ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-14400/2019 |
17 марта 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена – 15.03.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен – 17.03.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Акимовой М.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области апелляционные жалобы Войсковой части 15644 Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 ноября 2020 года по делу №А06-14400/2019 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Войсковой части 15644 Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 416550, <...>)
заинтересованные лица: ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 344010, <...>),
ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ (ОГРН <***>, ИНН <***>, 344011, <...>),
Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 119160, <...>)
Администрация МО «ЗАТО г. Знаменск» Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 416540, г. Знаменск, ул. Вознюка),
Общество с ограниченной ответственностью «Копейка-Саров» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 607189, <...>)
о признании незаконным отказа командира войсковой части 15644 о согласовании постановления администрации МО «ЗАО г. Знаменск» Астраханской области от 02.08.2019 года № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории «ЗАТО г. Знаменск» от 05.09.2019 года исх. №А/4961 и обязании войсковую часть 15644 согласовать постановление администрации МО «ЗАО г. Знаменск» Астраханской области от 02.08.2019 года № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории «ЗАТО г. Знаменск» по адресу: Астраханская область, ЗАТО <...> (помещения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9);
при участии в судебном заседании:
от Войсковой части 15644 Министерства обороны Российской Федерации – ФИО2, представитель по доверенности от 01.09.2020 № 6 (срок доверенности 1 год), представлен диплом о высшем образовании;
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО3, представитель по доверенности от 10.12.2020 (срок доверенности 10.12.2021), представлен диплом о высшем образовании;
от Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4, представитель по доверенности от 17.11.2020 (срок доверенности до 23.01.2020), представлен диплом о высшем образовании;
от ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 29, представлен диплом о высшем образовании;
от ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ – ФИО4, представитель по доверенности от 18.02.2021 (срок доверенности до 31.12.2021), представлен диплом о высшем образовании.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Войсковой части 15644 Министерства обороны РФ (далее - в/ч 15644 МО РФ) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 3 л.д. 37-39) о признании незаконным отказа командира в/ч 15644 МО РФ в согласовании постановления администрации МО «ЗАТО г. Знаменск Астраханской области» от 02.08.2019 года № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО г. Знаменск» от 05.09.2019 года исх. № А/4961 и обязании в/ч 15644 МО РФ согласовать постановление администрации МО «ЗАТО г. Знаменск Астраханской области» от 02.08.2019 года № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории «ЗАТО г. Знаменск» по адресу: Астраханская область, ЗАТО <...> (помещения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
К участию в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации, Администрация МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», Общество с ограниченной ответственностью «Копейка-Саров».
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ командира войсковой части 15644 в согласовании постановления администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 02.08.2019 года № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории «ЗАТО г. Знаменск» от 05.09.2019 года исх. № А/4961.
Также решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 ноября 2020 года на войсковую часть 15644 возложена обязанность согласовать постановление администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 02.08.2019 года № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории «ЗАТО г. Знаменск» по адресу: Астраханская область, ЗАТО <...> (помещения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Войсковая часть 15644 Министерства обороны Российской Федерации не согласилась с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 отказать.
ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации также не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 отказать.
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», ООО «Копейка-Сарров» в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 14.01.2021, 16.02.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности принадлежит здание магазина площадью 546,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Знаменск Астраханской области, ул. Первомайская, д. 1а.
Между ИП ФИО1 (арендодатель) и ООО «Копейка-Саров» (арендатор), заключен предварительный договор аренды от 11.03.2019 № 17274, предметом которого является обязательство по заключению между арендодателем и арендатором, в срок не позднее 01.09.2019, долгосрочного договора аренды строения (магазин), расположенного по адресу: Астраханская область, ЗАТО <...> (помещения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) - т. 1 л.д. 24-64. Приложением № 2 к предварительному договору является Проект договора аренды нежилого помещения (т. 1 л.д. 36-55).
