ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3439/2022 от 19.01.2024 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело № А06-3439/2022

19 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 19 января 2024 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи И.М. Заграничного,

судей С.А. Жаткиной, Т.В. Волковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Ю. Бусыгиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 октября 2023 года по делу  № А06-3439/2022,

по исковому заявлению Министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области к Акционерному обществу "Астраханская сетевязальная фабрика" о взыскании средств субсидии в размере 1 958 384 руб.,

при участии в судебном заседании

- от акционерного общества «Астраханская сетевязальная фабрика» представитель Тимохин Евгений Евгеньевич, действующий на основании доверенности от 17.03.2021, выданной сроком на 5 лет, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.

- от Министерства промышленности, торговли и энергетики Астраханской области представитель Попова Ольга Викторовна, действующая на основании доверенности от 09.01.2024, выданной сроком до 31.12.2024, представлен диплом о наличии высшего юридического образования.

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области (далее по тексту: истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Акционерному обществу "Астраханская сетевязальная фабрика" (далее по тексту: ответчик, АО «Астраханская сетевязальная фабрика», общество) о взыскании средств субсидии в размере 1 958 384 руб.

В настоящее время правильное наименование истца Министерство промышленности, торговли и энергетики Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 октября 2023 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство промышленности, торговли и энергетики Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель Министерства промышленности, торговли и энергетики Астраханской области  поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель АО "Астраханская сетевязальная фабрика"  возражал против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в 2018 году Акционерному обществу «Астраханская сетевязальная фабрика» предоставлена субсидия на основании постановления Правительства Астраханской области от 23.11.2017 № 430-П «О Порядке предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей» (далее – Порядок № 430-П) и в соответствии с распоряжением Министерства от 30.05.2018 № 066-р «О предоставлении субсидии» (далее – распоряжение №066-р).

На основании распоряжения № 066-р между Министерством и обществом 05 июня 2018 года заключено Соглашение № 2/2018 о предоставлении субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации итехническому перевооружению производственных мощностей на сумму 1 958 384 руб. (далее - Соглашение).

Пунктом 4.3.2 Соглашения установлено, что общество обязуется представлять в Министерство, в том числе, сведения о деятельности промышленного предприятия в соответствии с пунктом 4.1.3.2 Соглашения не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, в течение трёх лет, начиная с года получения субсидии по форме, установленной в приложении № 4 к Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения. Значения указанных показателей на период 2018-2020г.г. были установлены в приложении №1 к соглашению от 05.06.2018г. №2/2018, подписанным между истцом и ответчиком.

АО «Астраханская сетевязальная фабрика» письмом от 15.01.2021 № 01/04 направлены сведения о деятельности предприятия, в которых указано, что сумма налогов, сборов, перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области равна 5 321 000 (пять миллионов триста двадцать одна тысяча) руб.

Согласно соглашению (в редакции дополнительного соглашения №5/2021 от 13.01.2021г.), за 2020 год АО «Астраханская сетевязальная фабрика» должно было уплатить в консолидированный бюджет Астраханской области налогов и сборов на общую сумму в размере 5 300 000,0 руб.

Министерством в соответствии с пунктом 4.1 Порядка, пунктами 4.1.4 Соглашения № 3/2018, на основании приказа министерства от 16.06.2021 № 041-О «О проведении в 2021 году плановой проверки соблюдения промышленными предприятиями, получившими субсидию на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, условий, целей и порядка предоставления субсидии» начата плановая проверка соблюдения за 2020 год условий, целей и порядка предоставления субсидии промышленными предприятиями, получившими субсидию на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей (далее соответственно - субсидия).

Министерство письмом от 21.06.2021 № 01-15/3679 проинформировало АО «Астраханская сетевязальная фабрика» о необходимости в срок до 05.07.2021 в соответствии с п. 4.1 Порядка предоставить копии документов, подтверждающих достижение в 2020 году показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, с целью осуществления контроля соблюдения промышленным предприятием условий, целей и порядка предоставления субсидии.

АО «Астраханская сетевязальная фабрика» письмом от 05.07.2021 № 01-103 направило вышеуказанную документацию за 2020 год.

Кроме того, АО «Астраханская сетевязальная фабрика» в письме от 05.07.2021 № 01-104 обратилось с просьбой о подписании дополнительного соглашения к Соглашению № 2/2018 в части внесения корректировки (изменений) значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, указав уменьшение данного показателя с 5 321 000 руб. до 3 804 000 руб. Также указало, что при составлении годового отчета «Сведения о деятельности промышленного предприятия» за 2020 год согласно Соглашению № 2/2018 от 05.06.2018 была допущена техническая ошибка при расчете сумм налогов, сборов перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области, так как в указанный расчет попали налоги по страховым взносам.

