ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-3253/2021 |
21 января 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Каустик»
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2021 года по делу № А06-3253/2021
по заявлению акционерного общества «Каустик» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 400097, <...> ВЛКСМ, д. 57)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414000, <...>)
о признании незаконными решения, бездействия,
при участии в судебном заседании:
представителя Акционерного общества «Каустик» – ФИО1, действующего на основании доверенности от 12.12.2019 №365/015, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям – ФИО2, действующего на основании доверенности от 10.01.2022 № 01-07/17, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось акционерное общество «Каустик» (далее – АО «Каустик», общество, заявитель, лицензиат) c заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Управление, лицензирующий орган), оформленного приказом от 27.01.2021 № 131, об отказе в переоформлении лицензии от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ в части планируемых к выполнению АО «Каустик» работ по сбору, транспортированию, утилизации фильтров очистки масла дизельных двигателей отработанных; фильтров очистки топлива дизельных двигателей отработанных; ткани синтетической фильтровальной, отработанной при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, отработанных при металлообработке; отходов упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненных хлоридами щелочных металлов; упаковки из бумаги и/или картона, загрязненной поливинильным спиртом; телефонных и факсимильных аппаратов, утративших потребительские свойства; светодиодных ламп, утративших потребительские свойства; фильтров угольных (картриджи), отработанных при водоподготовке; фильтров очистки масла компрессорных установок отработанных (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтров воздушных дизельных двигателей отработанных; шины резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом; признании незаконным бездействия Межрегионального Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по непринятию решения о переоформлении лицензии по 62 наименованиям новых работ, которые АО «Каустик» намерено выполнять и 9 наименованиям работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность, в отношении которых не было выявлено нарушений по результатам рассмотрения заявлении АО «Каустик» от 12.11.2020 № 018/03687; об обязании Управления переоформить лицензию от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ, в части внесения новых работ по сбору, транспортированию, утилизации отходов III-IV класса опасности, указанных в заявлении АО «Каустик» от 12.11.2020 № 018/03687 (61 наименование).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО «Каустик» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела,11.01.2018 АО «Каустик» выдана лицензия 034 № 5041-СТОУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности.
12 ноября 2020 года общество обратилось в Управление с заявлением № 018/03687 о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Уведомлением от 19.11.2020 № 02-08/19189 Управление сообщило АО «Каустик» о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставлении документов.
Письмом от 08.12.2020 № 018/11661 АО «Каустик» представило письменные объяснения по выявленным замечаниям с приложением откорректированного заявления и истребуемых Управлением документов. Обществом заявлено 75 наименований новых видов работ в области обращения с отходами I-IV классов опасности, которые АО «Каустик» намеревалось выполнять и 9 видов работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность.
На основании приказа от 14.01.2021 № 36 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований, по результатам которой составлен акт проверки от 27.01.2021 №36-Э.
В ходе проверки Управлением установлено отсутствие в инструкции от 14.10.2020 № 40-45 по ведению технологического процесса ликвидации секции № 2 пруда-накопителя сведений о том, каким образом будет происходить процесс утилизации перечисленных отходов, а именно: фильтров очистки масла дизельных двигателей отработанных; фильтров очистки топлива дизельных двигателей отработанных; ткани синтетической фильтровальной, отработанной при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, отработанных при металлообработке; отходов упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненных хлоридами щелочных металлов; упаковки из бумаги и/или картона, загрязненной поливинильным спиртом; телефонных и факсимильных аппаратов, утративших потребительские свойства; светодиодных ламп, утративших потребительские свойства; фильтров угольных (картриджи), отработанных при водоподготовке; фильтров очистки масла компрессорных установок отработанных (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтров воздушных дизельных двигателей отработанных; отходы шин, покрышек, камер автомобильных; отсутствие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ по утилизации указанных отходов оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих АО «Каустик» на праве собственности или ином законном основании.
Приказом от 27.01.2021 № 131 обществу отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с несоответствием лицензиата лицензионным требованиям, а именно подпунктам «г», «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Управление направило обществу уведомление от 28.01.2021 № 01-08/1303 об отказе в переоформлении лицензии.