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14.06.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» 30.07.2019 арендатором ООО «Копейка-Саров» в Администрацию МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» направлено обращение с пакетом документов о допуске к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом на территории ЗАТО г. Знаменск (т. 2 л.д. 142).
По результатам рассмотрения обращения ООО «Копейка-Саров» Администрацией МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» вынесено постановление от 02.08.2019 № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО Знаменск» (т. 2 л.д. 143).
Пунктом 2 данного постановления от 02.08.2019 № 737 ООО «Копейка-Саров» признано соответствующим требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3497-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
Администрацией 05.08.2019 документы о допуске к сделке ООО «Копейка-Саров» направлены для согласования в в/ч 15644 МО РФ (т. 2 л.д. 53-54).
Отдел ФСБ России в/ч 62094 письмом от 04.09.2019 № 4733 сообщил Администрации, что сведений, препятствующих допуску ООО «Копейка-Саратов» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО Знаменск, не выявлено (т. 1 л.д. 16).
Вместе с тем, в/ч 15644 МО РФ письмом от 27.08.2019 № А/4749 сообщила о том, что документы в отношении допуска ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом рассмотрены и не согласованы по причине отсутствия решения о соответствии юридического лица требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в соответствии с п. 1 ст. 3 закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Кроме того, отсутствует информация о цели использования нежилых помещений. Данным письмом у Администрации истребованы Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок и кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) – т. 2 л.д. 55.
Письмом от 29.08.2019 № 4533-20 Администрация пояснила, что решение о соответствии юридического лица требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» содержится в части 2 Постановления от 02.08.2019 № 737. Информация о цели использования нежилых помещений содержится в части 1 постановления от 02.08.2019 № 737, цель использования установлена – магазин. В отношении дополнительно истребованных свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и кадастрового плана земельного участка Администрация пояснила, что испрашиваемые документы отсутствуют в перечне документов, установленных п.п. «б» п. 5 Приказа Министерства обороны РФ от 14.06.2018 № 320.
Администрацией повторно в адрес в/ч 15644 МО РФ направлены документы, а именно постановление Администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 02.08.2019 № 737, копия заявления ООО «Копейка-Саров» о допуске к сделке, выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Копейка-Саров», проект договора аренды нежилого помещения, всего приложение на 69 листах (т. 2 л.д. 56-57).
Данные документы также были направлены Администрацией при первоначальном обращении в в/ч 15644 МО РФ за согласованием письмом о 05.08.2019 № 4139-20. Кроме того, к данному письму были также приложены копия технического паспорта от 28.05.2019 и Выписка из ЕГРН от 26.07.2019 (т. 2 л.д. 53-54).
11 сентября 2019 года ИП ФИО1 из Администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», получено письмо № 4746-20 об отказе в допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, с приложением копии письма в/ч 15644 МО РФ от 05.09.2019 № А/4961, на основании которого принято решение об отказе (т. 1 л.д. 65).
В письме в/ч 15644 МО РФ от 05.09.2019 № А/4961 указано, что основанием для отказа в согласовании явилось несоответствие представленных документов требованиям п.п. «б» п. 5 «Порядка согласования Министерством обороны Российской Федерации или подведомственными организациями Министерства обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации решений органов местного самоуправления ЗАТО об участии граждан и юридических лиц в совершении сделок в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории ЗАТО», утвержденного приказом Министерства обороны РФ от 14.06.2018 № 320, а также неправомерные действия администрации ЗАТО г. Знаменск, выразившиеся в предоставлении в аренду ИП ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 30:13:010401:23 (т. 1 л.д. 66-68).
Не согласившись с отказом в/ч 15644 МО РФ в согласовании допуска ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки, выраженным в письме от 05.09.2019 № А/4961, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемый отказ в согласовании командиром в/ч 15644 МО РФ постановления администрации ЗАТО Знаменск от 02.08.2019 № 737 не соответствует положениям Порядка № 320, подведомственная организация Министерства обороны фактически вышла за пределы рассмотрения заявленных требований, подменив собой муниципальные органы, реализующие свои полномочия в рамках предусмотренной законом компетенции, а также нарушает и права и законные интересы Предпринимателя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 508 утвержден перечень ЗАТО и расположенных на их территориях населенных пунктов, куда входит город Знаменск Астраханской области.
