ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-13343/18 от 17.07.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-13343/2018

23 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен          23 июля 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И., 

судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.

при участии:

общества с ограниченной ответственностью «Астраханьрыбагрогаз» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 01.07.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханьрыбагрогаз»  на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 мая 2019 года по делу №А06-13343/2018, (судья С.В. Богатыренко),

по исковому заявлению Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Астраханьрыбагрогаз» (ОГРН<***>, ИНН <***>)

Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республики Калмыкия,

об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и их продажи с публичных торгов,

УСТАНОВИЛ:

Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Астраханьрыбагрогаз» об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и их продажи с публичных торгов.

Решением суда от 20.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью  «Астраханьрыбагрогаз»   на праве собственности  принадлежат  земельные участки, из земель  сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Астраханская область, Красноярский район, Байбекский сельсовет, с.Байбек, земли СХП-племзавод «Родина» с кадастровыми номерами 30:06:000000:1830 площадью 44877564+/-58617 кв.м. и  № 30:06:000000:1831 площадью 345665434+/-162681 кв.м.

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости указанные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 30:06:000000:264 (Единое землепользование) площадью 390543000+/_2767 кв.м., который снят с кадастрового учета 26.09.2017 г.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области   было проведено   обследование  и осмотр  земельных участков из земель  сельскохозяйственного  назначения,  для производства сельхозпродукции. В результате  проверки установлено, что  земельные участки  не используются,  на них не производятся работы по возделыванию  сельскохозяйственных культур и  обработке  почвы.

Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Астраханской области по делу об административной  правонарушении  от 19.12.2016г. ООО  «Астраханьрыбагрогаз»   было привлечено к  административной   ответственности по части 2 ст. 8.8. Кодекса  РФ об административных  правонарушениях  за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения в течение трех  и более лет подряд со дня возникновения   права  собственности на земельный участок  для ведения сельскохозяйственного   производства или осуществления иной, связанной с  сельскохозяйственным  производством деятельности.

Согласно  постановлению по делу об административном  правонарушении  № 5-514/2017  от 11.08.2017 г., вынесенному  на основании  протокола  об административном правонарушении  № 08/4-04-273/2017  от 07.06.2017г.,  ООО «Астраханьрыбагрогаз»  было привлечено мировым судьей  к  административной ответственности  по части 25 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных  правонарушениях  за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения в течение трех  и более лет подряд со дня возникновения   права  собственности на земельный участок  для ведения сельскохозяйственного   производства или осуществления иной, связанной с  сельскохозяйственным  производством деятельности.

Кроме того,  постановлениями   по делу об административном правонарушении № 5-647/2017 от 23.10.2017г., и  от 16.08.2018г., ООО «Астраханьрыбагрогаз»   было привлечено к административной ответственности  по части 26 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных  правонарушениях  за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения в течение трех  и более лет подряд со дня возникновения   права  собственности на земельный участок  для ведения сельскохозяйственного   производства или осуществления иной, связанной с  сельскохозяйственным  производством деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 01.04.2009 № 127-П «Об агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области» агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области является органом исполнительной власти Астраханской области, уполномоченным направлять в суд заявления о принудительном  изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде.

26.10.2018 г. Управление Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям направило в адрес агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области материалы об административном правонарушении в отношении ООО «Астраханьрыбагрогаз» для обращения в суд с требованием об изъятии земельных участков и продаже с публичных торгов.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, руководствуясь при этом следующим.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (пункт 1). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 23.04.2012 N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Материалами дела подтверждается факт ненадлежащего использования земельных участков обществом.

Так, управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республики Калмыкия   было проведено   обследование  и осмотр  земельных участков из земель  сельскохозяйственного  назначения, для производства сельхозпродукции, принадлежащих ООО «Астраханьрыбагрогаз», на праве собственности, расположенных по адресу: Астраханская область, Красноярский район, Байбекский сельсовет, с.Байбек, земли СХП-племзавод «Родина» с кадастровыми номерами 30:06:000000:1830,  30:06:000000:1831.

В результате  осмотра установлено, что  земельные участки  ответчиком не используются,  на них не производится работы по возделыванию  сельскохозяйственных культур и  обработке  почвы.

Вина ООО «Астраханьрыбагрогаз» в совершении административного правонарушения подтверждается актами административного обследования от 16.08.2016 г. и от 26.09.2016 г., актом проверки от 21.11.2016 г., актом фитосанитарного обследования земельного участка № 21 от 31.10.2016 г., протоколом об административном правонарушении от 21.11.2016 г., актом проверки от 07.06.2017 г., протоколом об административном правонарушении от 07.06.2017 г., актом проверки от 31.08.2017 г., протоколом об административном правонарушении от 07.06.2017 г., актом проверки от 15.06.2018 г., протоколом об административном правонарушении от 15.06.2018г.

