ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-3521/18 от 24.09.2018 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-3521/2018

25 сентября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 24.09.2018 года.

Полный текст постановления изготовлен - 25.09.2018 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» и Министерства финансов Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 июля 2018 года по делу № А06-3521/2018 (судья Аюпова А.Н.)

по заявлению Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» (ОГРН 1113019000027, ИНН 3019000828, Астраханская область, Красноярский район, с. Красный яр)

к Министерству финансов Астраханской области (ОГРН 1053000013582, ИНН 3015068215, г. Астрахань)

о признании незаконным предписания № 02-02-02-013-01 от 22.01.2018 в части,

при участии в судебном заседании:

участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» (далее - ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Министерству финансов Астраханской области о признании незаконным предписания от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 в части назначения и выплаты социального пособия на погребение в сумме 5 562 руб. и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 138 416 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 июля 2018 года заявление ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» удовлетворено частично.

Суд признал недействительным пункт 2 предписания Министерства финансов Астраханской области от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Учреждения о признании пункта 1 предписания от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 незаконным о назначении и выплате социального пособия на погребение в сумме 5 562 руб. и принять по делу новый судебный акт.

Министерство финансов Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит, решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным п. 2 предписания от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 и принять в указанной части новый судебный акт.

 Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 30.08.2018, 23.08.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказами Министерства финансов Астраханской области от 25.09.2017 № 158 «О проведении внеплановой выездной проверки ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района", от 13.10.2017 № 165 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Астраханской области от 25.09.2017 № 158» в период с 27.09.2017 по 08.11.2017 в отношении ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» проведена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов при назначении мер социальной поддержки гражданам, включая осуществление публичных обязательств, предоставляемых Министерством социального развития и труда Астраханской области.

26.12.2017 по результатам проведенной внеплановой проверки Министерством финансов Астраханской области в отношении ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» составлен акт № 35, содержащий нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Кроме того, в адрес ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» направлено предписание от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 с требованием, в том числе, о возмещении причиненного бюджету Астраханской области ущерба в сумме 156 532 руб. и рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в срок до 31.10.2018.

Не согласившись с вынесенным предписанием от 22.01.2018 № 02-02-05-013-01 в части взыскания социального пособия на погребение в сумме 5,562 тыс. руб. и ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 138 416 руб., Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих о реально понесенных затратах на погребение, оснований для выплаты Шрамковой В.Г. социального пособия на погребение, не имелось.

Оспаривая решение суда первой инстанции, Учреждение указывает на то, что выплата социального пособия на погребение производится органом социальной защиты в день обращения гражданина на основании справки о смерти, при этом, никаких документов, подтверждающих понесенные гражданином расходы на захоронение, действующим законодательством не предусмотрено.

Частично удовлетворяя заявленные требования Учреждения, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку в ранее существовавшей редакции разграничения среднедушевого дохода семьи и дохода гражданина законодательными актами, в том числе непосредственно Астраханской области, не предусматривалось, действия ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки Красноярского района" на момент принятия им соответствующих решений о выплате ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются обоснованными.

Оспаривая решение суда первой инстанции, Министерство финансов Астраханской области указывает на то, что понятие «среднедушевой доход» Законом от 22.12.2016 № 85/2016-0З не определено, в связи с этим, согласно части 2 статьи 2 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-0З иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации. Так, статьёй 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» дано понятие среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. В связи с чем, Учреждением в нарушение абз. 2 ч. 5 ст. 42 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-0З при отсутствии документов, содержащих сведения о доходах членов семьи гражданина и имуществе, принадлежащем гражданину, 44 гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта, назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 1 полугодии 2017 года в сумме 138 416 руб.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

            Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) социальное пособие на погребение выплачивается супруге, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9Закон N 8-ФЗ, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 8-ФЗ социальное пособие на погребение выплачивается в день обращения на основании справки о смерти.

Социальное пособие на погребение выплачивается при обращении за ним в течение шести месяцев со дня смерти (п. 3 ст. 10 Закона N 8-ФЗ).

К заявлению о выплате пособия прилагается справка о смерти (п. 9 Временного порядка обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 22.02.1996 N 16).

            Таким образом, как следует из вышеприведенных нормативных актов, основанием для выплаты социального пособия на погребение является заявление лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение и справка о смерти. Никаких иных документов для выплаты социального пособия на погребение нормы действующего законодательства не предусматривают.

            Как следует из материалов дела, Шрамкова В.Г. обратилась 17.03.2017 с заявлением в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Красноярском районе о выплате социального пособия на погребение (т. 1 л.д. 26).

К указанному заявлению была приложена справка о смерти № 51 от 09.03.2017 Шрамкова Валентина Яфосовича (т. 1 л.д. 27). Из названной справки следует дата смерти – 09.03.2017. 

При указанных обстоятельствах, предписание № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018 в части пункта 1 о необоснованном назначении и выплате Шрамковой В.Г. социального пособия на погребение в сумме 5 562 руб. является незаконным, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.

