ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-4681/2021 от 27.06.2022 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-4681/2021

30 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена  27 июня 2022 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Е.В. Пузиной,

судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,

рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Юг»  на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 марта 2022 года по делу                                     № А06-4681/2021

по заявлению Публичного акционерного общества «Россети Юг» (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49,  ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47,  ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410) о признании незаконными и отмене решения от 20.02.2020 по делу № 030/01/10-940/2020, предписания от 20.02.2021 по делу №030/01/10-940/2020 об устранении нарушения,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (414000, г. Астрахань, пл. Джона Рида, д. 3, литер строения А; ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554), акционерного общества «Судостроительный завод «Лотос» (адрес: 416110, Астраханская обл., Наримановский р-н, г. Нариманов, ул. Береговая, д. 3; ОГРН 1023000824153, ИНН 3008003802), Администрации  муниципального образования «Город Нариманов» (416111, Астраханская обл., Наримановский р-н, г. Нариманов, ул. Набережная, д. 2; ОГРН 1023000839135, ИНН 3008005013), общества с ограниченной ответственностью «Энергосбытовая компания «Красное Сормово» (603003, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Баррикад, д. 1; ОГРН 1065263039005, ИНН 5263057670), Муниципального унитарного предприятия «Благоустроенный город» (416111, Астраханская область, г. Нариманов, ул. Астраханская, д. 8; ОГРН 1153000998, ИНН

3023009679)

при участии в судебном заседании представителя Публичного акционерного общества «Россети Юг» - Васильева  М.Н., дов. от 12.01.2022г.

                                                                      УСТАНОВИЛ:

             Публичное акционерное общество «Россети Юг» обратилось в арбитражный суд с заявлением   о признании незаконными и отмене решения от 20.02.2020 по делу № 030/01/10-940/2020, предписания от 20.02.2021 по делу № 030/01/10-940/2020 об устранении нарушения, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области

             Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 марта  2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

              Публичное акционерное общество «Россети Юг», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым  удовлетворить требования.

           Апелляционная жалоба мотивирована тем, что  поставка электрической энергии АО «Судостроительный завод «Лотос» на фидер № 28 ПС «Заводская» 110/10   не  осуществляется в связи с технологическим нарушением в работе электрооборудования ф.28 в феврале 2018г. и в связи с отсутствием оборудования в ячейке 10кВ ф.28. Публичное акционерное общество «Россети Юг» собственником, владельцем,  балансодержателем указанных сетей не является. По фидеру № 18 энергоснабжение восстановлено.

          В судебное заседание явился представитель Общества.

           Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

          Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

           Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.

           Представитель Общества огласил позицию по делу. Решение суда  считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

           Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

           Как следует из материалов дела, в Астраханское УФАС России поступила жалоба ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» на бездействие ПАО «Россети Юг», выразившееся в не восстановлении поставки электрической энергии АО «Судостроительный завод «Лотос» по точкам поставки фидер № 18 и фидер № 28 ПС 110  кВ «Заводская» по договору энергоснабжения № 40001 от 28.12.2012г.

           Усмотрев в действиях ПАО «Россети Юг» признаки нарушения п.4 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции  УФАС по Астраханской области в отношении ПАО «Россети Юг», возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 030/01/10-940/2020.

            По результатам проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области принято решение от 20.02.2020 по делу № 30/01/10¬940/2020 о признании ПАО «Россети Юг» нарушившим п. 4 ч. 1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем бездействия, выразившемся в не восстановлении поставки электрической энергии АО «Судостроительный завод «Лотос» по точкам поставки фидер 18 и фидер 28 ПС ПО кВ «Заводская» по договору энергоснабжения № 40001 от 28.12.2012, результатом чего явилось ущемление интересов АО «ССЗ «Лотос» и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в сфере предпринимательской деятельности.

             На основании вышеуказанного решения 20.02.2020г. ПАО «Россети Юг» выдано предписание, в соответствии с которым на общество возложена обязанность восстановления поставки электрической энергии АО «ССЗ «Лотос» по точкам поставки фидер 18 и фидер 28 ПС 110 кВ «Заводская».

             Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

              Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение  и предписание антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Общества.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

   В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Правонарушение в сфере антимонопольного законодательства представляет собой административное правонарушение, для констатации совершения которого необходимо установить все элементы состава: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону (вину).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, при возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом должны быть установлены как  факт доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке, так и признаки совершения им действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Юг» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах Астраханской области, в связи с чем,  на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора.

Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе в недопущение конкуренции, ограничении конкуренции, устранении конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов), причинении вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1-11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

         В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ зпрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).

Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.

В целях реализации указанных принципов правоотношения между субъектами розничных рынков регулируются нормативными правовыми актами и договорами, опосредующими куплю-продажу электроэнергии, оказание услуг по ее передаче и прочих услуг, неотъемлемо связанных с процессом поставки электроэнергии. Законодательством правоотношения урегулированы таким образом, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, приобретают и оплачивают как электроэнергию, так и весь комплекс услуг, связанный с ее обращением.

В силу пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, пунктов 6, 27 - 30, 40 - 43, 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пунктов 69, 73 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, приобретая электроэнергию у поставщиков, потребители оплачивают услуги по ее передаче: либо поставщикам электроэнергии с последующим расчетом между поставщиками и сетевыми организациями в рамках заключенных между ними договоров (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором энергоснабжения), либо непосредственно сетевым организациям по отдельным договорам (если правоотношения поставщиков и потребителей регулируются договором купли-продажи электроэнергии).

В договорах, опосредующих правоотношения по поставке электроэнергии, указываются точки поставки, которые являются местами исполнения обязательств и используются для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (в том числе в части услуг по передаче электроэнергии).

По общему правилу, места нахождения точек поставки предопределяются условиями технологического присоединения объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства (пункты 2, 40, 41 Основных положений N 442, пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).

Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (пункт 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 2, подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).

Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).

Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний N 20-э/2).

Согласно пункту 7 Основных положений N 422 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации

 Как следует из материалов дела, на территории Астраханской области установлена котловая тарифная модель по принципу «котел сверху».

При расчетах в рамках указанной модели потребитель, либо гарантирующий поставщик в интересах потребителя,  заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателем котла, поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе.

Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, не имеют права заключать договоры непосредственно с потребителями и получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил N 861), при этом держатель котла несет ответственность за качество предоставленных услуг такими территориальными сетевыми организациями.

Как следует из материалов дела, 28.12.2012 между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ОАО «ССЗ «Лотос» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 40001, по условиям которого,  гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязан принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в сроки и на условиях, определенных договором.

В соответствии с приложением № 1 к договору от 28.12.2012 к точкам поставки отнесены, в том числе, фидеры 18 и 28 подстанции «Заводская».

В силу п. 2 Правил № 442 точка поставки на розничном рынке – место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по  передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством РФ об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности – в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

В целях обеспечения бесперебойной поставки качественной электроэнергии своим потребителям, в т.ч. ОАО «ССЗ «Лотос», между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», являющимся гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области, и ПАО «Россети Юг», являющимся региональной сетевой компанией (держателем котла),  заключен договор № 30000130000394 от 28.06.2013 оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого, исполнитель – сетевая организация, обязался оказывать заказчику - гарантирующий поставщик, услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии, в том числе, через технические устройства электрических сетей Субисполнителя, заключивших с Исполнителем договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, электроустановки собственников, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, бесхозяйные электроустановки, а Заказчик принял обязательства оплачивать услуги Исполнителя в порядке, установленном настоящим Договором.

Пунктом 3.4.1 договора предусмотрена обязанность ПАО «Россети Юг» обеспечивать передачу электрической энергии в точки поставки потребителей заказчика ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам.

По условиям пункта 3.5.3 Договора Сетевая компания несет ответственность перед заказчиком за действия третьих лиц при выполнении обязательств.

Подпунктом «в» п. 8.2.2 договора установлена  ответственность исполнителя за отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 установлено, что в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

В силу требований пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана: а) обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони; б) осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

При заключении договора с ПАО «Россети Юг» (ранее ПАО «МРСК Юга») в 2013 году услуга по передаче электроэнергии потребителю АО «ССЗ «Лотос» оказывалась с привлечением территориальной сетевой организацией МУП «Электросети» МО «Город Нариманов», а затем с октября 2015 года – территориальной сетевой организацией МУП «Благоустроенный город» МО «Город Нариманов».

