ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-144/2021 от 28.09.2021 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-144/2021

05 октября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен  05 октября 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2

апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года по делу № А06-144/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астэк» (г. Астрахань, ул. Украинская, д. 3, каб. 23, ИНН 3015100275, ОГРН 1133015002086)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (г. Астрахань, ул. Бакинская, 113, ИНН 3015066698, ОГРН 1043000708695)

о признании несоответствующим закону акт проверки №27 от 16.10.2020, приказа №1445 от 19.10.2020, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению №150 от 11.09.2020,

при участии в судебном заседании представителей  Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям - А.А. Галушкина  по доверенности от 23.04.2021,  общества с ограниченной ответственностью «Астэк» Е.В. - Аршба по доверенности от 05.04.2021, сроком на 3 года, О.В. Афониной, по доверенности от 05.10.2018, сроком на 3 года.

УСТАНОВИЛ:

  ООО «Астэк» (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее Управление, Росприроднадзор) о признании несоответствующим закону акта проверки N 27 от 16.10.2020, приказа N 1445 от 19.10.2020, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению N 150 от 11.09.2020.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года признан недействительным приказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям N 1445 от 19.10.2020 «Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности». Суд обязал Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению N 150 от 11.09.2020.  В части заявленных требований о признании незаконным акта проверки № 27 от 16.10.2020 производство по делу прекращено.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям не согласилось с принятым судебным актом  в части удовлетворения заявленных требований и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем,  что на момент проведения проверки в адрес Межрегионального управления был представлен  только ответ Астраханского филиала Российского морского регистра судоходств от 01.10.2020г. №141-351-7.0-251035 с приложением Акта освидетельствования судна (6.3.10) от 28.05.2020 № 20.61275.141 в связи с дооборудованием судна,   с обоснованием  возможности  перевозки на судне «Онега» таких грузов, как опасный груз - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, также, представлены 2 фотографии контейнера находящегося на судне «Онега». Иные дополнительные документы в адрес Управления на момент проведения проверки  не поступали. Управление также указывает, что  в представленном ООО «АСТЭК» заявлении о предоставлении лицензии № 150 от 11.09.2020 отсутствовали следующие документы: копия запроса в Центральный аппарат Российского Морского Регистра Судоходства от 11.06.2020 (п. 4 описи от 16.10.2020г.), а также ниже перечисленные в заявлении документы. При этом дополнительные сведения и документы, в том числе: копия запроса в Центральный аппарат Российского Морского Регистра Судоходства от 11.06.2020, копия ответа ЦА РМРС исх. 313-91-149101 от 22.06.2020 «О достаточности дооборудования судна для целей транспортирования отходов 1-4 классов опасности», копия Дополнение к спецификации т/х «Онега» 2019/1582УД (Онега)-90-05 пояснительная записка ООО «АСТЭК» и т.д. были представлены ООО «АСТЭК» только  в день окончания внеплановой выездной проверки 16.10.2020 после составления акта проверки. При этом как поясняет апеллянт,  документы, полученные по окончанию оспариваемой проверки, не являются носителем информации, которая могла бы изменить заключение, указанное в акте №27 от 16.10.2020, поскольку заявленные соискателем лицензии отходы, превышали габариты имеющихся на палубе судна «Онега» контейнеров либо их транспортирование небезопасно для окружающей среды. В жалобе Управление заявляет о неправомерности  примененного судом способа восстановления нарушенного права в виде  обязания  Межрегиональное управление выдать лицензию на осуществление деятельности, поскольку выдача спорной лицензии предусматривает в силу положений Закона  №99-ФЗ  определенную процедуру, а  именно,  проведение выездной проверки.

В судебное заседание явились представители лиц, участвующих в деле.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года по делу № А06-144/2021 в обжалуемой части считает незаконным и необоснованным, просит отменить в части удовлетворения заявленных требований, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители общества с ограниченной ответственностью «Астэк» огласили позицию по делу,  против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражают. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года по делу № А06-144/2021  считают законным и обоснованным, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части, в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд  исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что ООО «Астэк» 11.09.2019 обратилось в Управление с заявлением № 150 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV класса опасности.