АО «Каустик», полагая, что решение, оформленное приказом от 27.01.2021 № 131, и бездействие Управления по непринятию решения о переоформлении лицензии в отношении части работ является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что Управлением в ходе проведенной внеплановой проверки установлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель в суде первой инстанции уточнил заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 7, л.д. 1-12), которые были приняты судом первой инстанции к рассмотрению, и просил суд:
- признать незаконным решение Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, оформленного приказом от 27.01.2021 № 131, об отказе в переоформлении лицензии от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ в части планируемых к выполнению АО «Каустик» работ по сбору, транспортированию, утилизации фильтров очистки масла дизельных двигателей отработанных; фильтров очистки топлива дизельных двигателей отработанных; ткани синтетической фильтровальной, отработанной при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающих жидкостей на водной основе, отработанных при металлообработке; отходов упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненных хлоридами щелочных металлов; упаковки из бумаги и/или картона, загрязненной поливинильным спиртом; телефонных и факсимильных аппаратов, утративших потребительские свойства; светодиодных ламп, утративших потребительские свойства; фильтров угольных (картриджи), отработанных при водоподготовке; фильтров очистки масла компрессорных установок отработанных (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтров воздушных дизельных двигателей отработанных; шины резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом;
- признании незаконным бездействия Межрегионального Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по непринятию решения о переоформлении лицензии по 62 наименованиям новых работ, которые АО «Каустик» намерено выполнять и 9 наименованиям работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность, в отношении которых не было выявлено нарушений по результатам рассмотрения заявлении АО «Каустик» от 12.11.2020 № 018/03687;
- об обязании Управления переоформить лицензию от 11.01.2018 034 №5041-СТОУРБ, в части внесения новых работ по сбору, транспортированию, утилизации отходов III-IV класса опасности, указанных в заявлении АО «Каустик» от 12.11.2020 № 018/03687 (61 наименование).
Судебной коллегией установлено отсутствие бездействия Межрегионального Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по непринятию решения о переоформлении лицензии по 62 наименованиям новых работ, которые АО «Каустик» намерено выполнять и 9 наименованиям работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность, в отношении которых не было выявлено нарушений по результатам рассмотрения заявлении АО «Каустик» от 12.11.2020 № 018/03687.
Так, как указано выше, 11.01.2018 АО «Каустик» выдана лицензия 034 №5041-СТОУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
12 ноября 2020 года Общество обратилось в Управление с заявлением № 018/03687 о переоформлении лицензии в связи с изменением перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Уведомлением от 19.11.2020 № 02-08/19189 Управление сообщило АО «Каустик» о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставлении документов.
Письмом от 08.12.2020 № 018/11661 АО «Каустик» представило письменные объяснения по выявленным замечаниям с приложением откорректированного заявления и истребуемых Управлением документов. Обществом заявлено 75 наименований новых видов работ в области обращения с отходами I-IV классов опасности, которые АО «Каустик» намеревалось выполнять и 9 видов работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность.
На основании приказа от 14.01.2021 № 36 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований, по результатам которой составлен акт проверки от 27.01.2021 №36-Э.
Приказом от 27.01.2021 № 131 обществу отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с несоответствием лицензиата лицензионным требованиям, а именно подпунктам «г», «д» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».
Управление направило обществу уведомление от 28.01.2021 № 01-08/1303 об отказе в переоформлении лицензии.
Таким образом, отсутствует незаконное бездействие административного органа по непринятию решения о переоформлении лицензии по 62 наименованиям новых работ, которые АО «Каустик» намерено выполнять и 9 наименованиям работ, с которыми лицензиат прекратил деятельность, в отношении которых не было выявлено нарушений по результатам рассмотрения заявлении АО «Каустик» от 12.11.2020 № 018/03687, поскольку Обществу в полном объеме отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом решение Управления, оформленное приказом от 27.01.2021 № 131, об отказе в переоформлении лицензии от 11.01.2018 034 № 5041-СТОУРБ, в полном объеме заявителем не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с доводами Управления и выводами суда первой инстанции о том, что нормами действующего законодательства не предусмотрено вынесения отдельного решения по каждому виду работ, указанному Обществом в заявлении о переоформлении лицензии.
Так, статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) установлено, что лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (пункт 1).
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются (часть 9 статьи 18 Закона № 99-ФЗ).
В сроки, установленные частями 16 и 17 статьи 18 Закона № 99-ФЗ, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 Закона № 99-ФЗ.
В силу пункта 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленное в ходе проверки, является основанием отказа в предоставлении лицензии.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).
Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» установлено, что лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Порядок предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регулируется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.05.2020 № 585 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
1) предоставление лицензии либо отказ в предоставлении лицензии;
2) переоформление лицензии либо отказ в переоформлении лицензии;
3) прекращение действия лицензии;
4) предоставление выписки из реестра лицензий либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрено вынесения отдельного решения по каждому виду работ, указанному Обществом в заявлении о переоформлении лицензии. По итогам рассмотрения представленных документов лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении.
В данном случае лицензирующим органом отказано Обществу в переоформлении лицензии приказом от 27.01.2021 №131 с указанием на нарушение пп. «г», «д» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Положение).
Мотивированное обоснование причин отказа изложено в приложении №1 к приказу от 27.01.2021 №131.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Исходя из частей 4, 5 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
г) для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
д) для работ по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
По результатам внеплановой документарной проверки лицензиата установлено следующее.
Согласно пунктом 4.2 инструкции АО «Каустик» № 40-45 по ведению технологического процесса ликвидации секции № 2 пруда-накопителя от 14.10.2020 г. «Технологический процесс ликвидации секции № 2 пруда-накопителя заключается в реализации следующих технологических операциях (стадий):
- взаимное обезвреживание (нейтрализация) отходов, содержащих кислоты (отходов кислот), и отходов, содержащих щелочи (отходов щелочей), известь содержащих отходов, а также сточных вод производства хлора и каустика, содержащих гидроксиды и карбонаты натрия, кальция и магния, сточных вод БОС...