 Согласно акту по установлению границ обслуживания и ответственности за состояние сетей и электрооборудования, составленному между МУП «Электросети» МО «Город Нариманов» и потребителем АО «ССЗ «Лотос» электроустановка АО «ССЗ «Лотос» признана начинающейся с клеммных наконечников отходящих кабельных линий фидеров №№ 11, 40, 5, 18, 28, 19, 25 ПС 110 кВ «Заводская». Указанные точки поставки отражены в приложении № 2 «Перечень точек поставки электроэнергии из сети исполнителя» к договору от 28.06.2013г. № 30000130000394.

Согласно приложению № 2 к договору от 28.06.2013г. № 30000130000394 фидеры 18 и 28 ПС «Заводская» включены в перечень точек поставки электроэнергии из сети исполнителя.

 Согласно приложению № 2 «Перечень точек поставки электроэнергии из сети исполнителя» к договору от 28.06.2013г. № 30000130000394 между ПАО «Россети Юг» и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» урегулированы правоотношения  по организации передачи электрической энергии потребителю  АО «ССЗ «Лотос» по договору энергоснабжения от 28.12.2012г. № 40001, а именно, точка поставки электроэнергии по фидеру № 18 ПС «Заводская», оборудованная прибором учета урегулирована сторонами в приложении № 2 раздел 2 строка в перечне № 3646; точка поставки электроэнергии по фидеру № 28 ПС «Заводская», оборудованная прибором учета урегулирована сторонами в приложении № 2 раздел 2 строка в перечне № 3642.

С декабря 2018 года сетевой комплекс Администрации МО «Наримановский район» передан в ПАО «Россети Юга» на основании договора аренды имущества № 5/30001801005424 от 27.12.2018.

Таким образом, с учетом условий заключенного договора № 30000130000394 от 28.06.2013г., учитывая Правила № 861, поставка электроэнергии  по договору № 40001 от 28.12.2012г. должна быть обеспечена сетевой компанией  по семи точкам  поставки,  отраженным в акте по установлению границ обслуживания и ответственности за состояние сетей и электрооборудования.

Несмотря на опосредованное технологическое присоединение спорных точек поставки, именно ПАО «Россети Юга» несет ответственность за качество поставленной электроэнергии согласно условиям договора и требованиям законодательства.

Впоследствии, с целью поставки электроэнергии для АО «ССЗ «Лотос» между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ООО «ЭСК «Красное Сормово» заключен договор энергоснабжения № 74 от 01.07.2020.

Таким образом,  на протяжении всего периода действия договора оказания услуг по передаче электроэнергии, ПАО «Россети Юг» является лицом, обязанным обеспечивать качественную бесперебойную поставку электроэнергии по всем точкам поставки, предусмотренным договором № 40001 от 28.12.2012 и договором № 74 от 01.07.2020, в том числе,  с привлечением третьих лиц, и отвечать за их действия.

Письмом  от 23.09.2019г. АО «ССЗ «Лотос» уведомило ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о том, что в результате аварии на ПС 110 кВ «Заводская» АО «ССЗ «Лотос» не имеет возможности принимать электроэнергию по двум точкам поставки электроэнергии: фидер № 18 (ячейка выгорела полностью),  фидер № 28 (отсутствует выкатной элемент масляного выключателя). Указанные неисправности значительно снизили надежность энергоснабжения завода.

В настоящее время АО «ССЗ «Лотос» обеспечен поставкой электроэнергии только по 5 точкам (№ 5,11,19,25,30), вместо семи  точек.

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания»  02.10.2019г. в адрес ПАО «Россети Юг» направлено письмо с указанием, что у потребителя отсутствует энергоснабжение по точкам поставки  фидер № 18, фидер № 28 и необходимости восстановления энергоснабжения.

Письмом № АЭ/1501/3648 от 31.10.2019 ПАО «Россети Юг» отказалось восстановить работоспособность ячеек на ПС 110кВ «Заводская», предложив обратиться к собственнику.

05.12.2019г. ПАО «Астраханская энергосбытовая компания»  вновь направило  в адрес ПАО «Россети Юг письмо с требованием восстановления надлежащего энергоснабжения по фидерам № 18, № 28.

Письмом № АЭ/1501/4165 от 06.12.2019 ПАО «Россети Юг» отказалось восстановить работоспособность ячеек фидер № 18, № 28 на ПС 110кВ «Заводская», предложив обратиться к собственнику – МО «город  Нариманов».

