ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-2931/19 от 23.09.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-2931/2019

25 сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен          25 сентября 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И., 

судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 17.06.2019, ФИО2, действующий на основании доверенности от 26.12.2017.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик                        «АДС-Инвест»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года по делу № А06-2931/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «АДС-Инвест» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»                        (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) в лице филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Центр фирменного транспортного обслуживания Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

о разрешении разногласий возникших при заключении договора,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Специализированный застройщик «АДС-Инвест» в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Филиала ОАО «РЖД», Центр фирменного транспортного обслуживания Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания о разрешении разногласий возникших при заключении договора.

Решением от 12.07.2019 исковые требования общества ООО «Специализированный застройщик «АДС-Инвест» удовлетворены частично:

Пункт 20.10 договора №1/180 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «АДС-инвест» по станции Астрахань II Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» урегулирован в следующей редакции:

 «Расходы по обеспечению тормозными башмаками для закрепления вагонов на местах погрузки, выгрузки и затраты на содержание и эксплуатацию тормозных башмаков, а также затраты по содержанию и обслуживанию ворот и шлагбаумов не принадлежащих ОАО «РЖД», затраты по переводу стрелочных переводов, находящихся на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» несет «Контрагент»

Открытие, закрытие ворот и шлагбаумов производит уполномоченный работник «Контрагента»

 «Контрагент» уплачивает «Перевозчику» договорной сбор за перевод стрелок работниками перевозчика на железнодорожном пути необщего пользования на основании отдельного договора, заключенного между «Перевозчиком» и «Контрагентом» по ставкам, установленным Протоколом заседания правления ОАО «РЖД», действующим на момент оказания услуги.

В остальной части исковых требований - отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «АДС-Инвест» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ООО «АДС-инвест» (контрагент) и ОАО «РЖД» (перевозчик) при заключении договора № 1/180 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «АДС-инвест» по станции Астрахань II Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД» от 18.12.2018г между сторонами возникли разногласия по пункту 20.10 договора №1/180 от 18.12.2018г., что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском об урегулировании разногласий.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии со статьей 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.

С учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просит принять пункт 20.10 в редакции: «Расходы по обеспечению тормозными башмаками для закрепления вагонов на местах погрузки, выгрузки и затраты на содержание и эксплуатацию тормозных башмаков, а также затраты по содержанию и обслуживанию ворот и шлагбаумов не принадлежащих ОАО «РЖД» несет «Контрагент». Открытие, закрытие ворот и шлагбаумов производит уполномоченный работник «Контрагента»,исключив условие о возмещении затрат по переводу стрелочных переводов, находящихся на путях необщего пользования, исключив абзац второй указанного пункта (20.10) и возложив обязанность по открытию, закрытию ворот и шлагбаумов на уполномоченного работника «Контрагента» (вместо работника ОАО «РЖД») (т.1 л.д.100-105).

В свою очередь, ответчик просит оставить пункт 20.10 в редакции, изложенной в договоре: «Расходы по обеспечению тормозными башмаками для закрепления вагонов на местах погрузки, выгрузки и затраты на содержание и эксплуатацию тормозных башмаков, а также затраты по содержанию и обслуживанию ворот и шлагбаумов, а также затраты по переводу стрелочных переводов, открытие, закрытие ворот и шлагбаумов (в случае если перевод стрелочных переводов, открытие, закрытие ворот и шлагбаумов производит работник ОАО «РЖД»), находящихся на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД», несет «Контрагент».

 «Контрагент» уплачивает «перевозчику» договорной сбор за перевод стрелок работниками перевозчика на железнодорожном пути необщего пользования на основании отдельного договора, заключенного между перевозчиком и контрагентом по ставкам, установленным протоколом заседания правления ОАО «РЖД», действующим на моментоказания услуг».

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что общие условия перевозки  определяются  транспортными  уставами  и  кодексами,  иными законами и издаваемыми в соответствии с этими законами правилами.

Частью 3 ст. 790 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Данные условия также определены ч. 4 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» согласно которой, «Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон».

Во исполнение пункта 2 статьи 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации, части 3 ст. 790 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч.4 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», Распоряжением ОАО «РЖД» от 24.07.2018 № 1574/р утвержден «Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов», в котором определен порядок формирования стоимости работ и услуг. В данном перечне, в разделе 2 п.9 определены услуги в виде перевода стрелок, открытия и закрытия ворот, шлагбаумов на переездах, на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД».

Данный перечень является действующим документом, все услуги определенные в данном документе, предоставляются ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов клиентов.