Правовой статус закрытого административно-территориального образования и особенности местного самоуправления такого образования определены Законом Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее - Закон № 3297-1).
Из положений статьи 1 Закона № 3297-1 следует, что ЗАТО создается в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В соответствии с пунктом 2.4 статьи 3 Закона № 3297-1 право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории закрытого административно-территориального образования имеют юридические и физические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании, предусмотренным в соответствии с настоящей статьей.
Особенности совершения сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования, установлены в статье 8 Закона № 3297-1, согласно пункту 1 которой сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, либо иные сделки с таким имуществом могут совершаться только гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими или получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования, гражданами Российской Федерации, работающими на данной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, и юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на территории закрытого административно-территориального образования.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 3297-1 участие граждан и юридических лиц, не указанных в пункте 1 указанной статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному в соответствии с абзацами третьим и пятым настоящего пункта.
Указанное согласование решения органов местного самоуправления осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня поступления соответствующего обращения органов местного самоуправления. Срок согласования решения органов местного самоуправления может быть продлен, но не более чем на восемнадцать календарных дней.
Исходя из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, местом регистрации ООО «Копейка-Саров» является - <...>.
Объект недвижимости, расположенный на территории ЗАТО Знаменск, в отношении которого направлялись обращения о допуске к участию в сделке по передаче указанного имущества в аренду, на праве собственности принадлежат ИП ФИО1 и находится по адресу: Астраханская область, ул. Первомайская, д. 1а, номера комнат 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, и целью использования: магазин (т. 1 л.д. 24).
Учитывая, что объект недвижимого имущества ИП ФИО1 расположен на территории города Знаменска Астраханской области, отнесенного к закрытому административно-территориальному образованию, а также то, что участник сделки с таким имуществом (ООО «Копейка-Саров») не расположен и не зарегистрирован на территории ЗАТО г. Знаменск, то для совершения сделки по предоставлению имущества в аренду необходимо решение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования этого населенного пункта (Администрации), согласованное в соответствии с требованиями закона.
Закон № 3297-1 определяет, что основанием для отказа в совершении сделок с недвижимым имуществом на территории закрытого административно-территориального образования является несоответствие юридических лиц требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании (пункт 2.1 статьи 8).
Вместе с тем, решение вопроса о допуске юридического лица, не расположенного и не зарегистрированного на территории ЗАТО, к сделке с недвижимостью основывается не только на установлении факта соответствия юридического лица требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и объектов в ЗАТО, но и на необходимости согласования решения органов местного самоуправления ЗАТО об участии юридического лица в совершении сделки с соответствующими органами, в ведении которых находятся режимные объекты.
Порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и объектов в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливается Правительством Российской Федерации отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, что следует из абзаца 2 пункта 2 статьи 3 Закона № 3297-1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1998 № 655 утверждено Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации (далее - Положение).
Во исполнение пункта 2 статьи 8 Закона N 3297-1 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 14.06.2018 № 320, утвердивший Порядок согласования Министерством обороны Российской Федерации или подведомственными организациями Министерства обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации решений органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований об участии граждан и юридических лиц в совершении сделок в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка для согласования решения в отношении юридических лиц, не расположенных и не зарегистрированных на территории ЗАТО, органом местного самоуправления в Министерство обороны Российской Федерации или подведомственную организацию направляются следующие документы:
- сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов;
- решение, содержащее информацию о соответствии юридического лица требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона;
- копия заявления юридического лица о допуске к участию в совершении сделки по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, либо иных сделок с таким имуществом;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, копия такой выписки в отношении стороны сделки, принимающей на себя обязательства по объекту сделки, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявления о допуске к участию в совершении сделки в двух экземплярах;
- копия проекта документа, содержащего все существенные условия сделки в отношении имущества, в двух экземплярах.
