ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-2850/2008 от 07.11.2008 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru факс: (843) 545-15-52

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

город Казань

11 ноября 2008 года Дело № А06-2850/2008

  Резолютивная часть объявлена 07.11.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 11.11.2008

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

  председательствующего: Сагадеева Р.Р.

судей: Гариповой Ф.Г., Владимирской Т.В.

при участии представителей сторон:

от истца – Федосеева Д.В. по доверенности от 10.09.2008,

от ответчика – Косова И.Т. по доверенности от 03.12.2007 № 02-31/28354,

рассмотрев   в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани на решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области (Судья: Винник Ю.А.) по делу №А06-2850/08

по исковому заявлению   общества с ограниченной ответственностью «ВЕГАТЕК», город Воронеж, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ВЕГАТЕК», город Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения.

Решением от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области признаны недействительными действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани, выразившегося в отказе в регистрации объектов налогообложения – игровых автоматов ООО «Вегатек» по заявлению ООО «Вегатек» о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 20.02.2008 – незаконными.

Суд обязал налоговый орган зарегистрировать объекты налогообложения – игровые автоматы ООО «Вегатек» в соответствии с действующим законодательством.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 00 минут 05.11.2008 до 10 часов 00 минут 07.11.2008.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 20.02.2008 ООО «Вегатек» представило в налоговый орган заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 20.02.2008. Уведомлением от 27.02.2008 № 09-40/4702 отказал в регистрации объектов игорного бизнеса.

В обоснование отказа указано, что помещения , указанные в заявлениях не относятся к категориям развлекательных комплексов и общество не получало согласования о разрешении игорного заведения до 01.07.2007 в службе лицензирования Астраханской области, что противоречит Закону Астраханской области от 28.12.2006.

Судами установлено, что ООО «Вегатек» осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игровых заведений на основании лицензии, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму от 24.05.2004 №004435 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 24.05.2009, на территории г.Астрахани через обособленные подразделения, расположенные по адресу: г.Астрахань, ул.Чалабяна/ ул.Ногина/ ул.Свердлова, 19/7/98, литеры В, Ж и по адресу: г.Астрахань, ул.Коммунистическая,17, ул.Эспланадная (Трусова),3, ул.Тургенева, 13.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ предусмотрено, что игровые заведения, имеющие соответствующие лицензии, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 при условии приведения этой деятельности в соответствие с требованиями закона до 01.07.2007 в части соблюдения минимальной величины чистых активов, минимальной площади залов для размещения казино и игровых автоматов, минимального количества игровых столов и игровых автоматов и т.д.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.

Из содержания статьи 366 НК РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.

Статья 364 НК РФ не содержит понятия помещения развлекательных комплексов.

Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из названного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Статьей 2 НК РФ предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Федеральным законом от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Суды сделали правильный вывод о том, что данный Федеральный закон в силу статьи 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения, поскольку не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.

Кроме того, Закон Астраханской области от 30.12.2005 №90/2005-03 «О размещении игорных заведений на территории Астраханской области» и закон Астраханской области от 20.11.2006 №09-40/25293 «О внесении изменений в закон Астраханской области «О размещении игорных заведений на территории Астраханской области» определяет лишь процедуру согласования мест размещения игорных заведений, требования к их размещению на территории Астраханской области.

Следовательно, указанный закон также не содержит положений, касающихся налоговых правоотношений.

Согласно статье 5.1 Закона Астраханской области от 30.12.2005 №90/2005-03 за нарушение положений настоящего закона виновные лица несут административную ответственность в соответствии с законом Астраханской области «Об административных правонарушениях».

Суды сделали правильные выводы о том, что налоговый орган не наделен полномочиями контроля по размещению игорных заведений на территории Астраханской области.

Судами обоснованно указано, что нормы подпункта 2 и 6 статьи 366 НК РФ устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.

Из положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ следует, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 ст. 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

В соответствии с пунктом 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

В пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.

В данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. В тех субъектах РФ, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом РФ запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 до 01.07.2009, т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).

Закон Астраханской области от 30.12.2005 №90/2005-03 «О размещении игорных заведений на территории Астраханской области» и Закон Астраханской области от 20.11.2006 №09-40/25293 «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О размещении игорных заведений на территории Астраханской области» не предусматривают запрета на деятельность и проведение азартных игр.

При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации игровых автоматов не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права налогоплательщика на получение свидетельства о регистрации заявленных им объектов налогообложения. Отказ основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере игорного бизнеса, следовательно, является незаконным.

При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебного акта.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24.06.2008 Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-2850/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Р.Р. Сагадеев

судьи Ф.Г. Гарипова

Т.В. Владимирская