ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-220/2019
18 сентября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена «17» сентября 2019 года
Полный текст постановления изготовлен «18» сентября 2019 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Котляровой А. Ф., Никольского С. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Стрела» на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 июня 2019 года по делу № А06-220/2019 (судья Гущина Т.С.) по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Стрела» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности в сумме 855 684 руб. 17 коп. за период июль-сентябрь 2018 года,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, третьи лица ООО «Расчетный центр Астрахани»; ПАО «МРСК Юга»,
без участия представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Стрела» о взыскании задолженности в сумме 855 684 руб. 17 коп. за период июль-сентябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20 июня 2019 года с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Стрела» в пользу Публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компании» задолженность за поставленную электрическую энергию за период июль сентябрь 2018г. в размере 855 684,17 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 20 114,00 рублей.
Публичному акционерному обществу «Астраханская энергосбытовая компании» из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлину в сумме 886,00 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Стрела» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и направить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Договор на поставку электроэнергии для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме между истцом и ответчиком заключен не был.
Согласно доводам заявителя апелляционной жалобы суд первой инстанции не учел, что разница в количестве потребленной электрической энергии многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> обусловлена разными показаниями прибора учета, зафиксированных ответчиком, который ежемесячно снимает указанные показания и сведениями, зафиксированными в актах контрольного снятия показаний расчетных приборов.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Стрела» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: <...> лит.Б, ул.2-я Зеленгинская дом 3 к.2 (данные размещенные на официальном сайте государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Реформа ЖКХ).
Договор энергоснабжения для освещения мест общего пользования между истцом и ответчиком не заключался.
Однако, в силу ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Стрела» обеспечивает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких домах. Факт поставки и потребления электроэнергии подтверждается показаниями расчетных общедомовых приборов учета, зафиксированных в актах контрольных снятий показаний, составленных сотрудниками филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго».
Факт исполнения ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» обязательства по отпуску электрической энергии для ответчика и объем поставленной электрической энергии подтверждается актами снятия показаний приборов учета электроэнергии.
Принимая во внимание, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Стрела» самостоятельно не производит электрическую энергию, а электроэнергия в многоквартирные дома, управление которым осуществляется данной управляющей компанией, поставляется по магистральным сетям сетевой компании филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго», истец полагает, что между истцом и ответчиком договор на поставку электроэнергии заключен посредством совершения конклюдентных действий (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011).
Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <...> ул.2-я Зеленгинская дом 3 к.2, ул. 2-я Зеленгинская дом 1 к.2, ул. Генерала Герасименко дом 6 к.3, ул. ФИО2 дом 38, ул. 3-я Зеленгинская дом 2 к.3, ул. 2-я Зеленгинская дом 1 к.3, ул. ФИО1 дом 2 лит.Б, ул. ФИО2 дом 66 к.2, ул. ФИО2 дом 75, ул. ФИО1 дом 32 к.1, не оборудованы общедомовыми приборами учета. В связи с чем, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определен в соответствии с формулой 10, 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений и многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г).
Количество электроэнергии, потребленной на ОДН в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> в июле 2018 года составило:
Общая площадь МКД (информация с официального сайта фонда содействия фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Реформа ЖКХ) 5 361,6 кв.м - 5228,4 кв.м площадь квартир (информация, предоставленная жильцами МКД, занесенная в базу данных третьего лица) = 133,2 кв.м
Норматив на освещение мест общего пользования в месяц на 1 кв.м составляет 1,94 кВт - установлен в приложении №2 к постановлению Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Астраханской области от 30.05.2017 г. № 16.
Повышающий коэффициент в размере 1,5 установлен п.п. «ж» п. 22 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. Постановлением Правительства РФ №124 от 14.02.2012 г.
Таким образом, с учетом повышающего коэффициента, норматив потребления электроэнергии составил: 1,94 кВт х 1,5= 2,9 кВт
Количество электроэнергии, потребленной для содержания общего имущества в МКД, расположенным по адресу Г. Астрахань, ул. ФИО2 дом 15, составило: 133,2 кв.м х 2,9 кВт = 387,61 кВт.
Тариф, установленный Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 219 от 21.12.2016 г. в июле 2018 г., был 4,72 руб. за 1 кВт.
Сумма электроэнергии, потребленной в июле 2018 г. для содержания общего имущества в МКД, расположенном по адресу <...>, составила: 387,61 кВт х 4,72 руб. = 1 829,53 руб.
Оплата ответчиком не производилась.
Аналогичным образом был произведен расчет количества потребленной электроэнергии в июле 2018г. по адресам:
- ФИО1, д.65, к.1 - 286,64 кВт на сумму 1352, 92 руб.
