ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1383/19 от 15.08.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-1383/2019

20 августа 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена «15» августа 2019 года

Полный текст постановления изготовлен «20» августа 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Веряскиной С.Г., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Арзуманяном А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 мая 2019 годапо делу №А06-1383/2019 (судья Бочарникова Г.Н.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты" (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 60 , ОГРН: 1033000803065, ИНН: 3015057870)

к ФТС ЮТУ Астраханской таможни (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ИНН: 3017003414, ОГРН: 1033001700159)

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10311000-2251/2018 от 05.02.2019 г.

при участии в судебном заседании:  от общества с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты" – Зеренинов Л.А., представитель, дов. от 01.01.2019; от Астраханской таможни – Утешева Р.А., предст., дов от 14.01.2019 №07-25/0403, Долгих Е.А., предст., дов. от 03.08.2019 №07-25/13295, иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Каспийская Энергия Проекты"

обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к ФТС ЮТУ Астраханской таможни об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10311000-2251/2018 от 05.02.2019 г. по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ в размере 15.631.527 руб. 08 коп.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08 мая 2019 года заявление общества оставлено без удовлетворения.

ООО «Каспийская Энергия Проекты», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

От административного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором сторона  просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители таможни в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 13 апреля 2019 года.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предметом оспаривания являются постановления Астраханской таможни от 05.02.2019 №10311000-2251/2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило нарушение ООО «Каспийская Энергия Проекты» положений пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), выразившееся в необеспечении в срок до 31.12.2017 возврата денежных средств в сумме  275000 евро., предусмотренного соответственно договором от 26.03.2010 на приобретение опорно-подъемного устройства.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения установлено, в действиях ООО «Каспийская Энергия Проекты» имеется состав вмененного административного правонарушения, административным органом соблюдены требования в отношении порядка производства по делу об административном правонарушении.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными в силу следующего.

Частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них,

Объективную сторону данного административного правонарушения образует факт невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не оказанные услуги.

 Пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, исключительные права на них.

На основании статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ срок возврата денежных средств должен определяться на основании документов, содержащих информацию о дате окончания срока действия контракта, если контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств по контракту, либо дате завершения всех обязательств по контракту, указываемой резидентом в паспорте сделки в графе 6 раздела 3 листа 1, если условиями контракта предусмотрено, что обязательства сторон должны быть выполнены до определенного в нем момента.

Как следует из материалов дела, 26.03.2010 между ООО «КНРГ Проекты» (Покупатель, РФ) и фирмой «MarineStructureConsultants (MSC) bv» (Поставщик, Нидерланды) было заключено соглашение о купле-продаже б/н (далее - Соглашение) на приобретение опорно-подъемного устройства. Стоимость оборудования - 2 750 000 евро.

Разделом 6 Соглашения установлен график платежей:

-10% стоимости Соглашения оплачиваются после его подписания и после предоставления Поставщиком Покупателю утвержденной безотзывной и безусловной банковской гарантии, выплачиваемой Покупателю по требованию Покупателя. Сумма банковской гарантии должна быть эквивалента 10% стоимости Соглашения и действительной до истечения Гарантийного срока. Пунктом 9.1 Соглашения, гарантийный срок составляет 18 месяцев с момента доставки завершенного СПУ, или 24 месяца с даты поставки оборудования, в зависимости от того, что наступило раньше. Гарантийный срок на дефекты должен быть продлен на период в 12 месяцев начиная с даты устранения, при условии, что гарантийный срок не выходит за рамки по истечении 24 месяцев после даты передачи СПУ. Оплата согласно п. 6.2 Соглашения выполняется в течение 25 дней после получения инвойса, но не раньше, чем Покупатель получит соответствующий платеж от Заказчика Покупателя (ООО «Петроресурс»).

- 25% - после подписания договоров с субподрядчиками на поставку Оборудования, но не ранее 4 месяцев после подписания Соглашения. Оплата по пункту выполняется в течение 25 дней после получения инвойса, но не раньше, чем Покупатель получит соответствующий платеж от Заказчика Покупателя (ООО «Петроресурс»).

