ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-461/19 от 15.10.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-461/2019

17 октября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена                       «15» октября 2019 года

Полный текст постановления изготовлен                                «17» октября 2019 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Котляровой А.Ф., Никольского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области»  на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2019 года по делу № А06-461/2019 (судья Богатыренко С.В.) по исковому заявлению Муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области»

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за предоставленные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, за поставку тепловой энергии и теплоносителя за ноябрь 2018года в сумме 471 503, 45 коп. и пени в размере 43857,57 руб.

без участия представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

          Муниципальное предприятие «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за предоставленные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, за поставку тепловой энергии и теплоносителя за ноябрь 2018года в размере 1 077 736 руб. 36 коп. и пени в размере 9 187 руб. 70 коп.

          По ходатайству истца судом было принято уменьшение иска в части основного долга до 471 503 руб. 45 коп. в связи оплатой ответчиком долга в сумме 606 232 руб. 91 коп. и увеличение пени до 25 867 руб. 90 коп. в связи с увеличением периода просрочки.

          Представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уменьшении суммы основного долга до 471 503, 45 коп. и увеличении пени до 43 857,57 руб. по состоянию на 31.05.2019г.

           Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2019 года с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия «Теплосети» Муниципального образования «Закрытое административно-территориального образование Знаменск Астраханской области» пеню за нарушение сроков оплаты за предоставленные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и за поставку тепловой энергии и теплоносителя в ноябре 2018года в сумме 23 571 руб. 75 коп.

В остальной части иска отказано.

С Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 609 руб.

С Муниципального предприятия «Теплосети» Муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 12 698 руб.

           Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное предприятие «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда изменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в  полном объёме, взыскав с ответчика задолженность в размере 471 503, 45 руб., пени в размере 43 857, 57 руб.

           В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что согласно договора, заключенного между сторонами, Ответчик обязан установить прибор учёта коммунальной услуги. Данное требование не исполнено, следовательно расчёт коммунального ресурса должен производиться по договору. Суд не учел преюдициального значения судебных актов по делу № А06-7794/2018.

   В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие  в деле, не заявят возражений.

  Из правовой позиции, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 « О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь ввиду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.

  Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.

  При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Арбитражный апелляционный суд в порядке пунктов 1, 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т.к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что судебный акт в обжалуемой части не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08 декабря 2017 года между Муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (ресурсоснабжающая организация) и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (исполнитель) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 36/18, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязалась подавать Исполнителю через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод, а Исполнитель обязался оплачивать принятые и отведенные коммунальные ресурсы.

В соответствии с пунктом 9.1 Договора, расчеты по договору производятся исполнителем, согласно действующим тарифам, утвержденным Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 22.11.2017 г. № 83 «Об установлении МП «Теплосети» тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения».

Пунктом 10.1 договора № 36/18 стороны установили, что оплата производится Исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно пункту 10.2 договора расчетный период, установленный договором равен 1 (одному) календарному месяцу. Оплата производится исполнителем на основании счетов, выставленных к оплате ресурсоснабжающей организацией.

Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

В Приложении № 1 договора приведены лимиты водопотребления и водоотведения и в табличной форме установлен порядок определения объема водопотребления при отсутствии приборов учета.

В частности указано, что данный объем определяется как произведение норматива потребления воды на одного человека в месяц, выраженное в м3, на количество койко-мест.

Согласно доводам искового заявления в ноябре 2018 года истец оказал ответчику услуги холодного водоснабжения и водоотведения на сумму 134 517 руб. 81 коп., выставив для оплаты счет-фактуру № 4031 от 30.11.2018г.

Ответчик свои обязательства по оплате не исполнил.

Между Муниципальным предприятием «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (ресурсоснабжающая организация) и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (исполнитель) 08 декабря 2017 года заключен договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя № 35/2017, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать поставку коммунального ресурса, а Исполнитель обязуется оплачивать поставленный коммунальный ресурс.

В пункте 6.1 договора установлен порядок определения количества полученной ФГБУ «ЦЖКУ» тепловой энергии.

Согласно пункту 6.1.1. договора количество полученной исполнителем тепловой энергии за расчетный период определяется расчетным путем согласно Приложению № 1, а именно по нормативам, утвержденным законодательством (до установки общедомовых, приборов учета, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а также в случае непредоставления показаний приборов учета в установленный договором срок.