Также, в соответствии с Распоряжением ОАО РЖД от 28.03.2016г. №525р «Условия оказания услуги по организации подачи и уборки вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования под погрузку и выгрузку по графику (в определенные часы, дни недели, месяцы)», приложением №11 «Условия оказания услуг по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» (действующее на дату рассмотрения спора) определен порядок взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при оказании Клиенту услуги по организации подачи и уборки вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования под погрузку и выгрузку по графику (в определенные часы, дни недели, месяцы) (далее – Условия).

Указанные Условия определяют порядок оказания Клиенту услуг по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД».

В соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26, на каждый железнодорожный путь необщего пользования составляется Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция), требования которой являются обязательными для Клиентов, осуществляющих грузовую работу на этом пути.

Такая Инструкция, касаемо железнодорожного пути необщего пользования ООО «АстДомСтрой-Инвест», обслуживаемого станцией Астрахань II согласована с заместителем начальника ПЖД-филиала ОАО «РЖД» по Астраханскому территориальному управлению 17.08.2017г. и утверждена генеральным директором ООО «АстДомСтрой-Инвест»

Инструкцией предусмотрены характеристики путевого развития и вся инфраструктура пути необщего пользования, в том числе наличие стрелочных переводов, ворот и шлагбаумов, порядок заезда локомотива на железнодорожный путь необщего пользования и, соответственно, выезда с железнодорожного пути необщего пользования.

Приложение №11 Распоряжения ОАО РЖД, разработано в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

- Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26;

- Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2013 г. N 2859р (далее - Инструкция);

- Положения о порядке взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при заключении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договоров на подачу и уборку вагонов, узловых соглашений, регламентов взаимодействия с филиалами ОАО «РЖД» по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и по подаче и уборке вагонов, а также договоров, заключаемых с грузоотправителями, грузополучателями, не имеющими складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 мая 2016 г. N 924р (далее - Положение, с учетом всех внесенных изменений дополнений);

- Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 24.07.2018 N 1574/р.

Как следует из приложения, Услуга предоставляется Клиенту по месту нахождения железнодорожной станции оказания Услуги при наличии заключенных с ОАО «РЖД» договора на подачу и уборку вагонов или на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор).

Согласно п.2.4. приложения, в рамках оказания Услуги ОАО «РЖД»:

- (по месту оказания Услуги) на основании Инструкции формирует технологические карты маршрутов следования вагонов на каждое место их подачи с указанием количества стрелочных переводов, ворот и шлагбаумов, задействованных в процессе подачи и уборки вагонов, выполнения маневровой работы на железнодорожном пути необщего пользования, не принадлежащем ОАО «РЖД», а также количества выполняемых операций по переводу стрелок;

- (по месту оказания Услуги) осуществляет перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах при подаче и уборке вагонов на/с железнодорожный путь необщего пользования, не принадлежащий ОАО «РЖД»;

- (по месту оказания Услуги) по факту оказания Услуги формирует памятки приемосдатчика формы ГУ-45 (ГУ-45ВЦ) с заполнением строки «место подачи», указанием в графе «Место для отметок» количества переведенных стрелок, открытых и закрытых ворот, шлагбаумов и количества выполненных операций;

- ОАО «РЖД» (АФТО, иной уполномоченный работник, в зависимости от местных условий) (по месту оказания Услуги) на основании памяток приемосдатчика формы ГУ-45 (ГУ-45ВЦ) формирует накопительные ведомости формы ФДУ-92 и передает Клиенту на подпись для дальнейшего взыскания договорного сбора.

В соответствии с пунктом 2.5. в рамках оказания Услуги Клиент:

- обеспечивает наличие заключенного договора до начала оказания Услуг;

- подписывает памятки приемосдатчика формы ГУ-45 (ГУ-45ВЦ) и накопительные ведомости формы ФДУ-92;

- осуществляет оплату причитающихся ОАО «РЖД» платежей за оказание Услуг.

Расчеты за оказанные Услуги осуществляются в рамках соглашения об организации расчетов/договора на организацию расчетов. В рамках оказания Услуги предусмотрено взимание договорного сбора, утвержденного правлением ОАО «РЖД».

Взыскание договорного сбора за фактически оказанную Услугу Клиенту осуществляется по накопительной ведомости формы ФДУ-92 (ФДУ-92 ВЦ), сформированной ОАО «РЖД» (АФТО, иным уполномоченным работником, в зависимости от местных условий) железнодорожной станции оказания Услуги на основании памятки приемосдатчика формы ГУ-45 (ГУ-45ВЦ).

Как следует из пункта 3.4. стоимость оказанной Услуги зависит от количества произведенных ОАО «РЖД» операций, рассчитанных в соответствии с пунктом 2.4.1. названных Условий.

Под каждой отдельной операцией понимается открытие и закрытие одних ворот или открытие и закрытие одного шлагбаума, либо перевод одной стрелки туда и обратно.