- 55% от стоимости по получению доставки оборудования. Оплата осуществляется через безотзывный аккредитив, подтвержденный банком Первого класса, по получении отгрузочных документов. Каждый аккредитив открывается за 2 месяца до ожидаемой даты передачи оборудования. Поставщик несет ответственность за оплату банковских расходов, допускается частичная доставка.

- 10% от стоимости по завершению пуско-наладки оборудования, но не позднее 12 месяцев с даты доставки оборудования.

Оборудование производится на условиях Франко-Завода в Нидерландах соответствии с графиком поставки.

Пунктом 7.1 Соглашения установлен график поставки: 4 клапанных блока - 27.08.2010, части для сборки СПУ для опор 1, 2 - 15.10.2010, части для сборки СПУ для опор 3, 4 - 29.10.2010, блок питания и т.д. - 29.10.2010.

Срок действия Соглашения не установлен. Протоколом разногласий от 01.04.2010, стороны установили - Соглашение действует до передачи оборудования, согласно графику, установленному п. 7.1 Соглашения, обязательства Поставщика сохраняются в течение гарантийного периода. Из Условий соглашения следует, что срок его действия – до 29.10.2010.

12.04.2010 в филиале № 8625 АК СБ РФ - Астраханское отделение оформлен паспорт сделки (далее - ПС) № 10040003/1481/0112/2/0, с указанием даты Завершения исполнения обязательств по контракту - 14.01.2011.

20.08.2010 стороны оформили дополнительное соглашение б/н, которым установили график поставки оборудования: 4 клапанных блока - 27.08.2011, части для сборки СПУ для опор 1,2 - 15.10.2011, части для сборки СПУ для опор 3,4 - 29.10.2011, блок питания и т.д. - 29.10.2011.

13.01.2011 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств по контракту - 29.10.2012.

25.04.2012 ПС был переоформлен в связи с изменением юридического адреса

Резидента.

31.10.2012 стороны оформили дополнительное соглашение б/н, которым изменено наименование Поставщика, в связи с изменением наименования на «Gusto MSC Resources bv», и установили график поставки оборудования: 4 клапанных блока - 25.09.2013, части для сборки СПУ для опор 1 , 2 - 01.12.2013, части для сборки СПУ для опор 3, 4 - 15.12.2013, блок питания - 15.12.2013.

13.11.2012 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств по контракту - 15.12.2014.

Письмом от 12.12.2014 ООО «Петроресурс» уведомило ООО «КНРГ управление» о приостановлении работ до 30.06.2015, в связи с чем, 24.12.2014 стороны оформили дополнительное соглашение № 4, которым установили срок действия соглашения до 30.06.2015, в связи с приостановкой работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс». Стоимость оборудования, график платежей, график поставки будут пересмотрены после возобновления работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс».

31.12.2014 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств 30.06.2015.

Письмом от 03.06.2015 ООО «Петроресурс» уведомило ООО «КНРГ Управление» о приостановлении работ до 31.12.2015, в связи с чем, 30.06.2015 стороны составили дополнительное соглашение №5, подписанное нерезидентом 01.07.2015, которым установили срок действия соглашения до 31.12.2015, в связи с приостановкой работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс». Стоимость оборудования, график платежей, график поставки будут пересмотрены после возобновления работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс».

01.07.2015 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств 31.12.2015.

В связи с переименованием уполномоченного банка, 13.12.2015 банком самостоятельно осуществлено переоформление ПС.

Письмом от 23.11.2015 ООО «Петроресурс» уведомило ООО «КНРГ Управление» о приостановлении работ до 31.12.2016, в связи с чем, 21.12.2015 стороны оформили дополнительное соглашение № 6, которым установили срок действия соглашения до 31.12.2016, в связи с приостановкой работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс». Стоимость оборудования, график платежей, график поставки будут пересмотрены после возобновления работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс».