На основании приказа от 17.09.2020 N 1301 Управлением в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка. По итогам проверки составлен акт  проверки № 27 от 16.10.2020.

Приказом Управления от 19.10.2020 № 1445 Обществу отказано в предоставлении лицензии в связи с нарушением положений п. 1 ст. 16 Федерального закона N 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, пп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности» (далее - Положение N 1062, Положение), а именно:

- несоответствие транспортного средства - судна «Онега», которое должно быть оснащено соответствующим образом для исключения попадания опасных отходов, в том числе особо опасных в окружающую среду, должны соблюдаться требования безопасности к транспортированию отходов на транспортных средства.

- отсутствие специально оборудованных мест, что может привести к загрязнению акватории водного объекта.

ООО «Астек», полагая, что приказ от 19.10.2020 N 1445  об отказе в предоставлении лицензии не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось  в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

  Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из  того, что при подаче соответствующего заявления ООО «Астэк» были представлены документы, подтверждающие наличие у лицензиата принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании специального оборудования, соответствующего требованиям действующих нормативных правовых актов, в связи с чем, у Управления не имелось оснований для отказа Обществу в предоставлении лицензии. В качестве восстановления нарушенного права  суд обязал Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской принять соответствующее решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению № 150 от 11.09.2020.
  Апелляционный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 3 статьи 13 Федерального закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).

Под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Закона N 89-ФЗ).

 Согласно ст. 16 Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положение № 1062.

Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения № 1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются для работ по транспортированию отходов I – IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Росприроднадзор является органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.

Пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, установлено, что данная Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

Согласно п. 26 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, утв. приказом Минприроды России от 01.07.2016г. № 379 (действовавшего в проверяемый период)  для предоставления государственной услуги Заявитель вправе предоставить по собственной инициативе в территориальный орган Росприроднадзора следующие документы (копии документов) и сведения:

а) для получения лицензии:

- документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги;

- для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - копию положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

 - для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности;

- для работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности - копию разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц;

- сведения об индивидуальном предпринимателе из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно части 2 статьи 19 Закона № 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Пунктом 4 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что предметом документарной проверки соискателя лицензии являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 указанного Закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (пункт 2 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии или направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии (часть 6 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

 Как следует из материалов дела, Обществом планировалось транспортировать отходы, принимаемые от сторонних организаций водным транспортом - судном проекта 1582УД «Онега», тип нефтеналивное, класс KM Ice2 (hull, machinery) R2-RSB (4.5) bilge water removing ship (сборщик льяльных вод), oil tanker (ESP) (нефтяной танкер), регистровый номер 792511. Данное судно было дооборудовано на основании разработанной проектной технической документации (арх.N 2019/1582УД Онега)-90-01) по дооборудованию судна «Онега» для возможности перевозки мусорных отходов в контейнерах на палубе, разработанной проектной организацией ООО Конструкторское бюро «Пассат» под техническим наблюдением Астраханского филиала Российского Морского Регистра Судоходства.

 Судно проекта 1582УД «Онега» принадлежит ООО «Астэк» на основании договора аренды водного транспортного средства от 30.06.2020г., заключенного между  ООО «АТМК» и ООО «Астэк». Судовладельцем «Онега» является Чистяков В.А. По договору аренды водного транспортного средства от 01.03.2027г., заключенного между  Чистяковым В.А.  и  ООО «АТМК», судно было передано в аренду ООО «АТМК».