Таким образом,  решением Астраханского УФАС России и судом правомерно установлены недобросовестные действия монополиста ПАО «Россети Юг», повлекшие за собой ущемление прав участников рынка, выраженные в прямом отказе сетевой компанией письмами № АЭ/1501/3648 от 31.10.2019, № АЭ/1501/4165 от 06.12.2019, в обеспечении бесперебойной передачи электрической энергии по точкам поставки, предусмотренным условиями договора № 40001 от 28.12.2012, а также условиями договора от 28.06.2013 N 30000130000394 оказания услуг по передаче электрической энергии.

В силу монопольного положения ПАО «Россети Юг» на рынке, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» лишено возможности при недобросовестном поведении сетевой компании отказаться от ее услуг и обратиться к другому лицу.

Не получив от ПАО «Россети Юг» надлежащим образом оказанной услуги по передаче электрической энергии гарантирующий поставщик лишен возможности гарантировать потребителю – АО «ССЗ «Лотос» качественное энергоснабжение в рамках заключенного договора.

В силу требований пункта 30 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса  поставки электрической энергии потребителям.

При возникновении ситуации, когда потребителю понадобится использовать электрическую энергию по всем точкам поставки по договору, в том числе и по резервным, Общество в силу бездействия сетевой компании лишено возможности обеспечить исполнение принятых на себя обязательств по договору энергоснабжения.

Гарантирующий поставщик обязан отвечать за такие бездействия сетевой компании перед потребителем, в том числе,  обязан возместить убытки потребителя в случае их возникновения.

На основании изложенного, противоправное бездействие ПАО «Россети Юг» как сетевой компании ущемило право гарантирующего поставщика ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» на надлежащее исполнение принятых на себя обязательств по договору энергоснабжения,  ущемили право потребителя АО «ССЗ «Лотос» на получение электрической энергии в необходимом для него объеме по всем точкам поставки, определенным в договоре № 40001.

Таким образом, наличие правового положения ПАО «Россети Юг» как субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ Астраханской области, а также факт допущенных обществом нарушений, повлекших ущемление интересов гарантирующего поставщика и третьих лиц, свидетельствует о правомерности решения и предписания Астраханского УФАС России.

           Доводы жалобы о том, что  поставка электрической энергии АО «Судостроительный завод «Лотос» на фидер № 28 ПС «Заводская» 110/10   не  осуществляется в связи с технологическим нарушением в работе электрооборудования ф.28 в феврале 2018г. и в связи с отсутствием оборудования в ячейке 10кВ ф.28,  Публичное акционерное общество «Россети Юг» собственником, владельцем,  балансодержателем указанных сетей не является, по фидеру № 18 энергоснабжение восстановлено, судом апелляционной инстанции отклоняются.

Как следует из материалов дела  по договору аренды имущества от 27.12.2018г. во владение ПАО «Россети Юг»  передан весь сетевой  комплекс МО, одним из объхектов которого является ПС «Заводская».

Фидеры 18 и 28 ПС «Заводская» являются ее составными частями, соответственно передача ПС «Заводская» без указанных фидеров невозможна.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, на протяжении всего периода действия договора оказания услуг по передаче электроэнергии, ПАО «Россети Юг» является лицом, обязанным обеспечивать качественную бесперебойную поставку электроэнергии по всем точкам поставки, предусмотренным договором № 40001 от 28.12.2012, в том числе,  с привлечением третьих лиц, и отвечать за их действия.

В рассматриваемом случае, не имеет значения является заявитель собственником, владельцем, балансодержателем сетей или не является, поскольку существенное правовое значение имеет находится ли объект передачи электроэнергии в  границах ответственности  сетевой организации.

Представленные сетевой компанией документы о восстановлении энергоснабжения по фидеру 18 путем перевода отходящего кабеля 10 кВ в ячейку 19 не подтверждает факт принятия мер по обеспечению поставки электроэнергии по всем точкам поставки, в отношение которых заключен Договор, подтверждает изменение схемы энергоснабжения потребителя без надлежащего согласования с ним, а также факт неисполнения обязанности по поставке электроэнергии по фидерам № 18, № 28.

Оспариваемые решение и предписание Астраханского УФАС России являются законными и исполнимыми, не нарушают права и законные интересы заявителя.

При указанных обстоятельствах, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области 21 марта 2022 года по делу
№ А06-4681/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий                                                                            Е.В. Пузина

Судьи                                                                                                           Ю.А. Комнатная

С.М. Степура