Министерство письмом от 30.07.2021 №01-15/4669 подготовило ответ на данное письмо, указав, что согласно пункту 3 Порядка корректировки (изменения) значений показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, утверждённого постановлением министерства от 13.01.2020 1-П (далее - Порядок корректировки) значения показателя «Объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области», корректируются по отчётным годам при выполнении условия, предусмотренного абзацем седьмым пункта 2.1. раздела 2 Порядка.

В соответствии с пунктом 4 Порядка корректировки, для корректировки (изменения) значений показателя промышленное предприятие, получившее субсидию в соответствии с Порядком, до истечения трехлетнего периода, до 15 января года, следующего за отчётным, однократно направляет в министерство заявление о проведении корректировки (изменении) значений показателя, установленного в приложении №1 к соглашению в произвольной форме с пояснительной запиской, обосновывающей корректировку, подписанные руководителем промышленного предприятия (при наличии).

АО «Астраханская сетевязальная фабрика» обратилось с просьбой о подписании дополнительного соглашения к Соглашению № 2/2018 в части внесения корректировки (изменений) значений показателей 05.07.2021, т.е. после истечения срока указанного в пункте 4 Порядка корректировки. Министерством принято решение о невозможности заключения дополнительного соглашения к Соглашению № 2/2018 в части внесения корректировки (изменений) значений показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, по причине истечения сроков отчётности, установленных разделом 3 Порядка. По результатам проверки копий документов, представленных АО «Астраханская сетевязальная фабрика» письмом от 05.07.2021 № 01-103, министерством выявлены следующие нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии. Пунктом 2.11 Порядка установлено, что показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии (далее - показатель), является объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области. Значения результата предоставления субсидии и показателя устанавливаются Соглашением № 2/2018.

В соответствии с пунктами 4.3.1 Соглашения № 2/2018 промышленное предприятие обязуется обеспечивать достижение результата предоставления субсидии, значений показателя, установленных министерством в соответствии с пунктами 4.1.2.1 Соглашения № 2/2018. Приложением №1 к Соглашению № 2/2018 на 2020 год установлено значение показателя в объеме 5 300 000 (пять миллионов триста тысяч) руб.

Согласно представленным в ходе проверки документам АО «Астраханская сетевязальная фабрика» объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году, составил 4 054 460 руб., что на 1 245 540 руб. меньше показателя, установленного Соглашением № 2/2018. Таким образом, АО «Астраханская сетевязальная фабрика» не обеспечило достижение значений показателя, установленных министерством в соответствии с Соглашением № 2/2018, а именно общего объёма налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 год в сумме 5 300 000 (пять миллионов триста тысяч) руб.

Учитывая, что согласно сведениям о деятельности промышленного предприятия, направленными АО «Астраханская сетевязальная фабрика» объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году, составил 5 300 000 руб., а в соответствии с представленными АО «Астраханская сетевязальная фабрика» в ходе проверки документами объем налогов, сборов, уплаченных промышленным предприятием в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году, составил 4 054 460 руб., министерством установлен факт представления АО «Астраханская сетевязальная фабрика» недостоверных сведений в части показателя в сведениях о деятельности промышленного предприятия. Согласно пункту 4.2 Порядка промышленные предприятия несут ответственность за соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля Астраханской области информации о фактах нарушения промышленным предприятием условий предоставления субсидии, установленных Порядком, в том числе указания в документах, представленных промышленным предприятием в соответствии с Порядком, недостоверных сведений министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направляет промышленному предприятию требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.

 По результатам проверки Министерством был составлен акт проверки №1 от 30.12.2021 соблюдения АО «Астраханская сетевязальная фабрика» условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - акт проверки), в котором изложены нарушения условий предоставления данной субсидии. Письмом министерства от 17.01.2022 №107-01-15/177 акт проверки направлен в адрес АО «Астраханская сетевязальная фабрика».

В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Порядка в адрес АО «Астраханская сетевязальная фабрика» министерством направлено требование от 20.01.2022 №107-01- 15/256 об обеспечении возврата субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей в бюджет Астраханской области. Абзацем третьим пункта 4.2 раздела 4 Порядка, подпунктом 4.3.4.2 пункта 4.3.4 Соглашения № 2/2018, установлено, что возврат средств субсидии осуществляется промышленным предприятием в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии. По истечении 14 рабочих дней со дня получения требования и до настоящего времени возврат средств субсидии АО «Астраханская сетевязальная фабрика» в бюджет Астраханской области в полном объеме или частично не осуществлен.

Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В силу пункта 1, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление соответствующих субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, объектам контроля направляются акты, заключения, представления и (или) предписания. Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (часть 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Астраханской области от 23.11.2017 N 430-П утвержден Порядок предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей.