Только открытие или только закрытие одних ворот, только открытие или только закрытие одного шлагбаума, перевод одной стрелки только в одно положение (без возврата в исходное положение) является половиной операции.

Информация о стоимости услуг публикуется на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу: http://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки».

В случае изменения ОАО «РЖД» размера договорного сбора за оказанную Услугу ОАО «РЖД» уведомляет Клиента об изменении размеров стоимости Услуг в срок не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты их вступления в силу.

Уведомление Клиента о размере договорного сбора за Услуги производится путем размещения информации на официальном сайте ОАО «РЖД» по адресу http://www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки».

Как следует из представленных ответчиком доказательств по договору от 17.07.2018г. №66-ОУС/181 «На оказание услуг, связанных с перевозкой грузов», стороны включили в перечень оказываемых ответчиком услуг, связанных с перевозкой грузов и оплачиваемых истцом в том числе услуги по переводу стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» (Приложение №1 к договору).

В письме от 13.11.2007г. №10-1442 Федеральной службы по тарифам «О правомерности взимания договорного тарифа за оказание услуг на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД», предоставленного ответчиком, указано, что расходы за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах также покрываются сборами, взимаемыми в соответствии с тарифным руководством №3, если эти стрелки, ворота и шлагбаумы находятся на железнодорожных путях, принадлежащих ОАО «РЖД». Затраты по содержанию и обслуживанию стрелок, ворот и шлагбаумов, находящихся на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД», несет владелец путей необщего пользования. Обеспечение тормозными башмаками также является обязанностью владельца пути необщего пользования, в связи с чем затраты на их содержание и эксплуатацию не включены в действующие ставки за подачу/уборку вагонов Тарифного руководства №3.

Оплата работ по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах на путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» силами и средствами ОАО «РЖД», должна взиматься на основании соответствующего договора.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд  первой инстанции  урегулировал разногласий в спорной части в редакции ответчика.

В остальной части спорный пункт принят в редакции истца.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции и отклоняя доводы заявителя жалобы, отмечает следующее.

Довод заявителя жалобы, что владелец железнодорожного пути не может знать заранее, каким маршрутом следования на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика будет произведена расстановка вагонов на фронты погрузки и выгрузки и что владелец железнодорожного пути изначально не может произвести перевод стрелок и подстроиться по маршруту следования локомотива перевозчика отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.

Как следует из пункта 2.4 Инструкции ответственный работник ООО «АстДомСтрой-Инвест» осуществляет согласование движения составов с приемосдатчиками груза и багажа станции Астрахань II.

Согласно пункта 2.7.2 Инструкции маневровый состав на пути необщего пользования ООО «АстДомСтрой-Инвест» встречает ответственный работник пути (согласно приказа).

Согласно пункта 3.3 Инструкции ответственный работник ООО «АстДомСтрой-Инвест» распоряжается маневровой работой на железнодорожном пути необщего пользования.

Таким образом,  ООО «АстДомСтрой-Инвест» принимает непосредственное участие в организации маневровых работ. При этом ответственный работник истца присутствует как при следовании маневрового состава на путь, так и при обратном его следовании.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что при урегулировании разногласий,  суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по договору от 17.07.2018г. №66-ОУС/181 «На оказание услуг, связанных с перевозкой грузов», стороны включили в перечень оказываемых ответчиком услуг, связанных с перевозкой грузов и оплачиваемых истцом услуги по переводу стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД» (Приложение №1 к договору ), срок действия договора до 31.12 2019 г.

При этом в редакции пункта 20.10. договора № 1/180 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, предложенной ОАО «РЖД» и принятой судом первой инстанции предусмотрено  условие, что «Контрагент» уплачивает «Перевозчику» договорной сбор за перевод стрелок работниками «Перевозчика» на железнодорожном пути необщего пользования на основании отдельного договора, заключенного между «Перевозчиком» и «Контрагентом» по ставкам, установленным Протоколом заседания правления ОАО «РЖД», действующим на момент оказания услуги.

Таким образом, на момент согласования разногласий по договору № 1/180 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, предусмотренный пунктом 20.10 отдельный договор, предусматривающий  договорный сбор за перевод стрелок по ставкам, установленным Протоколом заседания правления ОАО «РЖД» уже подписан сторонами.

При этом заявителя жалобы на Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 12579/12 по делу А59-613/2011 обоснованно отклонена судом первой инстанции, так как рассматриваемая ситуация не идентична рассматриваемой в рамках настоящего дела.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, доводы заявителя жалобы отклоняются судебной коллегией.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года по делу № А06-2931/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции  вступает в законную силу со дня  его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.       

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

Т.В. Волкова

С.А. Жаткина