В силу пункта 6 Порядка, копии решения и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, в течение трех календарных дней с даты поступления направляются Министерством обороны или подведомственной организацией на рассмотрение в ФСБ России или территориальный орган ФСБ России соответственно.
Как было указано выше, Администрацией МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» вынесено постановление от 02.08.2019 № 737 «О допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО Знаменск» (т. 2 л.д. 143).
Письмом от 05.08.2019 № 4139-20 (т. 2 л.д. 145-146) Администрация ЗАТО Знаменск направила в адрес командира в/ч 15644 МО РФ постановление от 02 августа 2019 года № 737 с документами в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Порядка согласования Министерством обороны Российской Федерации или подведомственными организациями Министерства обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации решений органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований об участии граждан и юридических лиц в совершении сделок в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 14.06.2018 № 320.
В качестве приложения к данному письму от 05.08.2019 № 4139-20 указаны следующие документы:
- постановление Администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» от 02.08.2019 № 737,
- копия заявления ООО «Копейка-Саров» о допуске к сделке,
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Копейка-Саров»,
- проект договора аренды нежилого помещения,
- копия технического паспорта от 28.05.2019,
- выписка из ЕГРН от 26.07.2019.
Согласно пункта 7 Порядка в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона согласование решения Министерством обороны совместно с ФСБ России, подведомственной организацией совместно с территориальным органом ФСБ России осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня поступления решения от органа местного самоуправления.
Срок согласования решения может быть продлен, но не более чем на восемнадцать календарных дней.
Как следует из пункта 8 Порядка - в случае необходимости продления срока согласования решения Министерство обороны либо подведомственная организация за три календарных дня до истечения срока согласования решения направляет в адрес органа местного самоуправления уведомление о продлении срока согласования решения.
Уведомление о продлении срока согласования решения в/ч 15644 МО РФ не выносилось и в Администрацию МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» не направлялось.
04.09.2019 года в адрес Администрации ЗАТО Знаменск поступило письмо начальника отдела ФСБ России в/ч 62094 исх. N 4733 о том, что в результате рассмотрения поступивших из в/ч 15644 документов, сведений, препятствующих допуску ООО «Копейка-Саров» к сделке с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО Знаменск, не выявлено (т. 2 л.д. 150).
В письме от 05.09.2019 № А/4961 командир в/ч 15644 МО РФ сообщил, что правовых оснований для согласования постановления администрации ЗАТО Знаменск от 02.08.2019 № 737 не имеется, а в допуске ООО «Копейка-Саров» к участию в совершении сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО Знаменск, следует отказать (т. 2 л.д. 151).
Основанием для отказа командира в/ч 15644 МО РФ в согласовании послужило невыполнение требований:
- подпункта б пункта 5 Порядка отсутствие в представленных администрацией ЗАТО Знаменск документах приложений к проекту договора аренды,
- подпункта б пункта 5 Порядка отсутствие копии доверенности, подтверждающей право представителя ООО «Копейка-Саров» на подачу заявления,
- предоставление земельного участка с кадастровым номером 30:13:010401:23 в аренду Предпринимателю.
Вместе с тем, исходя из требований пункта 5 Порядка, представление испрашиваемых документов не требуется.
Как следует из пункта 9 Порядка, решение, представленное органом местного самоуправления с комплектом документов, не соответствующих пункту 5 настоящего Порядка, возвращается Министерством обороны или подведомственной организацией в орган местного самоуправления без рассмотрения.
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что у командира в/ч 15644 МО РФ отсутствовали основания для отказа в согласовании постановления Администрации ЗАТО Знаменск от 02.08.2019 № 737.