- ул.Рылеева дом 82 к.1 – 1472, 46 кВт на сумму 6 950, 01 руб.
- ул. Ужгородская дом 3 - 46,95 кВт на сумму 221,62 руб.
- ул.2-я Зеленгинская дом 3 к.2 – 3539,43 кВт на сумму 16706,12 руб.
- ул. 2-я Зеленгинская дом 1 к.2 - 3488,22 кВт на сумму 16464,38 руб.
- ул. Генерала Герасименко дом 6 к.3 - 257,24 кВт на сумму 1214,19 руб.
- ул. ФИО2 дом 38 - 399,25 кВт на сумму 1884,47 руб.
- ул. 3-я Зеленгинская дом 2 к.3 - 1232,39 кВт на сумму 5816,86 руб.
- ул. 2-я Зеленгинская дом 1 к.3- 807,23 кВт на сумму 3810,14 руб.
- ул. ФИО1 дом 2 лит.Б – 52,34 кВт на сумму 247, 03 руб.
- ул. ФИО2 дом 66 к.2 – 607,61 кВт на сумму 2867,91 руб.
- ул. ФИО2 дом 75 - 1830,68 кВт на сумму 8640,81 руб.
- ул. ФИО1 дом 32 к.1 – 1055,17 кВт на сумму 4980,38 руб.
Оплата ответчиком не производилась.
Многоквартирный дом, управление которым осуществляет ООО УО «Стрела», расположенного по адресу: <...> оборудованы общедомовыми приборами учета, в связи с чем, расчет количества потребленной электроэнергии определялся на основании показаний общедомовых приборов учета, зафиксированных в актах контрольного снятия расчетных приборов учета.
Согласно сводному расчету объему электроэнергии, потребленной ООО УО «Стрела» при содержании общего имущества МКД за июль 2018г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> поставлена электрическая энергия в количестве:
- 19760 кВт (акт от 23.06.2018г. показания п/у 03961 минус показания п/у 0420808333 по акту от 23.07.2018г. умножить на коэффициент трансформации 80) (номер прибора учета 008984037000098).
Количество электроэнергии, потребленной в индивидуальных жилых помещениях составило 4454,17 кВт/ч.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды: 19760 (кол-во электроэнергии, поставленное в многоквартирный дом) – 4454,17 кВт (кол-во электроэнергии, потребленной в индивидуальных жилых помещениях) = 15305,83 кВт.
Тариф, установленный Постановлением Службы по тарифам Астраханской области №219 от 21.12.2016 г. в июле 2018 г., составлял 3,3 руб. за 1 кВт. (установлен Постановлением Службы по тарифам Астраханской области № 219 от 21.12.2016 г.).
Сумма электроэнергии, потребленной в июле 2018 г. для содержания общего имущества в МКД, расположенном по адресу <...> составила: 15305,83 кВт х 3,3 руб. = 50 509, 24 руб.
Оплата ответчиком не производилась.
Аналогичным образом был произведен расчет количества потребленной электроэнергии в июле 2018г. по адресам:
- ФИО2 дом 66 к.1 – 4589,07 кВт на 21 660,41 руб. - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета;
- ФИО1 дом 36 – 2607,89 кВт на 12309,24 руб.- количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета;
- ФИО1 дом 32 – 8460,63 кВт на 39934,17 руб.- количество электроэнергии
определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных
приборов учета;
- Победы дом 54 к.4 – 8418,138 кВт на 39733,61 руб. - количество электроэнергии
определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных
приборов учета;
- ФИО3 дом 75 – 908,347 кВт на 46767, 40 руб. - количество электроэнергии
определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных
приборов учета;
- 2-я Зеленгинская дом 3 – 336,8 кВт на 1589, 70 руб. - количество электроэнергии
определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных
приборов учета;
- ФИО2 дом 15 – 13210, 37 кВт на 62352,95 руб. - количество электроэнергии
определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных
приборов учета;
Оплата Ответчиком не производилась.
В августе 2018 года количество потребленной электроэнергии составило
82379,989 кВт на сумму 369 784, 83 руб., из которых:
1055,17 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> -определено по нормативу;
1830,68 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
607,61 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
52,34 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
807.23 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
1232,39 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> -определено по нормативу;
396,92 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
257.24 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
3488,22 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
38539,43 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
46,95 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
1472,46 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Рылеева дом 82 - определено по нормативу;
286,64 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> -определено по нормативу;
387,61 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...>- определено по нормативу;
3239,27кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
16503,387 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
333,4 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
13414,57 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
2111,88 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
1555,683 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета,
18087,28 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
11673,63 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
Общее количество потребленной электроэнергии в августе 2018 года составило 82379,989 кВт на сумму 369784,83 руб. (оплата ответчиком не производилась).