11.09.2020 Общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением № 150 о предоставлении лицензии по транспортированию отходов 1-4 классов опасности с приложением документов:

- копия Классификационного свидетельства N 20.30059.141 от 28.05.2020, удостоверяющее, что в результате проведенного освидетельствования судно, его устройства и оборудование удовлетворяют применимым требованиям Правил классификации и постройки морских судов РМРС;

- копия Свидетельства о предотвращении загрязнения с судов N 20.20585.141 от 28.05.2020, подтверждающее выполнение требований следующих частей «Правил по предотвращению загрязнений с судов, эксплуатирующихся в морских районах внутренних водных путях Российской Федерации» и/или применимых требований Приложений международной Конвенции МАРПОЛ 73/78: Часть II Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнений нефтью (приложение I МАРПОЛ 73/78); Часть IV Оборудование и устройства судов по предотвращению сточными водами (Приложение IV МАРПОЛ 73/78); Часть V Оборудование и устройства судов по предотвращению мусором (Приложение V МАРПОЛ 73/78); Часть VI Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы (Приложение VI МАРПОЛ 73/78);

- копия Документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы, специальным требованиям N 20.20584.141 от 28.05.2020, удостоверяющего, что судно освидетельствовано в соответствии с правилом 1/6 Конвенции СОЛАС-74 и отвечает требованиям правил П-2 /54 упомянутой Конвенции с приложением-схемой по размещению контейнеров для типов опасных грузов: ламп и аккумуляторных батарей (т. 1 л.д. 167-170);

- копия Свидетельства на оборудование и снабжение 18.40014.141, удостоверяющее, что оборудование и снабжение соответствует требованиям Правил классификации и постройки морских судов, правил по оборудованию морских судов;

- копия Акта освидетельствования судна Онега N 20.61275.141 от 28.05.2020, Акта освидетельствования судна N 20.61276.141 от 28.05.2020, удостоверяющие, что конструкции и оборудование судна соответствуют требованиям Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) (т. 2 л.д. 165);

- письмо ООО «АСТЭК» исх. N 148 от 07.09.2020 «О специальном оборудовании и снабжении специальными знаками транспортных средств» (п. 22 описи от 11.09.2020);

- копия запроса в Центральный аппарат Российского Морского Регистра Судоходства от 11.06.2020;

- копия ответа Центрального аппарата РМРС исх. 313-91-149101 от 22.06.2020 "О достаточности дооборудования судна для целей транспортирования отходов I - IV классов опасности";

- копия Дополнения к спецификации т/х «Онега» 2019/1582УД (Онега) -90-07;

- копия чертежа установки контейнеров на палубе 2019/1582УД (Онега)-90-05;

- пояснительная записка ООО «АСТЭК» и т.д. (т.1 л.д. 52).

          В ходе проведения внеплановой документарной проверки поступившего заявления о предоставлении лицензии Управлением в рамках межведомственного взаимодействия дополнительно получены сведения от Астраханского филиала РМРС о рассмотрении и одобрении технической документации (арх.N 2019/1582УД Онега)-90-01) по дооборудованию судна «Онега», регистровый 792511 для возможности перевозки мусорных отходов в контейнерах на палубе, разработанной проектной организацией ООО Конструкторское бюро «Пассат» (Санкт-Петербург) на соответствие Правил классификации и постройки морских судов, 2020, Международного Кодекса морской перевозки опасных грузов, Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 (МАРПОЛ 73/78), Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974, фотоматериалы, акт освидетельствования судна Онега N 20.61275.141 от 28.05.2020, акт освидетельствования судна N 20.61276.141 от 28.05.2020, документация в электронном виде, подтверждающие внедрение проектных решений (копия письма Астраханского филиала РМРС в адрес ООО КБ «Пассат» N 141-351-10.1-33661 от 11.02.2020).

Согласно  технической документации по дооборудованию судна (№ 5 Чертеж установки контейнеров 2019/1582УД (Онега)-90-05, № 7 Дополнение к спецификации 2019/1582УД (Онега)-90-07) на судне установлены специальные герметичные контейнеры для мусорных отходов под каждый класс опасности отходов:

- два контейнера для ртутьсодержащих отходов, расположенные в носовой части судна в районе 9-12 шп., на палубе тройка, побортно, объемом 0,39 м3 каждый. Каждый контейнер установлен на металлический фундамент на высоте 280 мм над палубой. Контейнеры герметичные. Для закрепления от вертикального перемещения используются стяжные ремни с натяжителями SWL = 5kH.;

