ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-4597/2020 |
13 января 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 октября 2021 года по делу № А06-4597/2020
по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414000, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414056, <...>),
о признании недействительным представления в части,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 414000, <...>)
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – Минстрой Астраханской области, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным абзаца первого представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области (далее – УФК по Астраханской области, орган Федерального казначейства) от 12.05.2020 № 25-20-11/2188 в части устранения причин и условий нарушений пунктов 4.3.3, 4.3.8.1, 4.3.8.3 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Астраханской области от 20.03.2019 № 108-17-2019-034, выразившееся в недостижении по состоянию на 01.12.2019 значений результатов реализации Регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)» по мероприятию «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», в части мероприятия – доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 октября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным абзац первый представления УФК по Астраханской области от 12.05.2020 № 25-20-11/2188 в части устранения причин и условий нарушений пунктов 4.3.3, 4.3.8.1, 4.3.8.3 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Астраханской области от 20.03.2019 № 108-17-2019-034, выразившееся в недостижении по состоянию на 01.12.2019 значений результатов реализации Регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)» по мероприятию «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», в части мероприятия – доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям.
УФК по Астраханской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Минстрой Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 07.12.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УФК по Астраханской области в период с 02.03.2020 по 31.03.2020 в отношении Минстроя Астраханской области проведена плановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (идентификатор контрольного мероприятия 2020-ПВ.002.1002-2500.007), по результатам которой составлен акт проверки от 31.03.2020 (т. 1, л.д. 43-83).
В ходе проверки органом Федерального казначейства установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской-Федерации, пункта 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (далее - Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности), подпунктов 4.3.3, 4.3.8.1 и 4.3.8.3 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Астраханской области от 20.03.2019 № 108-17-2019-034 Минстроем Астраханской области нарушены иные условия Соглашения от 20.03.2019 № 108-17-2019-034, выразившиеся в недостижении по состоянию на 01.12.2019 значений результатов реализации Регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)» по мероприятию «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», в части мероприятия - доля., автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям.
12 мая 2020 года УФК по Астраханской области выдало Минстрою Астраханской области представление № 25-20-11/2188, в пункте 1 которого были указаны вышеприведенные обстоятельства, согласно которому заявителю в срок до 01.07.2020 надлежит принять меры по устранению причин и условий нарушений (разработать план мероприятий по устранению по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений), проинформировать о результатах исполнения орган Федерального казначейства (т. 1, л.д. 10-11).
Минстрой Астраханской области, полагая, что абзаца первый представления от 12.05.2020 № 25-20-11/2188 в части устранения причин и условий нарушений пунктов 4.3.3, 4.3.8.1, 4.3.8.3 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Астраханской области от 20.03.2019 № 108-17-2019-034, выразившееся в недостижении по состоянию на 01.12.2019 значений результатов реализации Регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)» по мероприятию «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», в части мероприятия – доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что показатели реализации регионального проекта в спорной части превысили показатели реализации регионального проекта, предусмотренные паспортом федерального проекта, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлена совокупность указанных условий.
Статьей 265, пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральному казначейству и его территориальным органам предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора в установленной сфере деятельности. Направление в адрес объекта контроля представлений при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю обусловлено частью 2 статьи 269.2 БК РФ.
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Право Казначейства направлять представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений, предусмотрено пунктом 68 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».
Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут предоставляться бюджетам субъектов в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Федеральным дорожным Агентством и Правительством Астраханской области было подписано Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Астраханской области от 20.03.2019 года № 108-17-2019-034 (т. 1, л.д. 148 - 155).
Согласно пункту 1.1 Соглашения предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Астраханской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» (далее -федеральный проект) в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - Иной межбюджетный трансферт), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов.
В силу пункта 2 Соглашения предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по Субъекту (далее - результат регионального проекта), в целях финансового обеспечения которых предоставляется Иной межбюджетный трансферт, согласно приложению № 1 и приложению 2 к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 года № 427-П «О государственной программе «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области».
На основании пункта 4.3.3. Соглашения Правительство обязуется обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к настоящему Соглашению.
В соответствии с подпунктом 4.3.8.1 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения Правительство обязуется обеспечить завершение выполнения мероприятий (в том числе по приемке выполнения соответствующих работ), включенных в региональный проект (региональные проекты), до 1 декабря текущего года (за исключением работ, технический цикл выполнения которых превышает указанный срок, а также случаев, когда федеральным проектом предусмотрен иной срок).