В Приложении № 1 договора приведен порядок расчета потребления тепловой энергии и теплоносителя и в табличной форме установлен порядок определения объема горячего водоснабжения при невозможности его определения на основании показаний прибора учета; в частности указано, что данный объем определяется как произведение норматива потребления горячей воды на одного человека в месяц, выраженное в м3, на количество койко-мест.

Пунктом 9.2 договора № 35/2017 стороны установили, что оплата производится Исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно доводам искового заявления в ноябре 2018 года истец оказал ответчику услуги горячего водоснабжения на сумму 943 218 руб. 75 коп.

Ответчик свои обязательства по оплате не исполнил.

Общая сумма задолженности по двум договором по расчетам истца составила 1 077 736 руб. 36 коп.

Неисполнение ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению явилось основанием для обращения истца в суд с иском.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, доказательства и обстоятельства по делу, суд первой инстанции счёл требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно пункту 2 указанной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

В силу пунктов 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Оплата энергии в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о водоснабжении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о водоснабжении, к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Соглашением сторон по договору холодного водоснабжения и водоотведения № 36/18 от 08.12.2017 г. предусмотрено, что количество полученных Исполнителем коммунальных ресурсов тепловой энергии за расчетный период определяется расчетным путем согласно Приложению № I по нормативам, утвержденным законодательством (до установки общедомовых, приборов учета, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а так же в случае не предоставления показаний приборов учетам в установленный договором срок) (пункт 7.1.1.).

Соглашением сторон по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя № 35/2017 от 08.12.2017 г. предусмотрено, что количество полученной Исполнителем тепловой энергии за расчетный период определяется расчетным путем согласно Приложению № I по нормативам, утвержденным законодательством (до установки общедомовых, приборов учета, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а так же в случае не предоставления показаний приборов учетам в установленный договором срок) (пункт 6.1.1.).

Согласно позиции истца расчет задолженности должен производиться, исходя из количества койко-мест в общежитиях, указанных в договорах.

Ответчик считает, что расчет необходимо производить из количества постоянно и временно проживающих граждан на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственников и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354.

По расчету ответчика задолженность по договору № 36/18 составляет 64 483 руб. 58 коп., по договору № 37/2017 задолженность составляет 606 232 руб. 91 коп.

Суд первой инстанции доводы ответчика правомерно счёл обоснованными на основании следующего.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «в» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, состоящей из слагаемых, представляющих собой объем индивидуального потребления собственников жилых и нежилых помещений, определенный в соответствии с Правилами № 354, а также объем коммунального ресурса, использованный на общедомовые нужды.

Согласно пункту 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Согласно пункту 4 раздела 1 приложения № 2 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:

а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4: Pi = ni x Nj x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5.

Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Данный порядок для коммунальных квартир установлен пунктом 50 Правил № 354, согласно которому расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, осуществляется в соответствии с формулами 7, 7 (1), 8, 16, 19 и 21 приложения № 2 к названным Правилам.

В силу пункта 52 Правил № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме (то есть в соответствии с пунктом 42 Правил № 354).

Согласно вышеприведенным нормам расчет производится с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2019 № Ф06-46667/2019 по делу № А06-7794/2018 по исковому заявлению муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании долга и пени по договорам холодного водоснабжения и водоотведения от 08.12.2017 № 36/18 и на поставку тепловой энергии и теплоносителя № 35/2017, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, указано, что жилые помещения в спорных общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначаются для проживания военнослужащих и членов их семей.

Поскольку услуги истца по договорам оказываются в целях обеспечения коммунальных нужд проживающих в них граждан, то правоотношения сторон в спорный период, вопреки указаниям судов, регулировались положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

Ответчик в материалы дела представил акты обследования специализированных жилых помещений комиссией по инвентаризации и выявлению нарушений использования по назначению жилых помещений специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ, в которых перечислено количество комнат общежитий и количество проживающих лиц, пофамильно, журналы регистрации проживающих, договоры найма специализированных помещений, реестр сверки лицевых счетов и скриншоты из системы ГИС «ЖК Х», справка - сведения о количестве проживающих граждан.

Кроме того, в адрес ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ (представитель нанимателя) был направлен запрос о предоставлении информации по регистрации граждан проживающих в общежитиях Минобороны России, а также данные, подтверждающие количество фактическим проживающих граждан в ноябре 2018г.