21.12.2015 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств 31.12.2016.

Письмом от 07.12.2016 ООО «Петроресурс» уведомило ООО «КНРГ Управление» о приостановлении работ до 30.06.2017, в связи с чем, 21.12.2016 стороны оформили дополнительное соглашение № 7, которым установили срок Действия соглашения до 30.06.2017, в связи с приостановкой работ по проекту стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс». Стоимость оборудования, график платежей, график поставки будут пересмотрены после возобновления работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс».

24.01.2017 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств 30.06.2017 г.

Письмом от 29.06.2017 ООО «Петроресурс» уведомило ООО «КНРГ Управление» о приостановлении работ до 31.12.2017, в связи с чем, 30.06.2017 стороны составили дополнительное соглашение № 8, подписанное нерезидентом 11.08.2017, которым установили срок действия соглашения до 31.12.2017, в связи с приостановкой работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс». Стоимость оборудования, график платежей, график поставки будут пересмотрены после возобновления работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс».

11.08.2017 ПС переоформлен с указанием даты завершения исполнения обязательств 31.12.2017.

Согласно сведениям ведомости банковского контроля, оформленной банком по состоянию на 20.06.2018, ООО «КНРГ Проекты» 18.06.2010 осуществило первый авансовый платеж - перечисление денежных средств в сумме 275 000 евро, в размере 10% стоимости Соглашения. Задолженность нерезидента по исполнению обязательств составила 275 000 евро.

Однако товар на сумму авансового платежа в размере 275.000 евро, в срок до окончания срока действия Соглашения – 31.12.2017 на территорию РФ ввезен не  был. В связи с отсутствием ввоза товара ООО «КНРГ Проекты» обязано возвратить

авансовый платеж в сумме 275 000 евро в срок.

Сумма в размере 275000 Евро (что в эквиваленте по курсу ЦБ России на день совершения правонарушения 10.01.2018 составляет 18757832,5 руб. РФ) по настоящее время на счет общества не возвращена.

По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом таможенного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2018 №10311000-2251/2018, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

05.02.2019 Таможня, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление № 10311000-2251/2018, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15.631.527,08 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

18.06.2010 ООО «КНРГ Проекты» осуществило первый авансовый платеж -

перечисление денежных средств в сумме 275 000 евро, в размере 10% стоимости

Соглашения.

Дополнительным соглашением б/н от 31.10.2012 стороны установили график

поставки оборудования - до 15.12.2013. Дополнительными соглашениями №№ 4, 5, 6, 7, 8, стороны продлили срок Действия соглашения до 31.12.2017, в связи с приостановкой работ по проекту со стороны Заказчика Покупателя ООО «Петроресурс» и которыми определяли условие о пересмотре сроков поставки оборудования. Изменения к Соглашению по изменению условий Соглашения о сроках исполнения обязательства нерезидента по поставке товара отсутствуют.

ООО «КНРГ Проекты» письмом от 11.10.2018 М- 19-OUT-61-284 направило в адрес нерезидента электронное сообщение о подписании дополнительного соглашения от 19.12.2017 № 9 о продлении срока действия договора б/н от 26.03.2010 - до 31.12.2018. Однако, сведения о вручении, либо возврате письма от ООО «КНРГ Проекты», направленного нерезиденту 08.10.2018, у ООО «КНРГ Проекты» отсутствуют.

Срок действия контракта определялся в зависимости от срока приостановки основного контракта с ООО «Петроресурс». До момента расторжения контракта ООО «Петроресурс» у ООО «КНРГ Проекты» правовые основания для расторжения договорных отношений с «GustoMSC bv» отсутствовали.

Кроме того, согласно ответа компании «Бил энд Компании Солиситорс  ЛП» от 13.11.2018 WB/NXH/0113/1048, представленного ООО «КНРГ Проекты»,  подтверждено, что срок действия соглашения б/н от 26.03.2010 истек 31.12.2017 и в дальнейшем не продлевался.