В сентябре 2018 года количество потребленной электроэнергии составило 30531,660 кВт на сумму 135427,19 руб., из которых:
1055,17 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
1830,68 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
607,61 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
52,34 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
807,23 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
1232,39 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном но адресу: <...> - определено по нормативу;
396,92 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном но адресу: <...> - определено по нормативу;
257,24 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
3488,22 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
3539,43 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном но адресу: <...> -определено по нормативу;
46,95 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
286,64 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном но адресу: <...> - определено но нормативу;
387,61 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - определено по нормативу;
10428,98 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета,
6114,252 кВт - электроэнергия, потребленная на ОДН в МКД, расположенном по адресу: <...> - количество электроэнергии определено на основании актов контрольного съема показаний расчетных приборов учета.
Общее количество потребленной электроэнергии в сентябре 2018 года составило 30531,660 кВт на сумму 135427,19 руб. (Оплата ответчиком не производилась)
Сумма задолженности за электроэнергию, потребленную для содержания общего имущества в МКД, управление которыми осуществляет Ответчик в период май-июль 2018 г. составила 885 684,17 руб.
ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило в адрес ООО «УО Стрела» претензии с требованием оплатить задолженность за период с май-июль 2018 года.
Неисполнение ответчиком, требований изложенных в указанных претензиях, явилось основанием обращения истца в суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирными домами (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 №76-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирном жилом доме (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее - Правила № 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 (далее - Правила № 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124 (далее - Правила № 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме собственники помещений в многоквартирном жилом доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017 года.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Как верно указал суд первой инстанции, сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «УО Стрела» в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Из содержания статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 названного Кодекса, является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) «исполнитель» это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 13 Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 44 Правил № 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе освещение помещений общего пользования.
Исходя из положений изложенных норм права и условий заключенного между сторонами договора, на ответчика как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9, 10 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 и представленным в материалы дела документов следует, что Общество с ограниченной ответственностью «УО Стрела» является исполнителем коммунальных услуг в спорный период в многоквартирных жилых домах по адресам: <...> лит.Б, ул.2-я Зеленгинская дом 3 к.2.
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 установлен порядок взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирные жилые дома энергоресурсов.
Пунктом 21(1) Правил №124 определено, что при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0;
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = V н одн, где V н одн определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, как объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Минстроя Астраханской области от 30.05.2017 №16 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей вод и электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Астраханской области» установлены следующие нормативы:
- многоквартирные дома, не оборудованные лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения – 0,37 кВт.ч./1 кв.м.;
- многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения – 1,94 кВт.ч./1 кв.м.
Перечень помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых применяются при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовое потребление, определен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г.№ 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это площади помещений: межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома).
Таким образом, расчет размера начисления за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме производится с учетом начисления на все жилые и нежилые помещения (квартиры) в многоквартирном доме.
В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса подлежащий оплате Исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.
Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ответчик согласно отзыву на исковое заявление, исковые требования не признал.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.
Ответчик не представил доказательства в обоснование заявленных возражений.
Доводы жалобы, что договор на поставку электороэнергии для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме между истцом и ответчиком заключен не был, судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
В данном случае, факт отсутствия договорных отношений между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО УО «Стрела» не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Ответчик в отношениях с энергоснабжающей организацией выступает в качестве абонента, получая услуги, потребляемые непосредственно собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений.
С учетом изложенного, ответчик является исполнителем коммунальных услуг и выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 № 8714/12.
Согласно письму министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 № 8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил № 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Таким образом, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов ООО УО «Стрела», а ООО УО «Стрела» является исполнителем коммунальных услуг, соответственно, несет ответственность за предоставление коммунальных услуг гражданам обслуживаемого многоквартирного дома.
Ресурсоснабжающая организация – ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» не является «исполнителем» и не может вступать в непосредственные отношения с гражданами.
С учетом вышеизложенных норм права, истец обоснованно предъявил требование о взыскании с ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, стоимости объема коммунальной услуги, фактически предоставленной на общедомовые нужды.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял при расчете долга количество потребленной электрической энергии многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> зафиксированных ответчиком, который ежемесячно снимает указанные показания, апелляционным судом отклоняются, так как суд первой инстанции обоснованно руководствовался объективными сведениями, зафиксированными сетевой организацией (ПАО «МРСК Юга») в актах контрольного снятия показаний расчетных приборов и представленными гарантирующим поставщиком ПАО «Астраханская энергосбытовая компания».
Исходя из вышеизложенного, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 июня 2019 года по делу №А06-220/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В. Б. Шалкин
Судьи А. Ф. Котлярова
С. В. Никольский