С соблюдением требований вышеназванного Порядка между Министерством и Обществом заключены в 2018 Соглашение N 2/2018, в соответствии с п. 1.1 которых предметом Соглашений является предоставление из бюджета Астраханской области в 2018 году субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по модернизации и техническому перевооружению мощностей.

Факт предоставления субсидий в размерах, указанных в названных Соглашениях, подтвержден материалами дела, и ответчиком не оспаривается.

Подпунктом 4.1.2.1 пункта 4.1.2 Соглашений установлено, что Министерство обязано устанавливать показатели результативности в приложении N 1 к Соглашению. Приложение N 1 является неотъемлемой частью Соглашения.

В приложении N 1 Министерством установлены показатели результативности, в том числе сумма налогов и сборов, подлежащих уплате ответчиком в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году в объеме 5 300 000 руб.

Из п. 4.3.1 Соглашений следует, что получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение значение показателей результативности, установленным Министерством в соответствии с пунктом 4.1.2.1 Соглашения.

Пунктами 4.3.2, 4.3.3 Соглашений предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставлять отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.3.1 Соглашения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение трех лет, начиная с года получения субсидии, а также направлять по запросу Министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса.

В соответствии с п. 4.1.5 Соглашения в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения получателем условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком предоставления субсидий, недостоверных сведений, а также в случае недостижения показателей результативности использования субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных нарушений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не обеспечил достижение значений показателей результативности по объему налогов и сборов, уплаченных в консолидированный бюджет Астраханской области в 2020 году в сумме 5 300 000 руб., а также предоставил недостоверные сведения в части показателя в сведениях о деятельности промышленного предприятия, отклоняются судебной коллегией в силу следующего.

Ответчиком указано, что при составлении годового отчета «Сведения о деятельности промышленного предприятия» за 2020 год согласно Соглашению № 2/2018 от 05.06.2018 была допущена техническая ошибка при расчете сумм налогов, сборов перечисленных в консолидированный бюджет Астраханской области, так как в указанный расчет попали налоги по страховым взносам.

Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств умышленного предоставления со стороны АО «Астраханская сетевязальная фабрика» в Министерство сведений о достижении значений показателей результативности.

Судебной коллегией установлено и из материалов дела следует, что за 2020 год АО «Астраханская сетевязальная фабрика» перечислило в консолидированный бюджет Астраханской области налогов и сборов на общую сумму в размере 4 054 455,64 руб., из которых: земельный налог - 204 182,0 руб., транспортный налог -26 190,0 руб., УСН - 1 002 365,64 руб., Н Д Ф Л- 2 821 718,0 руб.

Земельный и транспортный налоги ответчиком за 2020 год были уплачены в полном объеме, в установленные сроки, задолженность в этой части отсутствует. Следовательно, невыполнение условий соглашения от 05.06.2018 №2/2018 произошло только по недоплате по двум другим налогам - УСН и НДФЛ.

Согласно доводам ответчика, данное обстоятельство было связано исключительно с началом распространения новой коронавирусной инфекции и введенными в 2020 году ограничительными мерами, которые носили чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер, были неожиданными и исключительными, впервые введенными в истории страны, и наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

АО «Астраханская сетевязальная фабрика» применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) «Доходы за минусом расходов» по ставке 10% согласно Закону Астраханской области № 73/2009-03 от 10.11.2009, т.к. основным видом деятельности, составляющим более 70% дохода, является текстильное производство.

Денежные средства поступают от покупателей и поставщиков на расчётный счет, для учета наличной выручки используется кассовый метод, а также действует правило минимального налога: если по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше 1 % полученных за год доходов, уплачивается минимальный налог в размере 1% от полученных доходов.

В период 2020 года ответчиком применялась ставка налога УСН в размере 1%. Указами Президента РФ от 25.03.2020г. №206, от 02.04.2020г. №239, от 28.04.2020г. №294 на всей территории РФ были ведены нерабочие дни и практически все предприятия (за редким исключением) полностью остановили свою деятельность.

Не работая в «нерабочие» дни, не производя и не реализуя продукцию, ответчик не смог пополнить бюджет на определенную сумму УСН и НДФЛ. Из-за падения спроса, прекращения отгрузки продукции и уменьшения объемов производства, введения ограничительных мер ответчик дважды в 2020 году на период с 01.03.2020г. по 30.04.2020г. (приказ от 23.12.2019г. №75) и с 06.08.2020г. по 30.09.2020г. (приказ от 03.06.2020г. №16) вынужден был перевести всех работников предприятия на неполную 3-х дневную рабочую неделю. Все это привело к уменьшению размера заработной платы сотрудников предприятия, и, как следствие, уменьшение количества перечисленного в бюджет НДФЛ.

Постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2020г. №148-П «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Астраханской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» на территории Астраханской области были введены ограничительные меры, предусматривающие, среди прочего: полное прекращения работы организаций, введение режима самоизоляции граждан и ограничения передвижения по территории области, выдачу специальных пропусков для покидания места проживания, прямой приказ не допускать к работе лиц определенных категорий (60+), запрет на командировки за пределы области, запрет на проезд иногороднего транспорта и перемещения товара и т.д. Ответчик, в перечень предприятий, на которые не распространялись указанные ограничения, не вошел.

В результате указанных событий фабрика сначала полностью остановила свою деятельность, а в дальнейшем работала в усеченном режиме. Была приостановлена отгрузка готовой продукции заказчикам, резко упал спрос. В 2020 году значительно выросло количество дней отсутствия работников по причине нетрудоспособности с 378 дней в 2019 году до 518 дней в 2020 году.

Основным видом экономической деятельности предприятия является производство канатов, веревок, шпагата и сетей (ОКВЭД 13.94). Данная отрасль наиболее пострадала от эпидемии коронавируса и вошла в список видов производственной деятельности, которые понесли особый урон от мер противодействия распространению коронавируса и требующих государственной поддержки для возобновления своей деятельности. Указанный список был утвержден Правительством РФ (приложение №2 к постановлению Правительства РФ от 16.05.2020г. №696).

Ответчик по видам своей экономической деятельности - вошел в данный список (производство текстильных изделий) и ему, как особенно пострадавшему от распространения новой коронавирусной инфекции и введенных в связи с этим ограничительным мерам противодействия, была оказана государством помощь в виде выданного беспроцентного безвозвратного кредита на осуществление предпринимательской деятельности.

В связи с введенными ограничительными мерами, распространением новой коронавирусной инфекции, приведшими к падению спроса на выпускаемую продукцию, уменьшению объемов производства, ростом кредиторской задолженности и возможностью вероятного банкротства, ответчик вынужден был в 2020г. пойти на крайние меры - реализацию основных средств производства своим кредиторам.

Все это не могло не привести к снижению общих показателей экономической деятельности предприятия в 2020г., и, соответственно, к уменьшению уплаты налога по УСН и НДФЛ за данный период.

Так, согласно данным баланса предприятия за 2020г. (тыс. руб.) основные показатели производственной деятельности в указанный период стали ниже, чем ранее:  валовая прибыль - 2 482 (в 2019г. - 3092); прибыль от продаж - 138 (в 2019г. - 502);  прочие доходы - 6733 (в 2019г. - 10334); прибыль до налогооблажения - 2398 (в 2019г. - 3385). Чистая прибыль предприятия по итогам 2020 года уменьшилась до 1670 тыс. руб. (в 2019г. - 2505 тыс. руб.).

Судебной коллегией установлено, что согласно п. 2.11 Порядка результатом предоставления субсидии является достижение промышленным предприятием в течение двух лет, следующих за годом предоставления субсидии, темпа роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", соответствующего темпу роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства", установленному государственной программой "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области", утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400- П, за аналогичный период. При этом начальным периодом для расчета темпа роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Обрабатывающие производства" является год предоставления субсидии.

Для промышленных предприятий, получивших субсидию в 2018 - 2020 годах, в 2020 - 2021 годах, результатом предоставления субсидии является сохранение деятельности промышленного предприятия не менее чем до конца 2020 - 2021 годов.

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, в свою очередь обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Материалами дела подтверждается, что показатели эффективности не были достигнуты по независящим от ответчика обстоятельствам - в связи с эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции и введенными ограничительными мерами, которые в комплексе и наряду с другими взаимосвязанными факторами, повлияли на деятельность ответчика.

Таким образом, указанные выше обстоятельства соответствуют критериям, определенным статьей 401 ГК РФ и находятся в причинно-следственной связи с неисполнением ответчиком обязательств по достижению показателей эффективности предоставления гранта, установленных соглашением (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.07.2023 N Ф06-5582/2023 по делу N А57-17858/2022).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и приходит к выводу, что результат предоставления субсидии Обществом в данном случае достигнут, поскольку материалами дела подтверждается не только фактическая уплата Обществом налогов в консолидированный бюджет Астраханской области, но и работа организации, сохранение рабочих мест. Главной целью предоставления субсидии являлось сохранение деятельности промышленного предприятия, и с учетом представленных доказательств, данный результат достигнут

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 октября 2023 года по делу  № А06-3439/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                 И.М. Заграничный

Судьи                                                                                                                С.А. Жаткина

                                                                                                          Т.В. Волкова