Товар на сумму авансового платежа в размере 275 000 евро, в срок до окончания срока действия Соглашения - 31.12.2017, на территорию РФ не ввезен. В связи с отсутствием факта ввоза товара в срок до окончания срока действия соглашения - 31.12.2017, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, ООО «КНРГ Проекты» обязано было обеспечить возврат авансового платежа в сумме 275 000 евро.

Согласно разъяснениям ФТС России (письмо от 01.03.2017 № 01-11/09438) при отсутствии в условиях контракта сроков возврата авансового платежа, при неисполнении нерезидентом своих обязательств по поставке товара, денежные средства подлежат возврату не позже окончательного срока исполнения обязательств.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в данном случае даты исполнения обязательств должны были быть определены после возобновления контракта, дату истечения справка приостановки контракта в данном случае нельзя приравнять к дате исполнения поставщиком обязательства по поставке товара.

Довод заявителя апелляционной  жалобы, что срок исполнения поставщиком обязанности по поставке контрактом не определялись как 31.12.2017 года, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.

Согласно пункту 6 приложения N 4 "Паспорт сделки" к Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (действующей в спорный период), в графе 6 раздела 3 указывается дата завершения исполнения всех обязательств по контракту, в том числе рассчитанная резидентом самостоятельно исходя из условий контракта, и (или) в соответствии с обычаями делового оборота.

В графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" паспорта сделки обществом указана дата завершения исполнения всех обязательств по договору - 31.12.2017.

Контракт с ООО «Петроресурс», приостановленный до 31.12.2017, впоследствии приостановлен до 31.12.2018. Однако срок действия соглашения б/н от 26.03.2010 истек 31.12.2017 и в дальнейшем контракт от 26.03.2010 не продлевался.

Кроме того, условиями Соглашения определено, что 10% стоимости Соглашения оплачиваются после его подписания и после предоставления Поставщиком Покупателю утвержденной безотзывной и безусловной банковской гарантии, выплачиваемой Покупателю по требованию Покупателя. Сумма банковской гарантии должна быть эквивалента 10% стоимости Соглашения и действительной до истечения Гарантийного срока.

Пунктом 9.1 Соглашения, гарантийный срок составляет 18 месяцев с момента поставки завершенного СПУ, или 24 месяца с даты поставки оборудования, в зависимости от того, что наступило раньше. Гарантийный срок на дефекты должен быть продлен на период в 12 месяцев начиная с даты устранения, при условии, что гарантийный срок не выходит за рамки по истечении 24 месяцев после даты передачи СПУ.

Пунктом 6.2 Соглашения: оплата выполняется в течение 25 дней после получения инвойса, но не раньше, чем Покупатель получит соответствующий платеж от Заказчика Покупателя (ООО «Петроресурс»).

Следовательно, первый авансовый платеж в сумме 275 000 евро подлежал исполнению со стороны ООО «КНРГ Проекты» только при представлении нерезидентом утвержденной безотзывной и безусловной банковской гарантии на сумму эквивалентной 275 000 евро.

ООО «КНРГ Проекты» обязано было обеспечить получение от нерезидента -Поставщика товара, изменения срока действия банковской гарантии, являющейся, по условиям соглашения, «гарантией, выплачиваемой Покупателю по требованию Покупателя». Дополнительным соглашением № 8 стороны установили срок действия Соглашения до 31.12.2017 о пересмотре графика поставки оборудования и срок действия банковской гарантии, оформленного 30.06.2017.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона от 10.12.2003 №173-Ф3, резиденты обязаны обеспечить сохранность соответствующих документов и материалов по валютным операциям не ранее срока исполнения договора. Из представленных документов и условий соглашения следует, что договор до настоящего времени не исполнен, соответственно, при наличии банковской гарантии и изменений к нему, ООО «КНРГ. Проекты» обязано было обеспечить и их сохранность до выполнения нерезидентом обязанности по поставке товара, либо возврату авансового платежа. Отсутствие банковской гарантии с изменениями, при сохранности иных документов по исполнению соглашения, свидетельствует об ее отсутствии на дату осуществления первого авансового платежа и об отсутствии соответствующих изменений к банковской гарантии.

