ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-4592/20 от 11.01.2021 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-4592/2020

13 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 11.01.2021 года.

Полный текст постановления изготовлен – 13.01.2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Астраханской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2020 года по делу №А06-4592/2020 (судья Т.А. Ковальчук)

по заявлению Администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414000, <...>)

третьи лица:

Автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, <...>),

Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура (414040, <...>),

Нижне-Волжское управление Ростехнадзора (414022, <...>),

Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>),

о признании незаконным бездействия и об обязании осуществить государственный учет.

при участии в судебном заседании:

от Администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» - ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2021 (срок доверенности до 31.12.2021);

от Управления Росреестра по Астраханской области - ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021 (срок доверенности до 31.12.2021).

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее – Управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на государственный учет в качестве бесхозной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от автодороги "Астрахань-Камызяк", кадастровый номер 30:09:150802:174 по заявлению администрации МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области о постановке на учет бесхозных недвижимых вещей от 30.04.2020 NMFC-0216/2020-60270-1.

Также Администрация просит обязать в пятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего судебного решения осуществить государственный учет в качестве бесхозной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющего собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенного в 3 км восточнее поселка Нартовский муниципального образования  «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Камызяк», кадастровый номер 30:09:150802:174 по заявлению администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области о постановке на учет бесхозных недвижимых вещей от 30.04.2020 № MFC-0216/2020-60270-1.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Автономное учреждение Астраханской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура, Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.10.2020 заявленные требования удовлетворены.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 02.12.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебном заседании, состоявшимся путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Астраханской области в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель Администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции  проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Приволжского районного суда Астраханской области от 01.08.2018, вступившим в законную силу 04.09.2018 (л.д. 10-14), признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» по неподаче в установленном законном порядке заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росррестр) для принятия на учет в качестве бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО «Яксатовский сельсовет», в том числе:

- гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющее собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенное в 3 км восточнее поселка Нартовский МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Камызяк».

Суд обязал Администрацию в установленном законном порядке подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росррестр) для принятия на учет в качестве бесхозного вышеуказанного гидротехнического сооружения.

17 января 2019 года Администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» в установленном законом порядке обратилась в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет сооружения, расположенного по адресу в 3 км восточнее поселка Нартовский МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Камызяк».

Уведомлением от 22 апреля 2019 года N КУВД-001/2019-384493/2 Управление Росреестра отказало Администрации в постановке на государственный кадастровый учет спорного объекта недвижимости, в связи с тем, что указанное сооружение не является объектом недвижимости и не подлежит в связи с этим постановке на государственный кадастровый учет.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30.10.2019 по делу № А06-5002/2019 признан незаконным отказ Управления Росреестра по Астраханской области № КУВД-001/2019-384493/2 от 22.04.2019 (л.д. 15-21).

Суд обязал Управление Росреестра по Астраханской области поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющее собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенное в 3 км восточнее поселка Нартовский МО "Яксатовский сельсовет" Приволжского района Астраханской области от автодороги "Астрахань-Камызяк".

Письмом от 27.02.2020 № ВП/1139 филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Астраханской области сообщил Администрации о внесении в ЕГРН сведений об объекте - гидротехническом сооружении водопропускного типа, представляющем собой земляную насыпь с присвоением кадастрового номера 30:09:150802:174 (л.д. 22-23).

30.04.2020 Администрация обратилась в Приволжский филиал АУ АО «МФЦ» с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - гидротехнического сооружения водопропускного типа, представляющее собой земляную насыпь через ерик Кигач общей протяженностью 20 метров, в теле которой примерно посередине имеется водопропускная металлическая труба диаметром 1,5 метра, расположенное в 3 км восточнее поселка Нартовский МО «Яксатовский сельсовет» Приволжского района Астраханской области от автодороги «Астрахань-Камызяк», что подтверждается описью документов от 30.04.2020 (л.д. 26).

Уведомлением от 14.05.2020 № КУВД-001/2020-4584682/1 (электронное уведомление от 15.05.2020) Управление Росреестра уведомило Администрацию о невозможности внесения в Единый государственный реестр сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по следующим основаниям - заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образцов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации муниципального образования «Яксатовский сельсовет» в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением Росреестра не представлено доказательств, подтверждающих невозможность произвести постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей, равно как не представлено доказательств несоответствия представленных Администрацией документов, предъявляемым к ним требованиям.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей". Указанный Порядок в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в п. 6 Порядка № 931; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом № 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка № 931).

Частью 16 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) закреплено, что перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях урегулирования вопросов информационного взаимодействия Правительством Российской Федерации постановлением от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона № 218-ФЗ.

Пунктом 33 названных Правил определено, что при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML. При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы предоставляются на электронных носителях.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 34 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, если поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как было указано выше, Администрация муниципального образования «Яксатовский сельсовет» обратилась в Приволжский филиал АУ АО «МФЦ» с заявлением о постановке на учет бесхозных недвижимых вещей от 30.04.2020 № MFC-0216/2020-60270-1 с приложением необходимых документов, что подтверждается описью документов от 30.04.2020 (л.д. 125-144).

При этом, Приволжским филиалом АУ АО "МФЦ" загрузка пакета представленных документов была проведена в рамках государственного кадастрового учета, что является не соответствием заявленного формата.

В соответствии с п. 126 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» при принятии на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в реестр прав на недвижимость вносится запись, аналогичная по структуре записи о вещном праве (далее - запись о вещном праве), которая идентифицируется номером регистрации, присваиваемым в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 5 Федерального закона.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что внесение в ЕГРН записей при принятии на учет бесхозяйного имущества, не является государственным кадастровым учетом.

Из отзыва Управления Росреестра по Астраханской области усматривается, что при загрузке в информационную систему реестра недвижимости, представленный Заявителем пакет документов не прошел проверку на соответствие требований к автоматическому формированию записей (не найдено ни одного файла xml), в представленном пакете документов отсутствовал XML-файл и Управление вынесло уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В связи с чем, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, Управлением Росреестра не представлено доказательств, подтверждающих невозможность произвести постановку на учет бесхозных недвижимых вещей, равно как не представлено доказательств несоответствия представленных Администрацией документов, предъявляемым к ним требованиям.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что  ошибка АУ АО «МФЦ» при загрузке пакета документов Администрации в орган регистрации прав (Россреестр) в порядке межведомственного информационного взаимодействия не является основанием невозможности в постановке на учет бесхозной недвижимой вещи.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Росреестра ссылается на то, в нарушение пункта 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (утв. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532) Администрацией к заявлению не приложены документы, подтверждающие, что объекты недвижимого имущества не имеют собственника и их собственник неизвестен, в том числе: документы, подтверждающие, что данные объекты недвижимого имущества не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, документы, подтверждающие, что право собственности на данные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При оценке данного довода, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в данном случае в отношении спорного объекта Приволжским районным судом Астраханской области вынесено решение, установившего факт бездействия органов муниципального образования в не обращении с заявлением в государственный орган о принятии на учет спорного объекта в качестве бесхозного гидротехнического сооружения. При этом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорное гидротехническое сооружение не включено в перечень гидротехнических сооружений Астраханской области, не имеет собственника и является бесхозным. При обращении с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, решение Приволжского районного суда Астраханской области от 01.08.2018 было приложено к заявлению.

Данное решение в силу положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Довод Управления Росреестра о необходимости представления дополнительных документов, подтверждающих, что спорный объект не имеет собственника и его собственник неизвестен противоречит требованиям части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании представленных в материалы дела доказательств, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 октября 2020 года по делу №А06-4592/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                 В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                  Ю.А. Комнатная

                                                                                                              А.В. Смирников