- четыре мусорных контейнера, расположенные в кормовой части судна, в районе 50-55 шп. объемом 0,85 м3 каждый (согласно чертежа установки контейнеров проект 2019/15825УД (Онега)-90-05): один герметичный металлический контейнер для  транспортировки отходов  2 класса опасности вместимостью 0,85 куб.м.; два контейнера для перевозки твердых отходов по 0,85 куб.м.; один контейнер  для жидких нефтесодержащих отходов, которые дополнительно упакованы в емкости керамические, пластмассовые с завинчивающейся или притертой крышкой  (канистры, бочки) вместимостью 0,85 куб.м.; мягкий контейнер (мешок биг-бег) для перевозки твердых, сыпучих веществ, вместимостью до 1т, одноразовые полиэтиленовые пакеты весом 10-12 кг, которые укладываются в металлические контейнеры.

Согласно классификационным свидетельствам судно «Онега» имеет системы, оборудование и устройства для сбора нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора (гибкие стандартные шланги, трубопроводы, танки, герметичные контейнеры для собственных отходов):

- два грузовых танка для приема хозфекальных вод вместимостью по 64,1 м3, общий объем 128,2 м3.

- два грузовых танка для приема льяльных вод по 18,63 м3, общий объем 37,26 м3.

- грузовой танк для нефтяных остатков (шлама) 1,76 м3.

28.05.2020 судно «Онега» прошло освидетельствование конструкций и оборудования на предмет соответствия международным правилам безопасности мореплавания с одновременной выдачей нового классификационного свидетельства и присвоением судну «Онега» класса KM Ice2 (hull, machinery) R2-RSB(4.5) bilge water removing ship, oil tanker (ESP), свидетельства о предотвращении загрязнения с судов, подтверждающее выполнение требований частей «Правил по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и внутренних водных путях РФ» и применимых требований Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 (по предотвращению загрязнения нефтью, сточными водами, мусором, атмосферы), документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы специальным требованиям, акта освидетельствования судна Онега N 20.61275.141 от 28.05.2020, акта освидетельствования судна N 20.61276.141 от 28.05.2020.

Кроме того, ООО «АСТЭК» в письме  исх. N 148 от 07.09.2020 «Об специальном оборудовании и снабжении специальными знаками транспортных средств» предоставило сведения о специальном оборудовании транспортного средства (п. 22 описи от 11.09.2020).

Представлены сведения о технической документации внедрения проектных решений (чертежи, дополнение к спецификации, информация об устойчивости, планы противопожарной защиты и т.д.).

Общество предоставило положительный ответ Центрального аппарата Российского Морского Регистра Судоходства на обращение о достаточности дооборудования судна для целей транспортирования отходов I - IV классов опасности.

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению № 30.АЦ.02.000.М.000308.09.20 от 02.09.2020  указанное судно  является специально оборудованным, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления).

  В санитарно-эпидемиологическом заключении указано, что имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и основанием для такого соответствия является экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области N 1533 от 30.07.2020», в котором сделан вывод о том, что судно «Онега» предназначено, в том числе для транспортирования отходов I-IV классов опасности.

  Пунктом 1.2.5 НД №2-020101-126 Общие положения о классификационной деятельности, СПб, 2020,  установлено, что Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС)  проверяет технические требования, обеспечивающие условиям безопасной эксплуатации судов и морских сооружений в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни и сохранности перевозимых грузов на море и внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, проводит освидетельствования в соответствии с этими требованиями, производит классификацию судов и морских сооружений, устанавливает валовую и чистую вместимость морских судов и морских сооружений и обмерные характеристики находящихся на учете Регистра судов внутреннего плавания.

 При указанных обстоятельствах,  функциональная  оснащенность судна «Онега» для возможности транспортирования отходов в герметичных контейнерах  подтверждается одобренной проектной технической документацией Регистра, прохождением освидетельствования судна на предмет соответствия требованиям МК МПОГ, Правил МОПОГ и выдачей документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы.

Внедренные проектные решения по установке шести герметичных контейнеров под каждый класс опасности отходов на палубе является специальным оборудованием, которое удовлетворяет техническим требованиям обеспечения условий безопасной эксплуатации судна, сохранности перевозимых грузов на море и внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, и прошедшие освидетельствование с выдачей вышеуказанных свидетельств и актов освидетельствования подтверждают оснащение соответствующим образом судна, в том числе, с целью исключения попадания опасных, особо опасных отходов в окружающую среду, а также в соблюдении требований безопасности эксплуатации и сохранности перевозимых грузов, в том числе к транспортированию отходов в данных контейнерах.

Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела документы, судом сделан обоснованный вывод, что Обществом представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих что судно «Онега» идентификационный номер 92511, ИМО № 8926236 оснащено соответствующим образом, позволяющим осуществлять транспортирование отходов. Конструкция судна позволяет отнести его к специально оборудованным транспортным средствам, предназначенным для транспортирования отходов 1-IV класса опасности.

         Доводы Управления о том, что дополнительные документы были представлены Обществом после окончания проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются.

         Из материалов дела следует, что  12.10.2020 г. Общество обратилось в Управление с письмом № 166 об ознакомлении с запросами в государственные органы и организации, направленные в рамках проведения проверки  (т. 1 л.д. 126-127).

          14.10.2020  Управление уведомило Общество о возможности ознакомления с документами 16.10.2020  в  15 час. 30 мин. (т. 1 л.д. 128).

  16.10.2020 г. письмом № 170 от 15.10.2020 Общество предоставило в Управление дополнительные документы согласно описи.

   Данное письмо зарегистрировано Управлением 16.10.2020  в 14 час. 50 мин., что подтверждается входящим штампом Управления  на письме Общества, т.е. до окончания проверки (т. 1 л.д. 54). Акт проверки составлен 16.10.2020г. в 15-00.

    Однако в акте проверки от 16.10.2020 Управлением оценка  представленным Обществом документам не дана.

  Управление считает, что представленные документы направлены Обществом через канцелярию Управления 16.10.2020г. и зарегистрированы  в 14-09, в Системе электронного документооборота зарегистрированы по Московскому времени 14ч.:09мин., а фактически  представлены в Межрегиональное управление по местному времени - в 15ч. 09мин., через 9 минут после подписания акта внеплановой проверки,  затем документы отписаны государственному инспектору 17.10.2020г. и получены инспектором только 19.10.2020г.

Судом указанные доводы Управления отклоняются, поскольку  документы представлены Обществом в Управление нарочно 16.10.2020  в 14 час. 50 мин., что подтверждается входящим штампом Управления  на письме Общества, т.е. до окончания проверки (т. 1 л.д. 54).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления подтвердил, что  документы поступили от Общества 16.10.2020г. в 14-50, штамп на письме принадлежит Управлению.

Суд апелляционной инстанции считает, что внутренние организационные вопросы Управления по регистрации входящей корреспонденции и своевременного размещения в системе электронного документооборота для автоматизации процессов движения документов в рамках одного ведомства, не могут перекладываться  на Общество.

При этом апелляционный суд учитывает,  что 01.10.2020 Управлением получены сведения от АФ РМРС, которые дополнительно конкретизируют проведенное дооборудование судна с приложением технической документации на перевозку мусорных отходов в контейнерах на палубе, акты освидетельствования. (письмо АФ РМРС №141-351-7.0-251035).

          Вместе с тем, вопреки указанным обстоятельствам   Управлением  16.10.2020 г. составлен Акт проверки №27 с указанием об отсутствии у соискателя лицензии специально оборудованных транспортных средств.

          Управление считает, что  документы, полученные от Общества, не являются документами, которые бы изменили заключение, указанное в акте проверки, поскольку заявленные соискателем лицензии отходы, превышали габариты имеющихся на палубе судна контейнеров либо их транспортирование не безопасно для окружающей среды.

          Управление считает, что транспортирование каждого отхода должно быть обоснованно  с точки зрения предназначенного для него на судне места, тары, в которой отход будет находиться в момент транспортировки, а также с учетом объемов и размеров транспортируемого отхода. Обществом  не обосновано, как такой отход как шпалы железнодорожные возможно транспортировать в заявленных контейнерах объемом 0,85 куб.м. Распил шпал относится  к обработке (Общество не заявляет осуществление лицензируемой деятельности – обработка). Кроме того, Обществом заявлены крупногабаритные отходы 4 класса опасности (бытовые холодильники, посудомоечные машины, стиральные бытовые машины и т.д.). По мнению Управления, Обществу необходимо обеспечить размеры контейнеров для указанных отходов с учетом наибольшей возможной длины (с учетом всех параметров размеров заявленных отходов).

        Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

        Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату проверки) под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

         Согласно ст. 16 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату проверки)  транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

          Согласно ст. 16 Закона № 89-ФЗ (в редакции Федерального Закона от 02.07.2021г. № 356-ФЗ) транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

          Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Постановлением Правительства РФ № 121 от 14.02.2012г. «Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном  реестре судов» установлено, что российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов является Федеральное автономное учреждение  «Российский морской регистр судоходства» (РМРС).

Регистр устанавливает технические требование, обеспечивающие условиям безопасности судов и морских сооружений в соответствии с их назначением, охраны человеческой жизни и сохранности перевозимых грузов на море и внутренних водных путях, предотвращения загрязнения с судов, проводит освидетельствования в соответствии с этими требованиями, производит классификацию судов, устанавливает вместимость морских судов и обмерные характеристики находящихся на учете Регистра судов внутреннего плавания.

Как следует из материалов дела, функциональная  оснащенность судна «Онега» для возможности транспортирования отходов в герметичных контейнерах  подтверждается одобренной проектной технической документацией Регистра, прохождением освидетельствования судна на предмет соответствия требованиям МК МПОГ, Правил МОПОГ и выдачей документа о соответствии судна, перевозящего опасные грузы.

В классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» отходы указаны по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе (пункт 9 приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»).

  Как поясняет ООО «Астэк» при подборе судна и специального оборудования, установленного на нем для условий экологически безопасной транспортировки отходов I, II, III, IV классов опасности морским транспортом, анализировался каждый отход с позиции условий транспортирования как грузы: опасные и неопасные, а также учитывалось их агрегатное состояние: сухие и наливные (жидкие).

Из представленного списка заявленных конкретных отходов образовались следующие группы грузов:

1) Опасные: ртутьсодержащие отходы, аккумуляторы щелочные и
кислотные.

2)  Неопасные: сухой мусор и жидкий, нефтесодержащий мусор.

Из пояснительной записки Общества следует, что осуществлено  дооборудование судна контейнерами для сбора  и транспортировки следующих типов груза (отходов): мусор сухой; батареи жидкостные наполненные кислотой  электрические аккумуляторные; батареи жидкостные наполненные щелочью электрические аккумуляторные; лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминисцентные, утратившие потребительские свойства; жидкий нефтесодержащий мусор в канистрах, таре.

Таким образом, в проектной документации рассматривался вопрос перевозки специфического груза - «мусорных отходов» с заданными физико-химическими свойствами, по совокупности классификационных признаков, установленных кодифицированной формой 11-значной системы в ФККО. Определения крупногабаритности конкретных видов отходов в классификации ФККО не заложены. Точные габариты отходов на законодательном уровне не закреплены.

В  дополнении к спецификации и  пояснительной записке Общества указано, что судно периодически проходит классификационное освидетельствование, имеет свидетельство о предотвращении загрязнения с судов нефтью, сточными водами, мусором, атмосферы, документ о соответствии судна, перевозящего  опасные грузы, специальным требованиям, подтверждающий возможность перевозки отходов, являющихся опасными грузами согласно Международному кодексу морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ), а также акт освидетельствования конструкции и оборудования судна на предмет соответствия требованиям МК МПОГ. Судно имеет системы, оборудование и устройства для сбора нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора (гибкие стандартные шланги, трубопроводы, танки), объемы танков позволяют размещать отходы, принимаемые от сторонних судов. Транспортирование отходов 1-4 классов опасности будет осуществляться в зависимости от класса опасности и агрегатного состояния отхода в танках, контейнерах, таре и упаковке, которая предназначена отдельно для каждого  вида  отходов. Смешивание отходов разных агрегатных состояний не допускается. Отходы, являющиеся опасными грузами, будут транспортироваться с применением международных рекомендаций и конвенций, в  частности,  с учетом требований классификации, маркировки, нанесения знаков, требований к таре, положением по ограниченным и освобожденным количествам МК МПОГ.