При этом, заявителем не учитывается, что при осуществлении первого авансового платежа и отсутствии банковской гарантии, наличие которой предусмотрено условиями контракта как гарантия возврата первого авансового платежа, отсутствии продления сроков поставки оборудования при наличии авансового платежа, истечении срока действия соглашения 31.12.2017, утерей обратной связи с нерезидентом, как указывается в пояснении, ООО «КНРГ Проекты» обязано было предпринять меры к обеспечению возврата авансового платежа в сумме 275 000 в срок до 09.01.2018.

В связи с отсутствием факта передачи товара нерезидентом и соответственно факта ввоза товара на территорию РФ, ООО «КНРГ Проекты» обязано было обеспечить возврат авансового платежа в сумме 275 000 евро в срок не позднее 31.12.2017, а учитывая, что 31.12.2017 - нерабочий день, в ближайший за ним рабочий день - 09.01.2018.

Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судами первой и апелляционной инстанций и подтверждаются материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Правовая обязанность общества, ответственного за соблюдение валютного законодательства, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а соответственно установленные обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Непринятиемерк своевременному получению денежных средств от нерезидента за экспорт товаров, имеется угроза безопасности государства, заключающаяся в следующем.

Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, далее Стратегия.

В соответствии с п.4 Стратегии - Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Пунктом 58 Стратегии установлено - важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются валютное регулирование и контроль, преодоление оттока капитала.

Согласно п. 62 Стратегии - в целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую укрепление финансовой системы, обеспечение устойчивости валютного курса рубля, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж.

Как указано в Законе от 10.12.2003 №173-Ф3, являющегося, согласно п. 58 Стратегии, важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности -целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Требования статьи 19 Закона от 10.12.2003 №173-Ф3 направлены на достижение цели закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а соответственно на противодействие угрозам экономической безопасности, к которым, как указано в п. 58 и п. 62 Стратегии, относится реализация государственной социально-экономической политики, путем преодоления оттока капитала, обеспечения устойчивости валютного курса рубля, а также возврата российского капитала и сокращения его вывоза за рубеж.

ООО «КНРГ Проекты», вступившее в валютные правоотношения, являющееся участником внешнеэкономической деятельности и имеющее соответствующие компетенции на осуществление данного вида деятельности, и соответственно специальные познания в данной области, имело реальную возможность для обеспечения соблюдения правил и норм валютного законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению их соблюдения.

ООО «КНРГ Проекты» не были предприняты достаточные меры для исполнения возложенной на него обязанности по обеспечению своевременного возврата денежных средств от нерезидента, уплаченных нерезиденту в виде авансовых платежей, при неисполнении нерезидентом обязанности по передаче резиденту товаров, а соответственно неисполнению резидентом обязанности по ввозу товара на территорию РФ.

ООО «КНРГ Проекты» были предприняты меры, направленные на обеспечение возврата авансовых платежей на стадии заключения контракта, внесением в договор способа обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия), в то время как документы, подтверждающие фактическое оформление банковской гарантии и изменений к нему, отсутствуют.

В рассматриваемом деле вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения заключается в том, что у общества при необходимой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств, имелась возможность не нарушать требования действующего законодательства, но общество не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения требований действующего законодательства.

Доказательства невозможности исполнения обществом требований в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Процедура привлечения общества к административной ответственности проверена судами обеих инстанций, нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом также не установлены.

Невыполнение обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за не ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар (услугу), создает угрозу причинения вреда безопасности государства в виде оттока капитала за рубеж.

По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае, Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.

Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 мая 2019 года  по делу №А06-1383/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

С.Г. Веряскина

Е.В. Пузина