ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-13752/19 от 13.05.2020 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-13752/2019

13 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 13.05.2020 года.

Полный текст постановления изготовлен – 13.05.2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Природоохранный комплекс «ЭКО+»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 марта 2020 года по делу № А06-13752/2019 (судья Ковальчук Т. А.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Природоохранный комплекс «ЭКО+» (416357, Астраханская обл., Икрянинский район, р. п. Ильинка, ОГРН 1183025006922, ИНН 3025034208)

 заинтересованные лица: Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (416370, Астраханская обл., Икрянинский район, с. Икряное, ул. Олега Кошевого, д. 5, ОГРН 1023001941500),

Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (414040, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Победы, д. 53, корпус 1\9, ОГРН 1023000822855, ИНН 3015015527),

об отмене требования от 20.09.2019 № 040S0119A0OVXSB и решения от 28.08.2019 № 040S19190005223 Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области,

об отмене решения Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области от 01.11.2019 № 10/2525-Э

при участии в судебном заседании:

участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Природоохранный комплекс "ЭКО+" (далее - ООО «ПК «Эко+», Общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, об отмене требования ГУ - УПФР в Икрянинском районе Астраханской области (далее - Управление) от 20.09.2019 № 040S0119A0OVXSB и решения от 28.08.2019 № 040S19190005223, об отмене решения ОПФР по Астраханской области от 01.11.2019 № 040S19190005223.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с ограниченной ответственностью "Природоохранный комплекс "ЭКО+" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым уменьшить сумму штрафа до 1000 руб.

Стороны в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 17.04.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции  проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРЮЛ от 30.01.2020 ООО «Природоохранный комплекс «ЭКО+» поставлено на регистрационный учёт 15.10.2018 в результате процедуры реорганизации в форме преобразования ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО+». Созданное юридическое лицо является правопреемником ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО+».

Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ - Стаж за 2018 год были представлены реорганизуемым юридическим лицом ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО+» 20.09.2018 в отношении 272 застрахованных лиц.

При анализе полноты отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений за 2018 год выявлено, что дата окончания стажевого периода застрахованных лиц (31.12.2018) не соответствует дате реорганизации юридического лица (15.10.2018) у 202 застрахованных лиц.

В связи с выявленной недостоверностью в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта страхователю - правопреемнику было направлено уведомление от 03.07.2019 с целью ее устранения.

Корректирующие сведения представлены страхователем 15.08.2019, то есть с нарушением пятидневного срока.

26.07.2019 УПФР в Икрянинском районе Астраханской области был составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

28.08.2019 УПФР в Икрянинском районе Астраханской области составлен Протокол № 10/2692 об административном правонарушении и вынесено Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 040S19190005223 от 28.08.2019.

20.09.2019 УПФР в Икрянинском районе Астраханской области выставлено Требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 040S0119A0OVXSB.

03.10.2019 в Отделение ПФ по Астраханской области поступила жалоба на незаконное направление Требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования. Законодательством РФ регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

01.11.2019 Отделением ПФ по Астраханской области в удовлетворении жалобы было отказано, решение Управления ПФР в Икрянинском районе от 28.08.2019 № 040S19190005223 оставлено в силе.

Не согласившись с вынесенным требованием ГУ - УПФР в Икрянинском районе Астраханской области от 20.09.2019 № 040S0119A0OVXSB, решением от 28.08.2019 № 040S19190005223, решением ОПФР по Астраханской области от 01.11.2019 № 040S19190005223, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРЮЛ от 30.01.2020 ООО «Природоохранный комплекс «ЭКО+» является правопреемником ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО+».

Статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет способы осуществления реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (часть 1).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (часть 4).

Согласно пункту 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, особенностью реорганизации в форме преобразования, в результате чего происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица, когда нет изменений в правах и обязанностях его учредителей (участников). Преобразование юридического лица считается завершенным в момент государственной регистрации реорганизованного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон № 27-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с Порядком заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 г. № 507п» Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТЛЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)» порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 11.01.2017 г. № 3п») даты, указанные в графе «Период работы» таблицы, должны указываться в пределах отчетного периода, указанного в разделе 2 «Отчетный период» формы, и заполняются: «с (дд.мм.гг.)» по «по (дд.мм.гт.)». То есть, период работы не может выходить за рамки отчётного периода, но если работник фактически прекратил деятельность ранее, то указывается соответствующая дата.

По положению статьи 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Требованиями части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Вместе с тем в силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 N 766н.

С 01.01.2017 абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, т.е. на момент предоставления исходной и дополняющей форм и вынесения оспариваемого решения и требования, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

С 1 января 2017 года статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (письмо ПФ РФ от 29 ноября 2017 г. N ЛЧ-08-26/20004).

Согласно пункту 37 указанной Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

В силу императивного требования пункта 39 Инструкции № 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются

Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.

Судом установлено, что исходные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО+» в Управление 20.09.2018, то есть до момента реорганизации юридического лица.

При анализе полноты отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений за 2018 год выявлено, что дата окончания стажевого периода застрахованных лиц (31.12.2018) не соответствует дате реорганизации юридического лица (15.10.2018) у 202 застрахованных лиц.

В связи с выявленной недостоверностью в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта страхователю - правопреемнику направлено уведомление от 03.07.2019 с целью ее устранения. Однако корректирующие сведения представлены страхователем 15.08.2019, то есть с нарушением пятидневного срока.

Таким образом,  установлено, что  нарушение выявлено органом Пенсионного фонда в связи с подачей сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

Выявив ошибку в представленных страхователем сведениях, орган Пенсионного фонда 03.07.2019 направил в адрес страхователя уведомление, содержащее сведения об ошибках и несоответствиях представленных индивидуальных сведений.

Однако корректирующие сведения представлены страхователем 15.08.2019, то есть с нарушением пятидневного срока.

Оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 года представлена обществом в орган Пенсионного фонда за пределами установленного законодательством пятидневного срока, в связи с чем, имеются основания для привлечения страхователя к ответственности.

Довод заявителя о том, что у ООО ПК «ЭКО+» не возникла обязанность по предоставлению корректирующих сведений правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный.

При этом апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ обязанность подать корректирующие сведения в отношении застрахованных сотрудников ЗАО ПК «ЭКО+» перешла к ООО ПК «ЭКО+».

Учитывая, что в рассматриваемом случае допущенные недочеты выявлены Управлением Пенсионного фонда и страхователем своевременно не устранены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу наличии у УПФР в Икрянинском  районе Астраханской  области правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах, выводы суда о правомерности оспариваемых   ненормативных актов являются верными.

Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Природоохранный комплекс "ЭКО+" удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 марта 2020 года по делу № А06-13752/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Председательствующий                                                                      В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                         Ю.А. Комнатная

А.В. Смирников