В ответе на запросы предоставлены сведения (перечень) по проживающим гражданам за ноябрь 2018 г. с указанием сроков действия договоров найма жилого помещения, номером договора.

Также представителем ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ сообщено, что в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2012 г. №205/2/585 в дополнительных условиях жилищного договора, предусмотренного Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487, следует устанавливать положения по регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей до получения ими жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по нормам, определенным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании вышеназванных указаний Министра обороны Российской Федерации органами, уполномоченными заключать договоры найма служебного жилого помещения, в эти договоры были включены пункты, исключающие регистрацию военнослужащих и членов их семей по месту жительства по адресам предоставленных служебных жилых помещений.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицам, участвующим в деле, гарантируется право представлять арбитражному суду доказательства. Сторона, не представившая доказательства, несет риск наступления последствий не совершения процессуальных действий.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что документы  представленные ответчиком, являются надлежащими доказательствами количества граждан, проживающих в общежитиях.

Исходя из количества граждан, проживающих в общежития в ноябре 2018 г.: пр.9 Мая, д.4 – 0 чел; ул. Янгеля, д.2 – 76 чел.; пер. Армейский, д.2 – 13 чел.; пер. Армейский, д.1 – 6 чел.; ул. Ленина, д.11 – 87 чел., а всего 182 чел. ответчиком произведен расчет стоимости услуг, согласно которому задолженность за ноябрь по договору № 35/2017г. составляет 606 232 руб. 91 коп., задолженность по договору № 36/18 составляет 64 483 руб. 58 коп.

Согласно платежным поручениям от 08.02.2019г. и от 11.06.2019г. ответчик произвел оплату в сумме 670 716 руб. 49 коп.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для взыскания задолженности в судебном порядке.

Довод жалобы, чторасчет должен быть произведен по договору, судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, согласно Правил к Постановлению № 354 при отсутствии приборов учета, расчет должен производиться на основании количества  постоянно и временно проживающих граждан. Произведенный ответчиком расчет и подлежащая взысканию сумма задолженности за ноябрь 2019 года произведены на основании действующего законодательства.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о преюдициальном значении судебных актов по делу № А06-7794/2018, апелляционным судом отклоняются, так позиция ответчика при рассмотрении указанного дела судебными инстанциями была отклонена по причине не предоставления ответчиком достоверных сведений о количестве граждан, фактически проживающих в помещениях общежитий по состоянию на спорный период.

Кроме того, в связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате, истец заявил требование о взыскании неустойки в сумме 43 857 руб. 57 коп. за период с 16.12.2018г. по 31.05.2019г.

Требования истца в части взыскания законной неустойки также судом первой инстанции обоснованно удовлетворены частично.

Согласно статьям 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с частью 6.4. статьи 14 Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пунктом 9.3. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, теплоснабжающей организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Поскольку ответчиком нарушено условие договоров о сроке исполнения обязательства по оплате, обеспеченного законной неустойкой, то истец вправе требовать ее уплаты за все время просрочки.

Проверив расчет истца, суд первой инстанции счёл , его неверным, так как истцом неверно определена сумма основного долга, так как истец начисляет неустойку на сумму 1 077 736 руб. 36 коп. за период с 16.12.2018г. по 07.02.2019г. и на сумму 471 503 руб. 45 коп. за период с 08.02.2019г. по 31.05.2019г.

При этом, как установлено в судебном заседания задолженность по договору № 35/2017г. за ноябрь 2018г. составляет 606 232 руб. 91 коп., которая была оплачена 08.02.2019г., следовательно, неустойку необходимо начислять с 16.12.2018г. по 07.02.2019г.

Задолженность по договору № 36/18 составляет 64 483 руб. 58 коп., которая была оплачена 11.06.2019г., при этом истец начисляет пеню до 31.05.2019г.

Таким образом, неустойку по договору № 36/18 необходимо начислять с 16.12.2018г. по 31.05.2019г.

Поскольку на день вынесения судебного акта размер ключевой ставки Банка России составляет 7,50%, то при расчете неустойки применению подлежит ставка в размере 7,50%.

Произведя перерасчет, суд первой инстанции пришёл к выводу, что неустойка составляет 23 571 руб. 75 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда  первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

          Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 июля 2019  года по делу №А06-461/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

          Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         В. Б. Шалкин

Судьи                                                                                                                      А. ФИО1

                                                                                                             С. В. Никольский