Согласно пункта 13 Порядка, основанием для отказа в согласовании решения являются случаи, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 8 Закона от 14.07.1992 N 3297-1.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона от 14.07.1992 N 3297-1 несоответствие юридических лиц требованиям особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, является основанием для отказа в совершении сделок с недвижимым имуществом на территории закрытого административно-территориального образования.
Согласно статье 3 Закона от 14.07.1992 № 3297-1 особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:
- установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;
- ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
- ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
- ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями;
- организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.
Как следует из оспариваемого отказа, таких оснований в нем не отражено.
Каких-либо иных оснований для отказа в совершении сделок с недвижимым имуществом на территории закрытого административно-территориального образования положениями Закона N 3297-1 не предусмотрено.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на необоснованное предоставление в аренду ИП ФИО1, земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, о согласовании предоставления в аренду которого ООО «Копейка-Саров» обратился в орган местного самоуправления, суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку названные обстоятельства не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о допуске юридического лица на участие в сделке по аренде помещения.
Кроме того, Ахтубинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета России по Астраханской области по заявлению командира в/ч 15644 МО РФ о незаконных действиях должностных лиц администрации ЗАТО г. Знаменск при предоставлении в аренду земельного участка Предпринимателю проведена процессуальная проверка, по результатам которой вынесено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 13.11.2019, в связи с отсутствием в действиях должностных лиц администрации ЗАТО Знаменск состава преступления (т. 2 л.д. 158-163).
Следственный орган в ходе проверки установил, что в настоящее время всего право собственности ЗАТО Знаменск зарегистрировано более чем на 750 земельных участков. Земельный участок с кадастровым номером N 30:13:010401:23 был образован в соответствии с постановлением от 29.06.2017 N 602 из земельного участка с кадастровым номером N 30:13:010401:17, который также находится в муниципальной собственности ЗАТО г. Знаменск, что подтверждается кадастровой выпиской от 23.06.2017 N 30/исх17-161797 и свидетельством 30-АБ N 062986.
С учетом изложенных обстоятельства, довод командира в/ч 15644 МО РФ о неправомерном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 30:13:010401:23 в аренду предпринимателю, правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
При этом, заявителями апелляционных жалоб в материалы дела не представлено ни каких документов, в том числе судебных актов, свидетельствующих о незаконности предоставления земельного участка с кадастровым номером 30:13:010401:23 в аренду предпринимателю.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обжалуемый отказ в согласовании командиром в/ч 15644 МО РФ постановления Администрации ЗАТО Знаменск от 02.08.2019 № 737 не соответствует положениям Порядка и нарушает и права и законные интересы Предпринимателя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
В обоснование доводов апелляционной жалобы в/ч 15644 МО РФ ссылается на то, что отказ в согласовании постановления Администрации не нарушает прав и законных интересов ИП ФИО1, поскольку в допуске к участию в совершении сделки отказано ООО «Копейка-Саров». Однако, Обществом не заявлено каких-либо претензий к войсковой части на момент подачи данного заявления в арбитражный суд, а также в период рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод в/ч 15644 МО РФ, поскольку отказ в согласовании допуска к участию в сделке по аренде недвижимого имущества нарушает права и законные интересы ИП ФИО1 на осуществление предпринимательской деятельности и препятствует извлечению прибыли. В отзыве на заявление ООО «Копейка-Саров» поддерживает позицию предпринимателя и просит удовлетворить заявленные требования (т. 3 л.д. 99-102).
Довод войсковой части о том, что ООО «Копейка-Саров» фактически приступило к осуществлению деятельности в спорном магазине не имеет правового значения, поскольку в рассматриваемом случае подлежит оценке правомерность отказа в согласовании допуска к участию в сделке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ссылается на вышеприведенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения и поддерживает позицию войсковой части об отсутствии оснований для согласования участия ООО «Копейка-Саров» в сделке с недвижимым имуществом.
С учетом приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы Войсковой части 15644 Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 ноября 2020 года по делу №А06-14400/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий В.В. Землянникова
Судьи М.А. Акимова
А.В. Смирников