ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-4978/18 от 27.06.2019 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-4978/2018

02 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Борисовой Т. С., Жаткиной С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шавеевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 апреля 2019 года по делу № А06-4978/2018 (судья А.М. Соколова)

по исковому заявлению Министерства социального развития и труда Астраханской области  к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (Гостиничный комплекс «На Рублевке»)

третьи лица: Российская Федерация в лице Главного управления по делам миграции Министерства Внутренних дел, Управление Федерального Казначейства по Астраханской области, Управление МВД РФ по Астраханской области, Министерство финансов Астраханской области,

о взыскании в доход бюджета денежных средств в размере 253 600 руб.

без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социального развития и труда Астраханской области обратилось  в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю  ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 253 600 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 апреля 2019 года по делу № А06-4978/2018 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объёме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство социального развития и труда Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 апреля 2019 года отменить, исковые требования удовлетворить.

Лица, участвующие в деле  в судебное заседание не явились.

Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Во обосновании заявленных исковых требований, истец ссылается на  предоставление ответчиком недостоверных сведений о количестве фактически проживающих граждан Украины в пункте временного размещения (далее - ПВР).  

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Астраханской области от 24.07.2014 № 294-П «Об обеспечении временного социально-бытового обустройства граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения на территории Астраханской области» определены пункты временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в которые входил в том числе, гостиничный комплекс «На рублевке».

Согласно протоколу № 5 от 03.04.2015 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 - руководителя гостиничного комплекса «На рублевке», комиссией по распределению субсидий было принято решение наличии оснований для предоставления субсидии в размере 1 722 400 рублей (за период с 01.02.2015 по 28.02.2015) и 1 821 600 рублей (за период 01.03.2015 по 31.03.2015).

Министерством было вынесено распоряжение с 03.04.2015 № 611 «О предоставлении субсидии» и, соответственно, с индивидуальным предпринимателем ФИО1 были заключены два соглашения от 03.04.2015 о предоставлении субсидии на общую сумму 3 544 000 рублей.

Согласно платежному поручению общая сумма иных межбюджетных трансфертов в размере 14 667 200 рублей поступила в бюджет Астраханской области 10.07.2015 года, из которых 3 290 400 рублей - на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидии индивидуальному предприни­мателю ФИО1 - руководителю гостиничного комплекса «На рублевке».

Однако, как указывает истец, фактически Федеральной миграционной службой России из федерального бюджета на финансовое обеспечение указанных мероприятий было перечислено 3 290 400 рублей, возникла разница, составившая 253 600 руб.

Учитывая, что гостиничному комплексу «На рублевке» затраты на содержание граждан Украины были возмещены из бюджета Астраханской области в размере 3 544 000 рублей, а фактически Федеральной миграционной службой России из федерального бюджета на финансовое обеспечение указанных мероприятий было перечислено 3 290 400 рублей, возникла разница, составившая 253 600 руб.

Истец считает, что данная разница возмещения возникла в  результате предоставления, на получение субсидии, индивидуальным предпринимателем ФИО1 недостоверных сведений,   и следовательно, из бюджета Астраханской области на обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины за период с 01.02.2015 г. по 31.03.2015 была затрачена сумма, превышающая фактические затраты на указанные мероприятия, исполнение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

Министерство предложило Ответчику возвратить «излишне перечисленные» денежные средства на расчетный счет Министерства труда и социальной защиты населения  Астраханской области.

Неисполнение данных требований, послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, Арбитражный суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 4528-1 от 19.02.93 "О беженцах" в случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 690 от 22.07.14 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" были утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке (Временные правила), которые определяют порядок предоставления указанным лицам, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Законом о беженцах возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 691 от 22.07.14 "Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке" на субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в 2014 и 2015 годах прием граждан Украины и лиц без гражданства согласно определенной данным постановлением численности.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 926 от 12.09.14 "Об отдельных мерах по организации пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять порядок и сроки создания и ликвидации пунктов временного размещения в целях обеспечения проживания граждан Украины и лиц без гражданства, учитывая наступление осенне-зимнего периода и возможность самостоятельного обустройства граждан Украины и лиц без гражданства.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1502 от 26.12.14 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения" (вместе с "Правилами предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения") (Правила на 2015 год) финансирование пребывания граждан Украины на территории Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления межбюджетных трансфертов на их финансовое обеспечение.

Пунктом 3 Правил на 2015 год определено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральной миграционной службе.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 156 от 05.04.16 Федеральная миграционная служба упразднена, а ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О беженцах" мероприятия по приему, проезду и размещению лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также расходы на прием лиц, получивших временное убежище, установленные положениями подпунктов 1, 3 - 6 пункта 1 статьи 6, подпунктов 1, 4 - 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 4528-1, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил на 2015 год предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляются иные межбюджетные трансферты;

б) наличие списков граждан Украины и лиц без гражданства с указанием фактической продолжительности пребывания (дней) на территории Российской Федерации и информации о постановке на миграционный учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы (территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Согласно пункту 8 Правил на 2015 год расчет размера иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации определяется исходя из количества граждан Украины и лиц без гражданства, а также их детей, рожденных на территории Российской Федерации, по данным Федеральной миграционной службы (Министерства внутренних дел Российской Федерации) о постановке на учет по месту пребывания.