На основании протокола об административном правонарушении в отношении ответчика Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям 19.12.2016 г. принято постановление в отношении ООО «Астраханьрыбагрогаз», согласно которому указанное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.8. КРФ об АП.

На основании протоколов об административном правонарушении в отношении ответчика неоднократно мировыми судьями принимались постановления о назначении ООО «Астраханьрыбагрогаз» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 25, 26 статьи 19.5  КоАП РФ (11.08.2017 г.,  23.10.2017 г., 16.08.2018 г.)

Постановлением Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республике Калмыкия № 08/4-04-967/2016/21/07/200000 от 19.12.2016 г. установлено, что ООО «Астраханьрыбагрогаз» имеет земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресным ориентирам: Астраханская область, Красноярский район, МО «Байбекский сельсовет» земли СХП – племзавод «Родина», кадастровый номер 30:06:000000:264, площадью 390543000 кв.м., который разбит на отдельные массивы и находится в разных кварталах с кадастровыми номерами: 30:06:030103:249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 30:06:030201:12- 30:06:150601:0002. Участки с кадастровыми номерами  30:06:030103: 249, 255, 30:06:030201:1244 общей площадью 612 га являются пастбищами и предоставлены ответчиком третьим лица в аренду для выпаса скота, а земельный участок площадью 38110 га входит в состав прочих земель, а именно пески.

 На оставшихся участках с кадастровыми номерами 30:06:030103:250; 251; 252; 253; 254 общей площадью 159 га, относящиеся к пашням на момент проверки сельскохозяйственное производство или подготовительные работы для освоения не ведутся. На данных орошаемых земельных участках произрастают деревья, кустарники и иная сорная растительность. По 5-ти бальной шкале засоренности данный участок соответствует уровню очень сильная засоренность. Согласно проведенным исследованиям данный земельный участок не используется по своему назначению более пяти лет

Постановлениями мирового судьи от 11.08.2017 г., 23.09.2017 г., 16.08.2018 г.  установлено, что ООО «Астраханьрыбагрогаз» в установленный срок не исполнило предписание Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям: не приступило к освоению земельного участка сельскохозяйственного назначения, указанные в предписании требования не выполнил

Согласно проведенным исследованиям данный земельный участок не используется по своему назначению более пяти лет.

Таким образом, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта ненадлежащего использования земельных участков после назначения административного наказания.

Отклоняя довод заявителя жалобы об обратном судебная коллегия отмечает следующее.

Как следует из акта № 21 фитосанитарного обследования земельного участка от 31.10.2016 г. земельный участок с кадастровым номером 30:06:000000:264 площадью 390543000 кв.м. не используется по назначению. Посадки и высадки сельскохозяйственных культур отсутствуют. Нет признаков выпаса скота. Сенокошение не производится. Растительный покров представлен в основном многолетними однодольными и двудольными травами и кустарниками. По 5-ти бальной шкале засоренности данный участок соответствует уровню очень сильная засоренность.

Таким образом по результатам обследования не установлено использования в целом земельного участка для каких-либо целей (посадка, высадка, выпас скота, сенокошение). Результаты именно  данных исследований  были учтены при вынесении Постановления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республике Калмыкия № 08/4-04-967/2016/21/07/200000 от 19.12.2016 г. по делу об административном правонарушении.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что предмет административного правонарушения не соответствует предмету заявленных исковых требований отклоняется судебной коллегией как необоснованный.

Как ранее было сказано ранее, земельные участки с кадастровыми номерами 30:06:000000:1830,  30:06:000000:1831 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 30:06:000000:264 (Единое землепользование) площадью 390543000+/_2767 кв.м., который снят с кадастрового учета 26.09.2017 г.

Изложенное подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Тем самым, выявление факта административного правонарушения в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:06:000000:264 в равной степени относится и на земельные участки, образованные путем раздела последнего.

Обжалуя решение суда, Общество также указывает на несогласие с выбором судом первой инстанции в пользу установления начальной цены земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Также заявитель указывает, что примененная в качестве начальной цены изымаемых земельных участков рыночная стоимость в несколько раз ниже  кадастровой стоимости спорных участков.

Вместе с тем, приведенный довод следует признать несостоятельным в полном объеме.

Согласно пункту 4 статьи 54.1 Земельного кодекса РФ начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом »Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.

Как предусмотрено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03 июля 2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, определение судом начальной цены изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами 30:06:000000:1830, 30:06:000000:1831 в размере их рыночной стоимости соответствует установленному порядку.

При этом следует отметить, что в обжалуемом решении судом указан способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах, как того требуют положения части 10 статьи 6
 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

Определение действительной рыночной стоимости, равно как и проверка отчетов об оценке не являлись предметом рассмотрения в рамках заявленных требований.
              Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 мая 2019 года по делу №А06-13343/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции  вступает в законную силу со дня  его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.       

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

Т.В. Волкова

С.А. Жаткина