Транспортирование отходов осуществляется только при наличии паспорта отхода, достоверно свидетельствующего о классе опасности отхода, агрегатного состояния, компонентного состава отхода. За одну перевозку планируется транспортировать не более 5 видов отходов. Ограничения по количеству видов отходов в заявочном материале соискателя лицензии законодательно не установлены.

         Доводы Управления о том, что Обществом  не обосновано, как такой отход как шпалы железнодорожные возможно транспортировать в заявленных контейнерах объемом 0,85 куб.м. (распил шпал относится  к обработке (Общество не заявляет осуществление лицензируемой деятельности – обработка), а также  не обоснован, каким образом, возможно транспортировать в заявленных контейнерах объемом 0,85 куб.м. крупногабаритные отходы 4 класса опасности (бытовые холодильники, посудомоечные машины, стиральные бытовые машины и т.д.), судом апелляционной инстанции отклоняются.

Суд апелляционной инстанции считает, что Общество представило все необходимые документы и обосновало возможность транспортирования отходов 1-4 классов опасности.

 Исходя из представленных в материалы дела документов и пояснений Общества, транспортирование указанных отходов планируется осуществлять в четырех контейнерах объемом 0,85 куб.м. каждый,  с учетом объема, который позволяет  вместить  каждый  контейнер. При отсутствии возможности размещения отходов в указанных контейнерах, в связи с объемом отходов,  транспортирование отходов осуществляться не будет. Таким образом, за одну перевозку планируется транспортировать не более 5 видов отходов в объемах соответствующих размерам контейнеров для указанных отходов.

  Статьей 13 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ,  пунктом 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, пунктом 18 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления данной государственной услуги.

           Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утвержден приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379.

 Согласно пп. а) п. 26 Административного регламента  для предоставления государственной услуги Заявитель вправе предоставить по собственной инициативе в территориальный орган Росприроднадзора следующие документы (копии документов) и сведения для получения лицензии  по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности:

- документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за предоставление государственной услуги;

- копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих лицензируемый вид деятельности;

- сведения о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц;

- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

           Управлению запрещено требовать от заявителя документы и информацию, не включенную в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги.

           Таким образом, в административном регламенте  указаны  документы, которые заявитель предоставляет самостоятельно и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе,  поскольку необходимые для проверки документы административный орган вправе запросить в рамках межведомственного информационного взаимодействия. 

           Часть 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии.

В указанный перечень не входит такое основание для отказа как отсутствие обоснования транспортирования каждого отхода с точки зрения предназначенного для него на судне места.

           Суд апелляционной инстанции считает, что Общество представило все необходимые документы и обосновало возможность транспортирования отходов 1-4 классов опасности.

При указанных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что  ООО «Астэк» был представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих, что судно «Онега» идентификационный номер 92511, ИМО N 8926236 оснащено соответствующим образом, позволяющим осуществлять транспортирование заявленных отходов. Конструкция судна позволяет отнести его к специально оборудованным транспортным средствам, предназначенным для транспортирования отходов 1- IV классов опасности.

Доводы Управления об обратном, опровергаются материалами дела.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ № 1445 от 19.10.2020 «Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» не соответствует закону и нарушает права Общества.

  Суд указал на восстановление нарушенного права ООО «Астэк» путем обязания Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям принять соответствующее решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению N 150 от 11.09.2020.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Конкретный способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя арбитражный суд избирает самостоятельно на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.

Способ восстановления нарушенных прав может быть определен исходя из критериев необходимости, достаточности и соразмерности средств, направленных на устранение нарушений, допущенных изданием оспариваемого ненормативного правового акта.

При этом арбитражный суд не предписывает и не предопределяет решение, которое должен вынести орган, осуществляющий публичные полномочия.

Арбитражный суд не вправе вмешиваться в деятельность Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, обусловленную его полномочиями, и, соответственно, не может выносить судебные акты, обязывающие Управление принять какой-либо ненормативный правовой акт или внести в принятые им ненормативные правовые акты какие-либо сведения или данные.

Статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен порядок организации и осуществления лицензионного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч. 2 - 10 указанной статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с ч. 4 ст. 1 указанного Федерального закона.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии в случаях, предусмотренных ст. 13 Закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые документарные и выездные проверки без согласования с органом прокуратуры.

Согласно ч. 4 ст. 19 Закона N 99-ФЗ предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям ч. 1 и 3 ст. 13 и ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

В силу положений ч. 5 ст. 19 Закона N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 18 указанного Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям. То есть  проверяется возможность осуществления лицензиатом функций, заявленных в документах.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами установлены Положением № 1062.

Цели, задачи и предметы внеплановых документарных и внеплановых выездных проверок не являются идентичными и, соответственно, проведение при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности необходимо подготавливать раздельные приказы о проведении внеплановой документарной и внеплановой выездной проверок.

Необходимо отметить, что в случае выявления в рамках проведения документарной выездной проверки предоставления соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлениях и документах, а также сведениях, содержащихся в содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах, внеплановую выездную проверку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) проводить нецелесообразно.

Таким образом, лицензия может быть выдана лицензиату по  итогу проведения двух внеплановых проверок: документарной и выездной.

Следовательно, основания для отказа или предоставления лицензии должны быть установлены в ходе документарной и выездной проверок заявителя и отражены в соответствующих актах проверок.

Иной порядок принятия решения не предусмотрен.

  При рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов суд не подменяет орган, а проверяет лишь обоснованность сделанных выводов.

Право суда дать оценку представленным в материалы дела доказательствам не должно влечь за собой возложение на суд компетенции административного органа, поскольку именно Управление обладает полномочиями по проведению выездной проверки  и установлению возможности осуществления лицензиатом заявленной деятельности.

  Вывод о наличии (отсутствии) возможности предоставления Обществу лицензии на заявленный вид деятельности должен быть подтвержден надлежащими и достаточными доказательствами в ходе проведения административным органом выездной проверки.

Суд не должен подменять собой компетенцию административного органа, на который законом возложена соответствующая обязанность.

  В рассматриваемом случае, Управлением  в отношении Общества проведена только документарная проверка, в результате которой Управлением вынесен приказ № 1445 от 19.10.2020 «Об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Однако указанный приказ об отказе в предоставлении лицензии не соответствует закону и нарушает права Общества, поскольку изложенные основания для отказа являются необоснованными. Приказ вынесен только по результатам документарной проверки Общества, однако выездная проверка  Общества  административным органом не проводилась, тогда как, проведение выездной проверки Общества  при указанных обстоятельствах является обязательным.

           С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о необходимости обязания  Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем рассмотрения заявления ООО «Астэк» № 150 от 11.09.2020. о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке. То есть проведение в отношении Общества в установленном законом порядке выездной проверки по заявлению ООО «Астэк» № 150 от 11.09.2020. о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

При этом арбитражный суд не предписывает и не предопределяет решение, которое должен вынести орган, осуществляющий публичные полномочия.

         С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что  решение суда в обжалуемой части подлежит отмене в части обязания Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению № 150 от 11.09.2020 с принятием по делу №А06-144/2021 в отмененной части нового судебного акта  об обязании Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем рассмотрения заявления ООО «Астэк» № 150 от 11.09.2020. о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке.

        В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года по делу №А06-144/2021 подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

       ПОСТАНОВИЛ:

       решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года по делу №А06-144/2021 в обжалуемой части отменить в части обязания Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем принятия соответствующего решения о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности по заявлению № 150 от 11.09.2020.

       Принять по делу №А06-144/2021 в отмененной части новый судебный акт.

       Обязать Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Астэк» путем рассмотрения заявления ООО «Астэк» № 150 от 11.09.2020. о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в установленном законом порядке.

         В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 июня 2021 года по делу №А06-144/2021 оставить без изменения.

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                        Е.В. Пузина

Судьи                                                                                             Ю.А. Комнатная 

                                                                                                       С.М. Степура

.