Истец настаивал на том, что предоставленная руководителем пункта временного размещения  информация о количестве и времени нахождения лиц, размещенных в пункте временного размещения не соответствует данным, содержащимся в центральном банке данных в связи с несвоевременной постановкой граждан на миграционный учет, в результате чего количество и продолжительность пребывания граждан Украины в указанном ПВР завышена при фактическом наличии граждан в количестве 12 человека, в связи, с чем выделенные бюджетом денежные средства в размере  253600 рублей подлежат возврату в федеральный бюджет, так как являются неосновательным обогащением.

Так, между Федеральной миграционной службой России и Правительством Астраханской области, за период с 01.02.2015 по 31.03.2015, было заключено соглашение от 29.06.2015 № КР-1/4-7858/02-02-054 о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджету Астраханской области иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения (далее - соглашение), согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов составлял 7 776 000 рублей и дополнительное соглашение от 06.07.2015 № 1/02-02-053 к соглашению, которым размер иных межбюджетных трансфертов по состоянию на 31.03.2015 в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.06.2015 № 1203-р, был изменен и составил 14 667 200 рублей.

Постановлением Правительства Астраханской области от 27.06.2014 № 228-П определен Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по временному проживанию граждан Украины, покинувших места своего постоянного проживания и прибывших в Астраханскую область» (далее - Порядок), согласно которому главным рас­порядителем субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг по временному проживанию граждан Украины, покинувших места своего постоянного проживания и прибывших в Астраханскую область (далее - субсидия, граждане Украины) являлось министерство социального развития и труда Астраханской области (далее - министерство).

Постановлением 369-п предусмотрено предоставление трансфертов в целях финансового обеспечения мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения. Диспозиция указанного нормативного акта свидетельствует о направленности предоставления бюджетных средств в целях компенсации затрат по проживанию и питанию конкретных граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения.

О направленности бюджетных трансфертов на обеспечение мероприятий по обустройству конкретных лиц свидетельствует также порядок определения размера трансфертов, предусмотренный Порядком, согласно которому размер подлежащих предоставлению трансфертов подлежит определению исходя из конкретного количества лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения и фактической продолжительности пребывания данных лиц в пунктах временного размещения.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

Как верно отмечено судом первой инстанции, по  существу истец оспаривает списки проживающих граждан,  предоставленные ответчиком.

 Однако, представленные истцом и третьим лицом списки лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, и находящихся в пункте временного размещения, не подтверждают, что лица, не состоящие на миграционном учете не были размещены в ПВР, за ними не были сохранены предоставленные им помещения для размещения, и для них не осуществлялось приготовление пищи и не оказывались другие сопутствующие услуги.

Из материалов дела следует, что истец никаких действий по проверке соответствия количества граждан проживающих в пункте временного содержания количеству граждан, указанных ответчиком в отчете не предпринимал.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 781 Кодекса заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Соглашение, заключенное сторонами не предусматривает обязательства ответчика по постановке на миграционный учет, размещаемых в пункте временного размещения граждан Украины, а неисполнение ответчиком, предусмотренного законом порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан может повлечь за собой административную ответственность, но не является основанием для освобождения истца от обязательства по оплате оказанных ответчиком услуг.

Лицо, признанное беженцем в Российской Федерации, после получения направления в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное ФМС России, обязано прибыть в указанное место в сроки, определенные ФМС России или ее территориальным органом, и встать на миграционный учет в порядке, определенном Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. N 364 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации";

Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе ФМС России, к которому они прикреплены, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на соответствующий учет по новому месту пребывания или месту жительства влечет за собой административную ответственность (ст. 18.12 КоАП РФ).

При вынесении обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции правомерно учтено, что  21.10.2015 ФИО1 произвела возврат субсидии в размере 552 800 руб.

При этом, арбитражный суд обоснованно не принял во внимание и отклонил  довод  истца  о том, что данный возврат произведен по списку беженцев за 2014 год. Данный факт опровергается ответчиком и не следует из назначения платежа. Более того, ответчик представил доказательства  в обосновании недоплаты сумм субсидий за 2014 год и  указал, что возвратная сумма формировалась по требованию без учета списочного  состава.

 Согласно части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий несовершения ими процессуальных действий, в том числе в случае непредставления ими дополнительных доказательств.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для получения межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально – бытовому обустройству граждан Украины в гостиничном комплексе «На Рублевке» в сумме 253 600 рублей, подлежит отклонению, как неподтвержденный материалами дела.

Напротив, как следует из материалов дела, ответчик представил документы, подтверждающие проживание граждан в ПВР (с расшифровкой по фамильно, с указанием периода проживания).

Кроме того, материалы дела содержат документы, подписанные Министерством социального развития и труда Астраханской области, а также руководителем Управления по вопросам миграции России по Астраханской области, где четко указаны фамилии и период проживания в ПВР. Данный документ подтверждает проживание лиц в ПВР в тот период, который пытается оспорить истец.

Как было указано ранее, соглашение, заключенное сторонами не предусматривает обязательства ответчика по постановке на миграционный учет, размещаемых в пункте временного размещения граждан Украины, а неисполнение ответчиком, предусмотренного законом порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан может повлечь за собой административную ответственность, но не является основанием для освобождения истца от обязательства по оплате оказанных ответчиком услуг.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 апреля 2019 года по делу  № А06-4978/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Т. ФИО2

Судьи                                                                                                                      Т. ФИО3

                                                                                                             С. А. Жаткина