими членами комиссии.

Довод заказчика о том, что при внесении протокола №16 на электронную площадку последним вносились информация о стране происхождения товара, однако в результате  технического сбоя данная информация не была размещена, опровергается самим протоколом №16, изготовленным на бумажном носителе и подписанным присутствующими членами комиссии. Как указывалось выше, необходимой информации  в протоколе не содержится.

Доказательства того, что произошел технический сбой, в результате которого не разместилась информация о стране происхождения в суд первой инстанции и апелляционную инстанцию не представлены.

01.08.2018 в 16 час. 56 мин, УФНС России по Астраханской области размещает на электронной  площадке и на официальном сайте новую редакцию протокола рассмотрения заявок на  участие в электронном аукционе от 23.07.2018, в котором имеется дополнительная информация, что заявки участников закупки, зарегистрированные под №№ 27, 108 содержат предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (Китай).

Законом №44-ФЗ не установлен запрет на внесение изменений в протоколы электронного аукциона.

Однако, по мнению апелляционной инстанции, при внесении таких дополнений (изменений) должны соблюдаться нормы Закона о контрактной системе, в т.ч. требования ч. 7 ст. 67 Закона о направлении заказчиком оператору электронной площадки и размещения в единой информационной системе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.

 В нарушение ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе дополненный (измененный) протокол №16 от 23.07.2018 года размещен в единой информационной системе  01.08.2018 года.

Антимонопольный орган, принимая во внимание отсутствие в Законе о контрактной системе положений о внесении изменений в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, за исключением случая выдачи контролирующим органом предписания, пришел к обоснованному выводу о том, что действия единой комиссии при составлении протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018 нарушают пункт 4 части 6 и часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Так, согласно письму ФАС России от 01.09.2017 № РП/60879/17 Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения изменений в протоколы за пределами сроков для их размещения, установленных частями 6, 7 статьи 67, частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе. Внесение заказчиком изменений в протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, протоколы подведения итогов электронного аукциона после размещения в единой информационной системе содержит признаки нарушения Закона о контрактной системе.

Случаи внесения в протоколы электронного аукциона, нарушающие процедуры проведения торгов, ограничивающие права участников закупки, повлекшие нарушение действующего законодательства о закупках, находятся в компетенции соответствующих контролирующих органов.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает неверным вывод суда первой инстанции о формальном подходе антимонопольного органа к применению положений Закона о контрактной системе. Управление с учетом того, что в действиях единой комиссии имеются нарушения требований Закона о контрактной системе, однако, они не привели к неправильному определению победителя аукциона, принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о полном и всестороннем исследовании Управлением действий единой комиссии на предмет соответствия установленным требованиям.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2019 года по делу №А06-11694/2018 подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Управлением Федеральной налоговой службы по Астраханской области требований.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2019 года по делу №А06-11694/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

М.А. Акимова

Е.В. Пузина