- осаждение образующейся дисперсной фазы солей на дно пруда вместе с другими нерастворимыми или малорастворимыми в воде компонентами обезвреженных отходов под защитный слов воды;
- ликвидация (осушение) секции № 2 пруда-накопителя путем засыпки водной (жидкой) части твердыми и пастообразными отходами и путем осаждения на дно пруда инертной дисперсной фазы...».
В соответствии с Приказом № 248 от 16.02.2004 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы дополнения к проекту 332.Р1-16-11-ГР АООТ института «Ростовский Водоканалпроект» «Ликвидация «грязной» секции № 2 пруда-накопителя ОАО «Каустик» твердыми отходами» и Заключением № 123 от 16.02.2004 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы дополнения к проекту 332.Р1-16-11-ГР АООТ института «Ростовский Водоканалпроект» «Ликвидация «грязной» секции № 2 пруда-накопителя ОАО «Каустик» твердыми отходами - в п. 2 «Содержание экспертируемых материалов» последовательная ликвидация высыхающих участков пруда производится засыпкой их твердыми отходами 3-го, 4-го и 5-го классов опасности.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления», утилизацией отходов является - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
АО «Каустик» заявлены для утилизации следующие группы и виды отходов: фильтры очистки масла дизельных двигателей отработанные; фильтры очистки топлива дизельных двигательных отработанные; ткань синтетическая фильтровальная, отработанная при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающие жидкости на водной основе, отработанные при металлообработке; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные хлоридами щелочных металлов; упаковка из бумаги и/или картона, загрязненная поливиниловым спиртом; оборудование коммуникационное, утратившее потребительские свойства (телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства); оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившие потребительские свойства (светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства); фильтры угольные (картриджи), отработанные при водоподготовке; фильтры очистки масла компрессорных установок отработанные (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтры воздушные дизельных двигателей отработанные; отходы шин, покрышек, камер автомобильных.
Кроме того, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, АО «Каустик» заявлено для обработки и обезвреживания отходы группы «Отходы очистки туалетных кабин, биотуалетов, химических туалетов».
На секции № 2 пруда-накопителя возможно обезвреживание отходов, содержащих кислоты (отходов кислот), и отходов, содержащих щелочи (отходов щелочей), известьсодержащих отходов, а также сточных вод производства хлора и каустика, содержащих гидроксиды и карбонаты натрия, кальция и магния, сточных вод БОС, но не «Жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин».
Также ликвидация (осушение) секции № 2 пруда-накопителя происходит путем засыпки водной (жидкой) части твердыми отходами 3-го, 4-го и 5-го классов опасности.
При этом Управлением было установлено, что для перечисленных выше отходов у Общества отсутствует оборудование и (или) специализированные установки (в том числе мобильные), принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании.
Кроме того, лицензирующим органом установлено, что в Инструкции АО «Каустик» № 40-45 по ведению технологического процесса ликвидации секции №2 пруда-накопителя от 14.10.2020 г. отсутствуют сведения, как и каким образом будет происходить процесс утилизации перечисленных отходов, а именно: фильтры очистки масла дизельных двигателей отработанные; фильтры очистки топлива дизельных двигательных отработанные; ткань синтетическая фильтровальная, отработанная при угольной очистке 2-этил-6-метил-3-оксипиридина технического; смазочно-охлаждающие жидкости на водной основе, отработанные при металлообработке; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные хлоридами щелочных металлов; упаковка из бумаги и/или картона, загрязненная поливиниловым спиртом; оборудование коммуникационное, утратившее потребительские свойства (телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства); оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившие потребительские свойства (светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства); фильтры угольные (картриджи), отработанные при водоподготовке; фильтры очистки масла компрессорных установок отработанные (содержание нефтепродуктов 15% и более); фильтры воздушные дизельных двигателей отработанные; отходы шин, покрышек, камер автомобильных
Таким образом, в ходе проведения внеплановой документарной проверки от 27.01.2021г. № 36-Э было выявлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, а именно пп. «г», «д» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», которое выразилось в отсутствии (в том числе мобильных), принадлежащего АО «Каустик» на праве собственности или ином законном основании оборудования и (или) специализированные установки (в том числе мобильные).
Доводы об обратном, изложенные в апелляционной жалобе и письменных объяснениях Общества, не принимаются судебной коллегией как не документально неподтвержденные.
При этом Общество не лишено права вновь обратиться в лицензирующий орган с соответствующим заявлением о переоформлении лицензии с учетом выявленных в ходе проверки нарушений.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы АО «Каустик» по платежному поручению от 10.11.2021 № 18763 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 (три тысячи) руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. подлежит возврату АО «Каустик» из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2021 года по делу № А06-3253/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Каустик» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., перечисленную по платежному поручению от 10.11.2021 № 18763. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья | Ю.А. Комнатная |
Судьи | В.В. Землянникова |
С.М. Степура |