Подпунктом 4.3.8.3 подпункта 4.3.8 пункта 4.3 Соглашения Правительство обязуется обеспечить достижение значений целевых показателей регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
Пунктом 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 года № 193 определено, что характеристикой результата реализации регионального проекта является достижение показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
Оценка эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральным дорожным агентством путем сравнения плановых и фактических значений указанных показателей.
Управление Федерального Казначейства по Астраханской области по результатам проверки пришло к выводу, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, как органом Правительства Астраханской области, не соблюдены сроки достижения значений результатов регионального проекта по мероприятию «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижение уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», установленные приложением № 1 к вышепоименованному Соглашению, Планом мероприятий по реализации федерального проекта, являющимся приложением № 1 к паспорту Федерального проекта, пунктом 4.1 раздела 3 «Результаты регионального проекта» паспорта Регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)», - 1 декабря 2019 года.
Так, заинтересованным лицом установлено, что достижение результатов по показателю - доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, было осуществлено Министерством 26 декабря 2019 года, что на 25 календарных дней позже установленного срока (т. 2, л.д. 91, 92).
Суд первой инстанции не согласился с данными выводами УФК по Астраханской области, указав, что проверяющим лицом не обоснованно не учтено, что в рассматриваемом случае реализация регионального проекта в спорной по делу части, превысила показатели реализации регионального проекта, предусмотренные паспортом федерального проекта.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно паспорту федерального проекта «Дорожная сеть», утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 20.12.2018 года № 4, доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в Астраханской области в 2019 году, по состоянию на 01.12.2019 года, должна составлять 38,6 %.
Такие же значения вышеуказанных показателей установлены и региональным проектом «Дорожная сеть (Астраханская область)», содержащимся в постановлении Правительства Астраханской области от 07.10.2014 года № 427-П «О государственной программе «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области» (т. 2, л.д. 106-107, 114, 120).
При этом согласно отчету о ходе реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область) по состоянию на 30.11.2019 года, утвержденному руководителем регионального проекта Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, показатель доли автомобильных дорог регионального значения, в связи с увеличением объектов, за четвертый квартал 2019 года увеличился до 42,7%, при плановом значении 38,6 % (т. 1, л.д. 15).
В свою очередь, из материалов дела не следует, что в вышепоименованные паспорт федерального проекта «Дорожная сеть» и региональный проект «Дорожная сеть (Астраханская область)» были внесены изменения, увеличивающие показатель доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в Астраханской области в 2019 году, по состоянию на 01.12.2019 года, с 38,6 %.
Согласно заключению от 24.04.2020 года на возражения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, подписанному начальником контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере, фактический показатель доли автомобильных дорог регионального значения на четвертый квартал 2019 года, по состоянию на 30.11.2019 года, составил 41,7 %, при плановом значении 38,6 % (т. 1, л.д. 26 — 27).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, по состоянию на 01.12.2019 года фактически выполненный показатель значений результатов реализации «Регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)»по мероприятию «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», в части мероприятия - доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, составил 41,7 %, что превышает значения данного показателя 38,6%), предусмотренные вышепоименованными паспортом федерального проекта «Дорожная сеть» и региональным проектом «Дорожная сеть (Астраханская область)».
При этом Управление Федерального Казначейства по Астраханской области не оспорило и документально не опровергло факта достижения Министерством на 01.12.2019 года значения соответствующего показателя в 41,7 %. Управление не учло, что по состоянию на 01.12.2019 года Министерством не было достигнуто значение данного показателя с учетом его увеличения, но без увеличения планового значения данного показателя в паспорте федерального проекта «Дорожная сеть» и региональном проекте «Дорожная сеть (Астраханская область)».
В свою очередь, как верно указал суд, в силу пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 года № 193, характеристикой результата реализации регионального проекта является достижение показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
В рассматриваемом случае реализация регионального проекта, в спорной по делу части, превысила показатели реализации регионального проекта, предусмотренные паспортом федерального проекта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Управления Федерального Казначейства по Астраханской области правовых оснований для вынесения оспариваемого представления в рассматриваемой части.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо доводов, по которым податель жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 октября 2021 года по делу № А06-4597/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья | Ю.А. Комнатная |
Судьи | В.В. Землянникова |
Е.В. Пузина |