ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-14221/19 от 16.12.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-14221/2019

17 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агро Трейд»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 марта 2021 года по делу № А06-14221/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агро Трейд» (195220, <...>, литер А, офис 803, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Астраханской таможне (414000, г. Астрахань, ул. адмирала ФИО1, д. 42, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,

при участии в судебном заседании:

представителя Астраханской таможни – ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № 07-20/00063, представлен диплом о высшем юридическом образовании,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Агро Трейд» (далее - заявитель, ООО «Агро Трейд», общество, декларант) с заявлением об обязании Астраханскую таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по декларации на товары (далее – ДТ) № 10311010/100817/0021855 в общей сумме 1 293 196,86 руб., в том числе излишне уплаченную таможенную пошлину в сумме 1 175 633,51 руб., излишне взысканный налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 117 563,35 руб.

Решением суда первой инстанции от 26 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Агро Трейд» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым на Астраханскую таможню возложена обязанность возвратить ООО «Агро Трейд» излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ № 10311010/100817/0021855 в общей сумме 1 293 196,86 руб., в том числе излишне уплаченную таможенную пошлину в сумме 1 175 633,51 руб., излишне взысканный НДС в сумме 117 563,35 руб.

Кроме того, с Астраханской таможни в пользу ООО «Агро Трейд» взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 25 932 руб., на уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02 ноября 2021 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Астраханской таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором таможня указывает, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

ООО «Агро Трейд» представлена правовая позиция по делу, в которой Общество поддерживает требования апелляционной жалобы в полном объеме.

ООО «Агро Трейд» извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 18.11.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя таможни, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, во исполнение контракта от 15.05.2017 № 98007009110, заключенного между компанией «Kalleh Dairyproduction» (Иран) и ООО «Агро Трейд» (Россия), ООО «Агро Трейд» ввезен и задекларирован по ДТ № 10311010/100817/0021855 товар - «молоко сухое обезжиренное в порошке, без добавления сахара или других подслащивающих веществ, упаковано в крафт пакеты с полимерным вкладышем весом нетто каждого пакета по 25 кг, установленные на деревянные паллеты, изготовитель «KALLEN DAIRYPRODUCTION СО» (далее - товар). Страна происхождения товара - Иран, страна отправления - Иран, условия поставки CFR - Астрахань.

В целях подтверждения страны происхождения товара и предоставлении тарифных преференций обществом при таможенном оформлении представлен сертификат о происхождении товара формы «А» от 31.07.2017 № 3311707310004 (т. 1, л.д. 16).

По результатам проведенного контроля правильности определения страны происхождения товара и правомерности предоставления тарифных преференций, Астраханской таможней установлено, что сертификат о происхождении товара формы «А» от 31.07.2017 № 3311707310004 оформлен с нарушением требований Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 12.12.2008 (далее – Правила определения происхождения товаров).

10 августа 2017 года в соответствии с пунктом 4 статьи 138 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенным органом принято решение № 10311010/100817/ДВ/000004 о назначении и проведении таможенной экспертизы на предмет соответствия оттиска печати, проставленного в графе 11 сертификата о происхождении товара формы «А» от 31.07.2017 № 3311707310004, образцу оттиска печати уполномоченного органа Ирана, имеющемуся в картотеке Российской национальной системе преференций (далее - РНСП), и на предмет достоверности подписи уполномоченного лица в сертификате.

На основании решения Астраханского таможенного поста (ЦЭД) Астраханской таможни от 10.08.2017 № 10311010/100817/ДВ/000004 специалистом регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Ростов-на-Дону проведено исследование, по результатам которого составлено заключение по результатам исследования от 16.08.2017 № 12406050/0029716.

В ходе исследования экспертом установлено, что проставленные в графе 11 сертификата оттиск печати и подпись не могут быть проверены на соответствие имеющимся образцам в связи с их отсутствием в картотеке сравнительных образцов РНСП, хранящейся в Центральном экспертно-криминалистическом управлении ФТС России.

22 августа 2017 года на основании результатов экспертизы Астраханской таможней принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций № 10311000-18-30/100.

29 августа 2017 года таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10311010/100817/ДВ/000004, в связи с чем обществу доначислены таможенные платежи и НДС в общей сумме 1 293 196,86 руб.

Доначисленные таможенные платежи и НДС списаны со счета декларанта, что не оспаривается таможенным органом.

ООО «Агро Трейд», полагая, что излишне уплаченные таможенные платежи и НДС подлежат возврату таможенным органом, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности действий таможенного органа по отказу обществу в предоставлении тарифных преференций, отсутствии оснований для возврата уплаченных таможенных платежей, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ООО «Агро Трейд» требований.

Суд апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении апелляционной жалобы, установив, что обществом в таможенный орган представлены документы, подтверждающие подлинность сертификата от 31.07.2017 № 3311707310004, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения таможни требованиям действующего законодательства и нарушении им прав и законных интересов общества.

Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, указал, что выводы апелляционного суда сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Согласно статье 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Как следует из части 2 статьи 59 ТК ТС, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

В силу статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Пунктом 1 статьи 62 ТК ТС определено, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ТК ТС при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации).

Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 35 Перечня развивающихся стран -пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, Иран включен в указанный перечень.

Согласно разделу I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся приложением к Соглашению, заключенному Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации в г. Москве 12.12.2008, и действовавших в спорный период (далее - Правила), товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в том числе, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.

В силу раздела VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А» (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А» (приложение 2).

Из содержания раздела VIII Правил следует, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Вместе с тем в разделе VIII Правил так же сказано, что Комиссия Таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.

Аналогичные правила действуют и в настоящее время.

14 июня 2018 Решением Совета Евразийской экономической комиссии от №60 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила № 60).

Согласно подпункту 2 пункта 63 Правил № 60 таможенный орган государства-члена отказывает в предоставлении тарифных преференций без направления запроса о верификации, если происхождение товаров в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС и подпунктами 1 и 5 - 7 пункта 44 данных Правил считается неподтвержденным, в частности, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.

В подпункте 12 пункта 6 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара (приложение № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60) установлено, что в графе 11 сертификата указываются данные о дате и месте выдачи сертификата, наименование и печать уполномоченного органа (организации), а также подпись должностного лица указанного органа.

Согласно подпункту 1 пункта 48 Правил № 60 страны-пользователи направляют в Евразийскую экономическую комиссию наименования и адреса уполномоченных органов (организаций) и оригиналы образцов их оттисков печатей (в 6 экземплярах) с указанием даты начала их применения. Оттиски печатей должны быть отчетливыми для целей проведения идентификации на предмет их подлинности.

Тарифные преференции не предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей, которые не представили информацию, предусмотренную пунктами 48 и 53 настоящих Правил, либо представили информацию, не отвечающую требованиям, предусмотренным указанными пунктами (пункт 56 Правил № 60).

В рассматриваемом деле таможенным органом установлено несоблюдение установленных Соглашением от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» требований к оформлению сертификата о происхождении товара формы «А»: в графе 11 сертификата оттиск печати не соответствует имеющимся образцам оттисков и печатей органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата; отсутствуют сведения о должностном лице, заверившим сертификат, а также образец его подписи».

Выявление несоответствия печати на сертификате происхождения имеющемуся образцу и отсутствие сведении в таможенном органе об уполномоченном должностном лице и его подписи подтверждается материалами дела и не оспорено заявителем.

Довод подателя жалобы о том, что представленный обществом в таможенный орган сертификат подписан уполномоченным должностным лицом Торгово-промышленной палатой ФИО3 г. Сари (Sari Chamber of Commerce, Industries, Mines & Agriculture), который уполномочен выдавать и заверять сертификаты о происхождении товаров по форме «А» и письмом президента Торгово-промышленной палатой ФИО3, подтверждено, что все сертификаты происхождения и формы А компании «Kalleh Dairyproduction» для экспорта в Россию выданы и подтверждены Торгово-промышленной палатой ФИО3 с 2016 год, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.

Выявленное несоответствие печати на сертификате происхождения имеющимся образцам ТИП г.Сари Исламской Республики Иран, а также отсутствие информации от ТИП г.Сари Исламской Республики Иран о применении новой печати и непредставление образца новой печати и сведений об уполномоченном лице и образце его подписи, означает наличие нарушения оформления сертификата.

В силу прямых норм раздела VIII Правил, на такой товар не распространяется тарифный преференциальный режим.

Кроме того, таможенный орган указывает, что письмо о подтверждении сертификата выдано на бланке ТПП г. Сари Исламской Республики Иран, а подписано ТПП Мазандаран Исламской Республики Иран. Рассматриваемое письмо ТПП Мазандаран Исламской Республики Иран, адресованное в ФТС России содержит противоречивые сведения; письмо содержит приложение из двух списков сертификатов происхождения с разной нумерацией, при этом номер сертификата - 3311707310004 указан под разными позициями -103, 110, не имеет реквизитов регистрации входящего документа.

На указанные доводы возражений Обществом не заявлено, каких-либо пояснений не приведено.

Ссылка Общества на письмо Евразийской экономической комиссии от 03.078.2021 отклоняется судебной коллегией, поскольку, как указано в данном письме, к полномочиям Комиссии не относятся вопросы толкования, разъяснения и интерпретации положений Договора о ЕАЭС, международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ЕАЭС, а так же органов ЕАЭС.

Кроме того, суд первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела исходили из совокупности обстоятельств, установленных по настоящему делу, учитывая так же противоречия в представленных Обществом документах, на что указывает таможенный орган.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 марта 2021 года по делу № А06-14221/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья

Ю.А. Комнатная

Судьи

В.В. Землянникова

С.М. Степура