ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-11850/2021 от 30.08.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-11850/2021

01 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,

судей Антоновой О. И., Жаткиной С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Наримановский район» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 июня 2022 года по делу № А06-11850/2021

по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации муниципального образования «Наримановский район»
(ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области», Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области, Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской,

об обязании принять в муниципальную собственность,

в судебное заседание явились:

представитель администрации муниципального образования «Наримановский район»

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное казенное учреждение Астраханской области «Управление по капитальному строительству Астраханской области» (далее – ГКУ АО «УКС АО», истец) к администрации муниципального образования «Наримановский район» (далее – Администрация, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об обязании принять в муниципальную собственность гидротехническое сооружение на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 30:08:060201:347 по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 8,3 км юго-восточнее с. Курченко, в 15,4 кв.м юго-восточнее с. Линейное.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области», Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области, Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.06.2022 на администрацию муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области возложена обязанность в течение 14 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу принять в муниципальную собственность гидротехническое сооружение на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 30:08:060201:347 по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 8,3 км юго-восточнее с. Курченко, в 15,4 кв.м юго-восточнее с. Линейное.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.06.2022 отменить.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что земельный участок для строительства был предоставлен Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области. Ссылается на то, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную уполномоченным органом не принималось. Считает, что спорный объект является принадлежностью ильменя Бунтур и предназначен для защиты территории муниципального образования «Наримановский район» от водного объекта, находящегося в федеральной собственности. Водный объект не предназначен для решения вопросов местного значения, а потому отсутствует объективная необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий.

Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в 2012 году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 №350, Постановления Правительства Астраханской области от 29.06.2011 №220-П «О долгосрочной комплексной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012-2020 годах, ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» по заказу Службы природопользования и охраны окружающей среды разработана проектная документация «Строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области».

Согласно пояснительной записке к данной проектно-сметной документации в ходе обследования ильменя Бунтур Наримановского района Астраханской области комиссия в составе, в том числе представителя администрации МО «Наримановский район», пришла к выводу о том, что строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур позволит обеспечить восстановление гидрологического режима ильменя Бунтур и водоемов западной части водного тракта, значительно улучшится водообмен и повысятся качественные показатели воды, что будет способствовать общему оздоровлению экологической ситуации в зоне подстепных ильменей в целом, хозяйственному водопользованию населения и организаций, обеспечению безаварийного пропуска воды в период весеннего половодья, ее сохранению в меженный период и положительно скажется на состоянии ихтиофауны водотока.

Установлено, что в 2014 году в Государственную программу «Охрана окружающей среды Астраханской области», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №389-П, включено мероприятие «Строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области» за счет сред федерального бюджета и средств бюджета Астраханской области, исполнителями данного мероприятия указаны Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ГКУ АО «УКС АО», Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, 2019-2020.

Письмом от 15.09.2017 № 7678 администрация МО «Наримановский район» сообщила Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о том, что разрешение на строительство объекта «Строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области» будет выдано организации, с которой будет заключен договор подряда по итогам конкурса.

Также письмом от 15.09.2017 №7678 Администрация МО «Наримановский район» гарантирует принятие объекта на баланс муниципального образования «Наримановский район».

06.04.2021 между Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области (Ссудодатель) и ГКУ АО «УКС АО» (Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности Астраханской области, №586-БП, по условиям которого Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Ссудополучателю, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечении космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 10 000 кв.м, с кадастровым номером 30:08:060201:347, с видом разрешенного использования «Гидротехнические сооружения, для размещения иных объектов промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечении космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения», расположенный по адресу: Астраханская область, Наримановский район, в 8,3 км юго-восточнее с. Курченко, в 15,4 км юго-восточнее с. Линейно (далее – имущество), в целях строительства объекта «Строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области».

На основании разрешения на строительство от 31.07.2018 № 30-508306-406-2018, выданного администрацией муниципального образования «Наримановский район» и проектно-сметной документации объекта: «Строительство гидротехнического сооружения на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области» ГКУ АО «УКС АО» проведены работы по строительству данного объекта.

По акту приемки объекта капитального строительства Заказчик – ГКУ АО «УКС АО» принял у Подрядчика – ООО «СФ «Адекват» объект капитального строительства – гидротехническое сооружение на ильмене Бунтур Наримановского района Астраханской области.

24.12.2020 Службой Строительного надзора Астраханской области выдано заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации.

30.03.2021 администрация муниципального образования «Наримановский район» выдало ГКУ АО «УКС АО» разрешение №30-508306-406-2018 на ввод объекта в эксплуатацию.

29.09.2021 ГКУ АО «УКС АО» обратилось в администрацию муниципального образования «Наримановский район» с письмом №13-3947 о принятии имущества – гидротехнического сооружения, в муниципальную собственность.

Письмом от 19.10.2021 № 9426 получен отказ администрации муниципального образования «Наримановский район» в приеме в муниципальную собственность обозначенного объекта.

Посчитав уклонение ответчика от принятия гидротехнического сооружения в муниципальную собственность противоречащим действующему законодательству, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Из содержания части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) следует, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Исходя из позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 524-О, от 04.12.2007 № 828-О, о конституционно-правовом смысле части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать волеизъявление органов местного самоуправления, объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий невозможность нахождения передаваемого имущества в собственности Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственником гидротехнического сооружения может быть как Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7); организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 9); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21).

Аналогичное положение закреплено в статье 24 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 4 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ).

Указанные сферы деятельности могут быть непосредственно связаны с созданием и функционированием гидротехнических сооружений, например, сооружений, обеспечивающих защиту береговой полосы от воздействия волн, течения и льда, в целях сохранности местного пляжа или автомобильной дороги местного значения, расположенной вдоль водного объекта. Поэтому конкретный гидротехнический объект, исходя из характера решаемых задач и их принадлежности в соответствии с законодательством соответствующему муниципальному образованию (виду муниципальных образований), может относиться и к муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 864-О).

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2022 № 301-ЭС22-716.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку, как верно установлено судом и подтверждается проектно-сметной документацией, гидротехническое сооружение на ильмене Бунтур Наримановского района построено, в том числе, в целях качественного повышения показателей воды, хозяйственного водопользования населения и организаций, гарантированного обеспечения водой населенных пунктов, поддержания благоприятной экосистемы западно-подстепных ильменей, способствующей жизнедеятельности населения, то есть предназначено для решения вопросов местного значения.

В этой связи, вопреки позиции апеллянта, спорный гидротехнический объект, исходя из характера решаемых задач и его принадлежности, может относиться и к муниципальной собственности.

Иные доводы жалобы на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.

Создание спорного гидротехнического сооружения за счет средств федерального бюджета, как и нахождение этого сооружения в зоне водных объектов, находящихся в федеральной собственности, не свидетельствует о его создании как федерального имущества и невозможности нахождения объекта в муниципальной собственности, поскольку основополагающим в данном вопросе являются цели использования данного имущества.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае в силу прямого указания закона спорный объект относится к муниципальной собственности, отказ муниципалитета в принятии имущества фактически не обоснован, передаваемое имущество находится в надлежащем техническом состоянии, предназначен для решения вопросов местного значения, имеется прямая заинтересованность муниципального образования в передаваемом объекте.

Фактически доводы, изложенные в жалобе, аналогичны позиции апеллянта в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, основаны на неверном толковании норм права, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств.

Апелляционная коллегия считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 июня 2022 года по делу № А06-11850/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Л. Ю. Луева

Судьи О. И. Антонова

С. А. Жаткина