Кроме того, исходя из оспариваемого Предписания, в нарушение абз. 2 ч. 5 ст. 42 Закона Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» (далее – Закон от 22.12.2016 № 85/2016-03) Учреждением при отсутствии документов, содержащих сведения о доходах членов семьи гражданина и имуществе, принадлежащем гражданину, членам семьи гражданина 44 гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта, назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в I полугодии 2017 года в сумме 138,416 тыс. руб.

Согласно Закону Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" введены единые принципы назначения мер социальной поддержки, исходя из критерия нуждаемости граждан.

В соответствии со статьей 18 вышеуказанного Закона право на меры социальной поддержки имеют граждане, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1994 - 1996 гг., а также непосредственно участвовавшие в борьбе с терроризмом на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан с августа 1999 года в составе Объединенной (временной оперативной) группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и в выполнении задач в зоне вооруженного конфликта и условиях чрезвычайного положения в Республике Южная Осетия в период с 8 по 22 августа 2008 года: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку); 2) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности; 3) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 18 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-03 меры социальной поддержки, предусмотренные ч. 2 ст. 18 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-03, предоставляются гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, действующей на дату обращения за мерой социальной поддержки.

            Понятие «среднедушевой доход» Законом от 22.12.2016 № 85/2016-0З не определено, в связи с этим, согласно части 2 статьи 2 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-0З иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации.

Так, статьёй 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» дано понятие среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

При этом, разграничение понятий "доход гражданина" и "среднедушевой доход семьи" было введено Законом Астраханской области от 20.04.2017 года № 17/2017-ОЗ, вступившим в силу с 06.05.2017 года, в соответствии с которым с 06.05.2017 года гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта, меры социальной поддержки стали предоставляться с учетом доходов всех членов семьи.

Как установлено абзацами 1, 2 части 5 статьи 42 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-03 (в редакции, действующей на момент принятия решения о предоставлении меры социальной поддержки (январь-март 2017 г.) гражданам, имевшим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Астраханской области от 01.08.2000 № 33/2000-ОЗ «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики», Законом Астраханской области от 09.10.2007 № 64/2007-03 «О ежемесячном дополнительном социальном пособии членам семей погибших (умерших) участников боевых действий, ветераном боевых действий, а также лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», статьями 5, 7 Закона Астраханской области от 27.12.2004 г. № 68/2004-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», предоставление указанных мер социальной поддержки прекращается со дня вступления в силу Закона № 85/2016-03, т.е. с 03.01.2017.

В случае предоставления указанным гражданином до 1 апреля 2017 г. (с 05.05.2017 в редакции Закона Астраханской области от 20.04.2017 № 17/2017-03 -до 1 июня 2017 г.) в уполномоченное государственное казенное учреждение Астраханской области, подведомственное исполнительному органу государственной власти Астраханской области, уполномоченному в сфере социального развития и труда, по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания документов, содержащих сведения о доходах гражданина, членов семьи гражданина и имуществе, принадлежащем гражданину, членам семьи гражданина, определенных исполнительным органом государственной власти Астраханской области, уполномоченным в сфере социального развития и труда, и соответствия данного гражданина требованиям, установленным статьями 18, 20, 23, 29 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-03, меры социальной поддержки, предусмотренные данными статьями, предоставляются такому гражданину со дня вступления в силу указанного Закона.

Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской областиот 18.10.2013 № 60 (в редакции постановления Министерства от 29.12.2016 № 53), в целях реализации части 5 статьи 42 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-03, утвержден Перечень документов, содержащих сведения, необходимые для предоставления государственных услуг (услуг), оказываемых министерством социального развития и труда Астраханской области и подведомственными министерству государственными учреждениями Астраханской области. В данном Перечне указаны, в том числе, и документы, содержащие сведения о доходах заявителя, членов семьи заявителя и имуществе, принадлежащем заявителю, членам семьи заявителя, как предоставляемых заявителем самостоятельно, так и полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, Министерство финансов Астраханской области обоснованно пришло к выводу о том, что в нарушение абзаца 2 части 5 статьи 42 Закона от 22.12.2016 № 85/2016-03 Учреждением при отсутствии документов, содержащих сведения о доходах членов семьи гражданина и имуществе, принадлежащем гражданину, членам семьи гражданина, 44 гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта, назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 1 полугодии 2017 в сумме 138, 416 тыс.руб.

При указанных обстоятельствах, предписание № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018 в части пункта 2 о необоснованном назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 1 полугодии 2017 44 гражданам выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в сумме 138, 416 тыс.руб., является законным, в связи с чем, не подлежит признанию недействительным.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предписание Министерства финансов Астраханской области № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018 не соответствует требованиям действующего законодательства в части пункта 1 и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В остальной оспариваемой части предписание является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводам, не соответствующим фактическим материалам дела, не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этих условиях решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требования Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Красноярского района» о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018 подлежат частичному удовлетворению.

Придя к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 июля 2018 года по делу № А06-3521/2018 отменить.

Принять по делу № А06-3521/2018 новый судебный акт.

Признать недействительным пункт 1 предписания Министерства финансов Астраханской области № 02-02-05-013-01 от 22.01.2018.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                     В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                       Ю.А. Комнатная

                                                                                                                   А.В. Смирников